search
main
0

Дорога в тупик или путь из тупика? Упрощение профессии педагога – трагическая неизбежность настоящего

​Успех успеху рознь. Я прочитал много книг по истории нашего молодого российского капитализма. Я год по совместительству проработал в одной из самых дорогих частных школ для детей тех, кого тогда называли новыми русскими, и потом рассказал об этом в «Знамени». Я знаю, как многие люди, в том числе и мои ученики, один из которых создал первую в России систему мобильных телефонов (кстати, он не называет себя бизнесменом, а только предпринимателем), строили, открывали то, что приносило прибыль, но вместе с тем улучшало жизнь людей, было благом для общества. Я понимаю и знаю, что они не были абсолютно белыми и пушистыми. Как сказал мне глава юридической службы одного из ведущих банков страны, в то время белых и пушистых вообще не было. Но от их труда становилось лучше жить и многим людям. Так, я достаточно хорошо знаю, как возник и развивался в стране туристический бизнес. Но я знаю и то, как шли к успеху самые успешные. И уже говорил, в какие бездны я заглянул, когда прочел стенографический отчет лондонского судебного процесса.

Продолжение. Начало в №13-17И когда мой близкий друг умилялся теми мальчиками, которые в потоке машин подбегали к проезжающим и останавливающимся у светофора автомобилям и мыли стекла (вот оно, будущее России, она вступила на путь бизнеса, прибыли!), я уже видел, как эти новые начала жизни коверкают души. И помогли мне в этом, в частности, и сами ученики, которые в своих сочинениях рассказывали о том, как они зарабатывают теперь деньги (я посвятил им целую главу в своей книге «Сочинения о жизни и жизнь в сочинениях»).Трагедия в 263-й школе высветила многое в этом горьком процессе, который не мог не коснуться и школы. Школа №263 находится в нашем округе, и в том его краю, где я начинал свою работу учителем после окончания института. Я окончил 265-ю школу. После института работал с учениками 264-й и 278-й школ (они находились в одном здании). И вот трагедия в 263-й. И как раз за два дня до того я в трех одиннадцатых классах объяснял смысл строк Блока, о которых мои ученики писали, но которые каждый четвертый понял упрощенно – только как утверждение того, что «мир прекрасен». Но у Блока утверждение мира зиждется на понимании того, что он трагичен.Жизнь – без начала и конца.Нас всех подстерегает случай.Над нами – сумрак неминучийИль ясность Божьего лица.Не понимали того, что значит «нас всех подстерегает случай». Пришлось напомнить о том, что один из террористических актов произошел недалеко от нашей школы, рядом с метро «Рижская», я десятки раз проходил по этому месту. О разбившихся самолетах, о тяжелых болезнях своих близких, особенно детей. И вот он, этот самый случай, и недалеко от нашей школы.Вы можете сказать: а зачем я все так мрачно говорю о жизни? Если в жизни есть «ясность Божьего лица», то уже одно это не делает ее беспросветной, мрачной. Но у наших детей нет понимания уникальности жизненного дара и вместе с тем его хрупкости. Мы живем в мире, в котором жизнь обесценилась, и без пробуждения сострадания, человеческого отклика на трагедии мы никогда не остановим наступление жестокости.Я внимательно следил за тем, что говорили и писали об этой трагедии. Давайте прислушаемся к этим голосам, даже если мы с ними в чем-то и не согласны или вообще не согласны.Алла Пряхина, учитель русского языка и литературы, г. Кстово Нижегородской области: «Эмоционально-нравственной стороне личности уделяется очень мало внимания. Но при таком подходе ребенок в конце концов превращается в рационального, возможно, и успешного (как все полюбили это слово!), но бездушного индивидуума. По-моему, надо остановиться в этой гонке за призом в виде высоких баллов ЕГЭ».«Литературная газета», редакционная статья: «Четверть века мы гонимся за успехом, а вернее, успешностью, и подгоняем своих детей, совершенно не интересуясь их внутренним миром, «детскими» болями и радостями и не замечая их страха получить двойку, не поступить в вуз и не реализовать наши амбиции и претензии на их успех».Ольга Здравомыслова, социолог: «У родителей существует сильнейший социальный страх – неуспешность детей. Ребенок, не подготовленный к школе или недостаточно хорошо справившийся со школьными требованиями, может не выдержать конкуренции и в конечном счете оказаться лузером».