Социализация детей с нарушениями в развитии – актуальная проблема для современного общества. Это связано в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов неуклонно растет. Получение такими детьми образования – одно из основных и неотъемлемых условий обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с особыми образовательными потребностями, они имеют целый ряд специфических особенностей, отличающих их от обычных школьников. Группа учеников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. Это определяется прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Состояние здоровья таких детей препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является своевременное создание специальных образовательных условий с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.А что гарантирует государство детям с ограниченными возможностями здоровья?Прежде всего, в Конституции РФ и во Всеобщей декларации прав человека записано: «Каждый человек имеет право на образование». В Федеральном законе от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Право на образование – одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. Задача государства – реализовать эти положения в жизни, обеспечив получение образования каждому в доступных ему объеме и форме. Это относится и к тем, кто в силу различных причин имеет выраженные нарушения психофизического развития. Необходимо дать детям с ограниченными возможностями здоровья доступное им качественное образование, для того чтобы они смогли стать полноценными и полезными членами общества, способными самостоятельно обеспечивать себя и по возможности исполнять гражданские обязанности, быть социально активными.Также государство гарантирует, что образование должно быть доступно для всех детей без исключения. Поэтому возникает вопрос: как максимально полно реализовать образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья? С этой целью создана программа «Доступная среда», главная задача которой – создание безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение их права на качественное образование, полноценное участие в общественной жизни.В ходе выступления на первом заседании Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов обозначил позицию ведомства, связанную с трансформацией коррекционных школ: «Наряду с развитием инклюзивного образования, что, безусловно, необходимо и важно, специальные коррекционные школы, и это принципиальная позиция Министерства образования и науки, будут не только сохраняться, но и развиваться. Они должны играть возрастающую роль как ресурсные учебно-методические центры, оказывающие помощь как детям, так и родителям, педагогам инклюзивных школ и классов».В Министерстве образования и науки России будет создан федеральный перечень таких коррекционных школ, и в рамках программы «Доступная среда» в 2016-2020 годах они получат поддержку на создание современных условий. Для обеспечения школ специалистами по работе с детьми-инвалидами увеличены контрольные цифры приема в вузы. Сейчас более 100 вузов в стране готовят таких специалистов.Еще следует отметить, что важнейшим правовым актом, устанавливающим определенную совокупность наиболее общих норм и правил, регулирующих деятельность образовательных организаций, осуществляющих образование детей с ограниченными возможностями здоровья, является федеральный государственный образовательный стандарт.Гарантий немало. А как же они воплощаются в жизни? Давайте рассмотрим современные условия образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В качестве примера возьмем специальную (коррекционную) школу №567, в которой обучается моя дочь.Реализация школой федерального государственного образовательного стандарта прежде всего в той части, которая касается образования детей с ограниченными возможностями здоровья, во-первых, способствует расширению доступности образования для всех групп детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей со сложными дефектами; во-вторых, обеспечивает детям с высоким потенциалом развития возможность перехода на любом этапе обучения на образовательные программы общего образования.Важное место в учебном процессе, который осуществляет школа, занимает коррекционно-развивающая модель обучения. Она обеспечивает школьников комплексными знаниями, выполняет развивающую функцию. В школе осуществляется дифференцированный подход, который является одним из составляющих психологического комфорта учащихся. Это означает, что школа стала для наших детей не только местом, где их учат, но и пространством для их полноценного взросления, комфортной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. А ведь это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении.Для достижения положительных результатов в школе осуществляется личностно ориентированный подход к обучению. Это обучение, когда во главу ставится личность ребенка, ее самобытность. Цель такого обучения – создание условий для проявления познавательной активности учащихся.На уроках используются разноуровневые задания, учитываются совместимость учащихся друг с другом, интерес к предмету. Это позволяет создать в классе атмосферу заинтересованности каждого ребенка и стимулирует учащихся к высказываниям без боязни ошибиться.Другая эффективная образовательная технология, которая используется учителями на уроках в школе, – информационно-коммуникационная. Она позволяет создать информационную обстановку на уроке, стимулирующую интерес ребенка, усиливает мотивацию обучения, не допускает пробелов знаний у часто болеющих учащихся. Каждый урок включает как демонстрацию видеосюжетов и иллюстративных фрагментов электронных систем обучения, так и собственные учебные презентации учителя. Нашим детям очень нравится, когда урок оснащен яркой, красочной и интересной наглядностью.На уроках педагоги школы используют также и игровые технологии. Ведь через игру, через использование игровых ситуаций наши дети учатся моделировать жизненные ситуации, находить пути решения учебных и бытовых проблем, что в свою очередь позволяет достигать положительной динамики обучения.Для нас как родителей очень важно физическое, психическое и социальное благополучие ребенка. И мы можем быть уверенны в том, что нашим детям комфортно и интересно учиться в школе. Учителями школы активно используются здоровьесберегающие технологии как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Все уроки построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, периодически проводятся физкультминутки по снятию напряжения глаз, для расслабления пальцев кистей и другие.Каждому родителю, без исключения, очень важно, чтобы процесс образования и коррекционного обучения не был ограничен уроками, а проходил на протяжении всего дня. С этой целью в школе реализуется система дополнительного образования по художественно-эстетическому, музыкальному, вокально-театральному, развивающему и физкультурно-спортивному направлениям. Благодаря дополнительному образованию дети приобщаются к нравственным и культурным ценностям, развиваются их творческие способности, осуществляется физическое и эстетическое воспитание. Зачисление детей в студии дополнительного образования происходит с учетом личных желаний и интересов учащихся и их родителей.Также в школе проводятся коррекционные занятия с дефектологом, логопедом и психологом. Специалисты знакомятся с нашими детьми в процессе учебы и школьной жизни, видят их проблемы и сложности не в изолированной ситуации коррекционного занятия, а в реальных жизненных ситуациях. Поэтому программа коррекции приближена к реальным потребностям детей.Хочется отметить и внеклассную работу педагогов. На каждом празднике наши дети участвуют в концертах, которые организовывают сами учителя. На этих выступлениях дети раскрываются с другой стороны и показывают свои творческие способности и таланты.Подводя итоги, хочется сказать, что отношение педагогов, готовность заниматься с ребенком при наличии проблем, желание видеть все возможности, готовность к нестандартному подходу в нашей школе остается на очень высоком уровне. Педагоги учитывают, что ребенок может испытывать трудности в самообслуживании, организации школьной жизни. Детей последовательно приучают к школьным правилам: поведению во время урока и на перемене в классе, умению попроситься в туалет, аккуратному переодеванию на урок физкультуры. Детей учат просить о помощи и помогать одноклассникам. Относительно небольшой классный коллектив помогает легче формировать дружеские взаимоотношения, а на уроке дети меньше отвлекаются друг на друга. Учитель же может уделить внимание каждому ребенку, помочь, похвалить, поправить.Сегодня задача специальной (коррекционной) школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Все это в полной мере реализуется в школе №567.Именно коррекционная школа дает дорогу в жизнь детям-инвалидам. Ведь важнейшая общечеловеческая ценность, на которой основывается сегодня социальное развитие во всем мире, – это толерантное, терпимое отношение к людям, не похожим на остальных.Юлия ГОНЧАРОВА, мама ученицы 1-го «Б» класса школы №567
Комментарии