search
main
0

Дорога в тупик или путь из тупика? Упрощение профессии педагога – трагическая неизбежность настоящего

​В образовании, как, впрочем, и во всем, есть три решающих вопроса: ЧТО, КАК и КТО. Так вот, судя по тому, что до нас доходит, Рособрнадзор занимается сейчас прежде всего, а может быть, и только, проблемами, связанными с тем, КАК провести экзамен в 2014 году. Как сохранить втайне экзаменационные материалы, как перекрыть их утечку в Интернет, как провести контроль на пунктах проведения экзамена, как не дать возможность использовать средства электронной информации. Все это очень важные вопросы. Но не самые главные все-таки. Ибо суть всех проблем в том, ЧТО выносится на экзамен, какова форма экзаменационного материала. А у нас до сих пор господствуют тесты или полутесты, когда нужно вставить термин или найти пример под термин. Что собой должны представлять тексты для задания С ЕГЭ по русскому языку, насколько возможны изменения в авторском тексте писателей? Все эти и многие другие вопросы не решаются. Во всяком случае об этом мы не информированы.

А самый первичный, фундаментальный вопрос – КТО. Неужели Рособрнадзор считает, что люди, которые годами выдают на-гора педагогически безграмотный материал для экзаменов, смогут провести разумное реформирование содержания экзамена? С этим связано и другое. Насколько те, кто занимается экзаменами, сами, на собственной шкуре испытали все то, через что должен пройти ученик? Не получится ли, что человек, который должен решать все эти проблемы, сам как учитель или как директор работает в школе с отобранными учениками, с большим временем на изучение того или иного предмета, а должен решать, как должны сдавать экзамен обычные ученики обычных школ? Курс, заставляющий школу идти по пути прагматического расчета, примитивной бухгалтерии, где все определяется прежде всего баллами за экзамены, подкрепляется и соответствующей идеологией. Сейчас много говорят о необходимости единой национальной идеи, о важности государственной идеологии. Но в образовании, да и в жизни, такая идеология уже есть. И это идеология успеха, оборачивающаяся, по существу, прежде всего утверждением себя как высшей ценности. Вот почему мы должны обстоятельно остановиться на этой проблеме. Руководители нашего образования настойчиво убеждают всех нас, что важнейшая цель школы – подготовить своих учеников к достижению успехов в их взрослой жизни. В начале июля 2012 года к нам, делегатам Всероссийского съезда учителей русского языка и литературы, обратился один из руководителей нашего образования и говорил об этом. А чуть позже я прочитал в «Российской Газете» высказывание одного из генералов Российской академии образования: «Сейчас школы нацеливают учеников на успех. И я ничего плохого в этом не вижу». Посеянное прежде всего самой жизнью, но поддержанное и школой, прежде всего ее курсом на результат экзамена как на главную цель, мы уже давно пожинаем. В 2007 году было проведено обширное социологическое исследование «Духовно-нравственный мир московских одиннадцатиклассников». К сожалению, этот материал для большинства интересующихся недоступен. Но о нем написал свою колонку главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец. Его и послушаем: «О том, что выпускники школы должны быть настроены на успехи, не говорит сегодня только ленивый чиновник. Успешность в жизни – главная целевая установка. Московские ребята тоже хотят быть успешными. Добиться успеха, на их взгляд, им помогут «связи, знакомства, поддержка влиятельных лиц», качественное образование и трудолюбие… Социологи выявили и другие закономерности. Чем выше достаток в семье, тем меньше значения для подростка имеет качественное образование. Дети из богатых семей на первое место для достижения успеха ставят связи и знакомства. У детей из бедных семей все наоборот: на первом месте качественное образование и трудолюбие, затем знания и знакомства… Тридцать процентов опрошенных выпускников считают, что «ради решения важных личных проблем можно пренебречь приличиями, нравственными нормами». И еще треть затрудняются ответить, согласны они с этим утверждением или нет. Каждый третий уклонился от ответа на вопрос, как вы оцениваете «правило»: делать лишь то, что сулит личную выгоду. А четырнадцать процентов однозначно ответили, что они и будут делать только это». Прошло семь лет, и жатва посеянного успешно продолжается. Вот и в солидном и вполне приличном педагогическом журнале