И вот самое, может быть, страшное. Психолог Наталья Ключникова, которая всю неделю работала с детьми, ставшими заложниками, и их родителями: «На подростков, особенно в выпускных классах, давит постоянная боязнь провалиться в рейтинге, недобрать балл. Это главная цель и для родителей: после трагедии родители забеспокоились, как такие события повлияют на успеваемость их детей, как их дети будут сдавать экзамены в будущем году?»Могу засвидетельствовать: кроме этой темы – баллы, экзамен, поступление, – на родительском собрании родители ни о чем не спрашивают. И эта невероятная эпидемия репетиторства. По мнению одного из самых известных директоров школы города Москвы, до 80% получивших за ЕГЭ высокие баллы занимались с репетиторами. Не знаю, как в стране, но в Москве наряду со школами создана параллельная ей система репетиторских школ. И почитайте, послушайте их рекламу. «Столько-то тысяч учеников не сдали ЕГЭ по такому-то предмету, столько – по такому-то, столько – по такому-то. Их плохо учили, приходите к нам. Мы научим и гарантируем успех». А одна из самых рекламируемых фирм добавляет: «Мы работаем в контакте с ФИПИ, с разработчиками ФИПИ». Уж не подрабатывают ли эти разработчики в фирме? Тем более что большая, на весь экран, яркая, цветная реклама этой фирмы вклинена в сайт ФИПИ, и время от времени вы хотите войти на сайт ФИПИ, но перед этим вам показывается эта реклама.Как-то, когда я читал вечернюю лекцию в институте усовершенствования, после лекции ко мне подошла женщина и попросила позаниматься с ее сыном, который шел на медаль. Я сказал, что я председатель медальной комиссии по литературе и без моей подписи никто не получит отличную оценку за сочинение и, следовательно, ожидаемую медаль. А потому я не имею права давать уроки. Потом пришли другие времена, и очень большой чиновник привез накануне экзаменационного сочинения одной моей ученице темы именно тех сочинений, которые завтра будут в нашей школе.Вот и в 263-й школе Сергей Гордеев, блестящий ученик, лучший ученик класса. А может быть, и школы. По словам одного из одноклассников, он «после уроков сразу же шел домой: каждый день или самбо, или репетиторы – по английскому, физике, математике; у него ни по каким предметам проблем не было, шел на золотую медаль. И, по словам другого одноклассника, «он боялся отца как огня; тот сказал ему, что окончит без медали – он его убьет».И это я знаю и по своему опыту. Когда блестящая, прекрасная ученица каждый раз, когда появлялась проходная четверка на уроках, умоляла не ставить ее в журнал и дневник – дома этого не поймут.Когда-то, когда я был в Нальчике, я подумал, что учителю литературы, читателю «Анны Карениной», надо хоть раз побывать на скачках. И пошел на ипподром, даже поставил на лошадь, которая пришла последней. Не думал тогда, что мне придется быть свидетелем ставок на скачках, где вместо лошадей… – дети.Недавно один из моих одиннадцатиклассников написал в своем сочинении, что он никак не решит для себя, каким ему быть: успешным человеком или хорошим. Естественно, «успешный» и «хороший» не антонимы. Самый успешный человек в нашей стране, на мой взгляд, Юрий Гагарин. Но все, кто его знал, вспоминают о нем как о прекрасном человеке. И все же то, что школьник чувствует здесь возможность зазора, несовпадения, даже противостояния, характерно для нашей жизни. И не только нашей нынешней. Как говорил Крылов, «тому в истории мы тьму примеров сыщем».Не нужно думать, что все это только наши собственные проблемы. В 2012 году вышел русский перевод книги английского экономиста Ричарда Лэйарда: «Счастье: уроки новой науки». Очень поучительная книга. В ней автор показывает, что мы оказались в парадоксальной ситуации. Большинство людей хотят, чтобы их доходы были больше. Наши общества действительно становятся богаче, но от этого они не делаются более счастливыми. В среднем за последние полвека люди не стали счастливее, хотя их доходы выросли более чем вдвое (Ричард Лэйард имеет в виду европейский и американский мир). В Европе и Америке этот процесс сопровождался ростом депрессии, алкоголизма и преступности.Одна из глав книги называется «Как остановить погоню за успехом?». Автор считает, что общество, одержимое статусом, обречено на поражение. «Успех становится основным предметом мысли и разговора: у кого какая работа; сколько кому заплатили? Мы должны уйти от этого состояния».Продолжение следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте