В нашей школе с углубленным изучением испанского языка учатся дети разных национальностей, в том числе из латиноамериканских стран и Испании. Многие из них плохо говорят по-русски и с трудом входят в детский коллектив. Им сложно привыкать к московской жизни. Да и наши ребята не всегда ведут себя доброжелательно по отношению к ним и друг к другу. Поэтому я много времени трачу на то, чтобы ученики могли адекватно оценивать себя и окружающих.
Кстати, наша школа является экспериментальной площадкой по воспитанию толерантности.
Уважать ценности, которые присущи другому человеку, другой нации, помогают наши интернациональные праздники. В октябре, когда в США и Испании празднуют открытие Америки, мы устраиваем фестиваль. Наши дети изучают культуру этих стран, их обычаи, разучивают песни, танцы. Знакомятся с их историей, историей древних народов – майя, ацтеков. В этом году прошел фестиваль испанской провинциальной культуры, традиций. Ребята написали сочинение «Дорогами Дон Кихота».
Еще одно направление – воспитание толерантного отношения к разным представителям нашего общества. Мы дружим с ветеранами войны много лет. Приглашаем их на свои праздники, концерты. Дети, общаясь с людьми, которые молодыми ушли на фронт, привыкают видеть в них их героическое прошлое. Они понимают, что эти люди достойны особого уважения, что о них нужно заботиться, бережно к ним относиться. Так преодолевается та пропасть непонимания, равнодушия, которая возникает между поколениями. Мы объехали все известные места в Подмосковье, связанные с боями Великой Отечественной войны. Это не только патриотическое воспитание, но и воспитание у ребят человеческого достоинства.
Наша школа носит имя испанского поэта-антифашиста Мигеля Эрнандеса. И это еще одно направление воспитания толерантности. Готовим представления, используя лозунги «Нет нацизму», «Нет фашизму», «Нет дискриминации». Ребята исследуют творчество поэтов-антифашистов.
В любом деле участвует весь класс. Это и коллективная, групповая, и индивидуальная работа. Например, проектная деятельность по интересам «Поделись своим увлечением». Каждый готовит ее сам.
Главная моя задача – создать хороший эмоциональный климат в классе. Помочь детям преодолеть пренебрежение одних к другим, не допускать, чтобы кто-то недолюбливал, скажем, отличников, а кто-то двоечников. Ученики, по моим наблюдениям, стараются ценить человеческие качества.
Ирина ДЯТЛОВА, учитель русского языка и литературы школы №110, Москва
Комментарии