рекламируется книга «Успех. Примерная общеобразовательная программа, направленная на развитие базовой культуры, физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, обеспечивающих его социальную успешность». Это образовательная программа дошкольного образования. Но что такое социальная успешность в детском саду? Хотя у нас в школе уже не раз в первый класс приходят, точнее, их приводят,  поступающие с портфолио из детского сада. А в старших классах родители уже основательно продумывают пути, ведущие к успеху. Как говорила мне знакомая, «мы делаем сыну хорошую анкету: английский язык, занятия спортом, воскресная православная школа». Но что такое успех? Обратимся к словарям. Даль: удача, достижение желаемого. Словарь под редакцией Д.Н.Ушакова: удача в задуманном деле, удачное достижение поставленной цели… И вместе с тем: признание такой удачи со стороны окружающих, общественное одобрение чего-нибудь. Словарь Института русского языка Академии наук СССР: положительный результат, удачное завершение чего-либо; общественное признание, одобрение чего-либо, чьих-либо достижений. Словарь языка Пушкина. В текстах Пушкина слово «успех» употребляется 157 раз в трех смыслах. 1. Удача в каком-либо деле, удачное достижение поставленной цели. «Не хочу оправдывать нашего равнодушия к успехам отечественной литературы». 2.  Общественное признание, одобрение достижений кого-нибудь, чего-либо. «Моцарт и Сальери»: «Я счастлив был; я наслаждался мирно // Своим трудом, успехом, славой…» «Евгений Онегин»: «Успех нас первый окрылил; // Старик Державин нас заметил // И, в гроб сходя, благословил». 3. Особое внимание общества к кому-нибудь, основанное на признании чьих-либо достоинств. «Евгений Онегин»: «А мне, Онегин, пышность эта, // Постылой жизни мишура, // Мои успехи в вихре света, // Мой модный дом и вечера. // Что в них?» Совершенно очевидно, что здесь вся суть в том, о каких желаниях и целях идет речь, что стоит за поставленной целью. Само по себе понятие успеха абсолютно нейтрально, оно не несет в себе ни положительного, ни отрицательного смысла. Ведь все эти местоимения: что-нибудь, какой-нибудь, чей-либо, какой-либо, кто-нибудь – называются неопределенными местоимениями. И уже по одному этому слово УСПЕХ не может быть написано на наших знаменах. В самом слове УСПЕХ нет ничего приемлемого. На золотой медали советской школы написано: «За отличные успехи и примерное поведение». Все мы потрясены успешным выступлением самой юной олимпийской фигуристки. Успешный запуск человека в космос. Журнал «Успехи физических наук». Кто же спорит? Кто же против? Но успех успеху рознь. В школе, где я работал прежде, через двадцать лет собрался класс, где я был классным руководителем. Повели нас в школьный музей. Самый крупный портрет, естественно, Роман Абрамович. Он учился в параллельном классе, когда учились те, кто собрались в школе. (Как раз недавно я прочел, не отрываясь, изданные в 2013 году два огромных тома по тысяче страниц каждый: «Судебный процесс Березовский – Абрамович. Лондон, 2011/12». Оторваться невозможно. Самая интересная книга, прочитанная мною за последние годы.) Куда поменьше – фотографии известных актеров, вышедших из нашей, в СССР единственной, школы с театральным уклоном. И уже совсем поменьше – учителей, в том числе и моя, которые известных и неизвестных учили. Расположились мы в классе, который был кабинетом литературы (об этом кабинете уже давно были написаны стихи выпускницы более раннего выпуска: «Как окна в кабинете сияли на рассвете // Три клетчатых близняшки на третьем этаже! // Тогда мы были дети, но помним окна эти,  //  И замирает сердце… // Семнадцать лет уже»). Собравшиеся рассказывали, у кого какие успехи. Один объездил весь мир. Другой построил успешный бизнес. «А ты, Алена, что помнишь?» – «А что я? У меня ничего. Я воспитываю четверых детей». И взрыв аплодисментов. И что есть успех? И вообще, что касается успеха, то мы научились, и научились успешно, брать, получать, приобретать, потреблять. И в принципе я в этом зла не вижу. Уж очень, мягко говоря, скромно, а многие и скудно, жили мы целые десятилетия. И беда не в этом. Она в том, приведу слова Даниила Гранина, что «модус обладания восторжествовал у нас в самом наглом, наивном и неприглядном виде». Добавлю: дело не в том, что мы научились потреблять; беда в том, что куда хуже умеем и хотим отдавать, и уже совсем плохо – создавать.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте