Цель исследования: ознакомить общественность с интересными фактами участия прадедов учащихся Кировского физико-математического лицея в сражениях Великой Отечественной войны.
Задачи исследования:- изучить историю основных битв, в которых принимали участие ветераны Великой Отечественной войны;- подобрать информационный материал из семейных и государственных архивов о ветеранах Кировской области, принимавших участие в битвах Великой Отечественной войны, оформить выставку; – создать брошюру, отображающую ратный подвиг кировчан, участников Великой Отечественной войны;- провести анкетирование учащихся лицея на предмет знания фактов биографии своих родственников, участников Великой Отечественной войны, и сопоставить данные с данными ВЦИОМ.Объект исследования: ратный подвиг кировчан в Великой Отечественной войне. Предмет исследования: боевые пути ветеранов Великой Отечественной войны Кировской области как факт исторической памяти.Гипотеза: если мы соберем интересные материалы об участии ветеранов Великой Отечественной войны Кировской области в главных сражениях их боевой биографии, то сможем создать информационное издание, полезное с воспитательной и краеведческой точки зрения для лицеистов, жителей и гостей города.Методы исследования: теоретический (анализ, синтез, сравнение, обобщение), эмпирический (анкетирование).В процессе поиска необходимой информации были отобраны, изучены и проанализированы различные документы и материалы по теме исследования (библиография в приложении).Полученные сведения легли в копилку информационных материалов нашего исследования.Продукт: брошюра «Дорогами войны».Отчет по этапам исследования1. Этап первый. Поиск информации о героях Великой Отечественной войны, прадедушках лицеистовПлан1.1. Сбор фотографических и текстовых материалов.1.2. Создание выставки «Чтобы помнили».1.3. Работа выставки, экскурсии.1.4. Вывод. 1.1. Сбор фотографических и текстовых материаловТрудно переоценить роль поисковой работы в школе. Особенно если речь идет о самом важном – героях Великой Отечественной войны. Поэтому лицеисты 2-х, 5-7-х классов быстро откликнулись на предложение собрать информацию о своих прадедушках, чья судьба была связана с суровыми 1941-1945 годами. В поиске приняли активное участие и родители лицеистов, которые сканировали старые, пожелтевшие от времени снимки, искали сведения о своих близких в архивах, фотографировали ордена и медали. Эта работа объединила всех. В результате были собраны рассказы о нелегкой судьбе 60 защитников Родины. Ни одно сочинение не похоже на другое. В некоторых – скупые строчки архивных документов, в других – записанные со слов ветеранов воспоминания, в третьих – трогательные письма, стихи… Перелистывая страницы сочинений, понимаешь, как бережно хранится в каждой семье память о дедах и прадедах, отстоявших нашу свободу в войне с фашизмом.1.2. Создание выставки «Чтобы помнили»По материалам, собранным лицеистами, решили создать выставку. Выбрали место на втором этаже лицея, распечатали фотографии. Чтобы создать эмоциональный настрой у посетителей, оформили выставку фигурками белых голубей, символов мира. Каждую фотографию украшала георгиевская ленточка. Дизайн выставки был разработан учениками 6-го «Б» класса совместно с учителем изобразительного искусства. Также учениками этого класса выставка была оформлена.Далее необходимо было собранные материалы объединить в один текст, который сопровождал бы экскурсию по выставке, подобрать музыку. Эту работу выполнила творческая группа учащихся 6-го «В» класса под руководством учителей литературы и истории. Затем были выбраны экскурсоводы. Ими стали ученицы 6-го «А» класса Алия Гилязева, Анна Полякова, Дарья Сергеева, Анастасия Рослякова. Таким образом, к 26 апреля 2015 года подготовка была закончена, и выставка начала свою работу.1.3. Работа выставки, экскурсии27 апреля – первый день работы выставки. Экскурсоводы волновались, ведь им нужно было провести 4 экскурсии для учеников начальной школы. Звучали военные песни, малыши внимательно слушали рассказ о героях войны. Уходя, дети и учителя благодарили ведущих.Выставка продолжала свою работу до 8 мая. На экскурсиях побывали более 300 человек из десяти классов.1.4. ВыводПосле 9 Мая все материалы выставки были переданы в лицейский музей им. Я.Н.Падерина. Поступило предложение лучшие сочинения напечатать и издать брошюру. 2. Этап второй. Разработка брошюры «Дорогами войны»План2.1. Отбор материала для брошюры.2.2. Разработка дизайна брошюры.2.3. Изготовление брошюры.2.4. Вывод.2.1. Отбор материала для брошюрыВ проекте приняли участие более 80 учащихся лицея. Для брошюры отобрали работы, наиболее интересные и значимые с краеведческой точки зрения. 2.2. Разработка дизайна брошюрыРазработка сигнального экземпляра брошюры проходила следующим образом:- отбор и анализ информационного и фотографического материла, компоновка материалов;- получение всех исходных материалов (либо изготовление);- создание чернового варианта на бумаге, его утверждение;- создание наброска титульного листа и одного разворота брошюры для утверждения общей идеи (концепции);- окончательная верстка макета, его утверждение;- подготовка макета к тиражированию.2.3. Изготовление брошюрыПодготовленный и утвержденный макет был напечатан в типографии «Старая Вятка» тиражом 100 экземпляров. Срок изготовления 2 дня, стоимость 3000 р. Брошюра была презентована 24 сентября 2015 года на традиционной родительской конференции. Часть экземпляров торжественно вручили наиболее активным участникам проекта. Три брошюры были подарены библиотеке, 2 брошюры – школьному музею боевой славы им. Я.Н.Падерина. 2.4. ВыводНа данном этапе мы использовали методы обработки информации и фотоматериалов, создали черновой вариант на бумаге и утвердили его, выбрали дизайнерское решение, подготовили макет к тиражированию и отнесли в типографию.3. Этап третий. Проведение анкетирования среди учащихся 7-9-х классов Кировского физико-математического лицеяВремя стирает память, меняет оценки и остроту восприятия прошлого. Современные поколения знают о войне не по личным впечатлениям и даже и не по рассказам близких и родственников, а значительная часть молодежи вообще мало интересуется отечественной историей. В июне 2014 года Всероссийский центр изучения общественного мнения провел опрос 1600 взрослых граждан, а в сентябре 2015 года инициативная группа Кировского физико-математического лицея опросила 127 учащихся 7-9-х классов на темы «Были ли среди ваших родственников участники Великой Отечественной войны? Если были, то знаете ли вы подробности их жизни в годы войны?» и «Говорите ли вы в своей семье о прошедшей войне или эта тема вообще никак не затрагивается?». Согласно первому опросу 42% взрослых много знают об участии родственников в Великой Отечественной войне из рассказов своих близких, семейных архивов (доля лицеистов составляет 31%); 31% и 19% соответственно знают, что родственники воевали, но подробности им не известны. 15% взрослых и 10% детей указывают на тот факт, что среди родственников были участники войны, но они погибли или пропали без вести и о них ничего неизвестно. Низкие проценты (по 6%) связаны с утверждением о том, что никто из их родственников не участвовал в войне или этим респондентам неизвестны факты участия родственников в войне (в данном случае процент опрошенных у лицеистов составил 30%, 10% затруднились дать свой ответ). Согласно второму опросу более половины россиян говорят о прошедшей войне время от времени (в семьях лицеистов эта цифра составляет почти 30%), почти у трети респондентов проблема войны не поднимается, и лишь 15% россиян и чуть более 30% лицеистов говорят об этом часто. ЗаключениеРеализовывая на практике проект создания информационного издания, мы:- нашли необходимую информацию об участии родственников наших лицеистов в ВОВ; – встретились с интересными людьми, кому не безразлична судьба и история нашей малой родины;- провели анкетирование лицеистов об участии их родственников в Великой Отечественной войне, сравнив с всероссийским опросом ВЦИОМ;- продумали дизайн и наполнение рубрик информационного издания;- оформили и напечатали брошюру «Дорогами войны».Поставленная нами в начале работы цель – ознакомить общественность с интересными фактами участия прадедов учащихся Кировского физико-математического лицея в сражениях Великой Отечественной войны – полностью достигнута. Мы изучили историю отдельных семей наших лицеистов и выявили их вклад в дело Победы. Полученную информацию довели до сведения учащихся и их родственников, а также педагогов Кировского физико-математического лицея и получили положительные отзывы о проделанной работе. Брошюру «Дорогами войны» и материалы своего исследования с фотографиями и комментариями мы передали в школьный музей боевой славы им. Я.Н.Падерина и библиотеку лицея. Брошюра поможет подрастающему поколению в изучении богатейшего наследия, выявит взаимосвязь таких компонентов, как связь времен, память поколений, преемственность. В наших планах на будущее – проведение презентации нашего издания для учащихся образовательных учреждений города Кирова.Ученицы, проводившие экскурсию по выставке, в своих отзывах писали: «Мы понимали, что нельзя забывать тех, кто отдал жизнь за светлое будущее. Подобные мероприятия обязательно нужно проводить, чтобы спустя годы мы помнили тех, кому должны быть благодарны за чистое небо над головой. Имена Говорова, Конева, Галушкина были известны многим жителям Советского Союза, а теперь и в современной России. Станут известными и имена наших родственников, внесших свой вклад в дело победы над фашистской Германией».В 2015 году мы, подрастающее поколение, вместе со всей страной отметили 70-летие Великой Победы над врагом. И наш проект стал данью памяти главному герою войны – народу-победителю за то, что сохранил нам мир, завоеванный ценою неисчислимых страданий и жертв! Прим. ред. Брошюра «Дорогами войны», выдержки из работ лицеистов, библиография – на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/1065. Анна ПОЛЯКОВА, ученица 7-го класса; руководитель Александр ШИБАНОВ, учитель истории, Кировский физико-математический лицей, Киров
Комментарии