search
main
0

Дорога на «Артек». Москва выбрала лучших чтецов на конкурсе «Живая классика»

​Елизавета Кочеткова из Юго-Восточного административного округа, Илья Нестеров с Юго-Запада и «северянин» Иван Егоров будут защищать честь столицы на всероссийском финале конкурса юных чтецов «Живая классика». О том, что это будет непросто, ребята догадываются, ведь их соперники – более двухсот человек – победители региональных этапов со всей страны. Но москвичи настроены решительно и верят в свою звезду, которая уже помогла им пройти школьный и окружной туры, а на региональном финале выиграть главный приз – поездку в «Артек», где уже третий год «Живая классика» определяет лучших из лучших.

Детей было тридцать «с хвостиком». Путевок в «Артек» – три. Жюри в такие моменты всегда жалко, хотя за судейский стол людей с неустойчивой психикой обычно не сажают. Вот и на этот раз арбитры, среди которых  писатель Александр Снегирев, режиссер документального кино Екатерина Головня, актриса Елена Захарова,  понимало: «позади Москва», а значит, надо выбрать тех, кто в «Артеке» не затеряется, не растеряется, сохранит лицо и особую индивидуальность. Сложность в том, что год на год не приходится, все-таки не о заводском конвейере речь, где все шестеренки выходят такими прекрасно правильными, по ГОСТу. Тут живые люди. И в каком-то сезоне в одно время и в одном месте собирается столько ярких индивидуальностей, что яблоку негде упасть, и жюри хватается за голову – все хороши, кого отметить? А в другом – волна спадает, наступает затишье. Подобный штиль наблюдался на сцене Российской государственной детской библиотеки и на сей раз. Конечно же, группа ребят посильнее все равно случилась, но вот явного лидера, увы, не нашлось.  Все были в меру ровные, а потому равные. Именно поэтому судьи и приняли решение обращать особое внимание не столько на манеру чтения (хотя излишнее актерское «хлопотание лицом» все равно не приветствовалось), сколько на выбор произведения. Вот Магомед Ахмедов из школы №1391. Одаренный парень, просто-таки комический талант. Но сколько же можно читать рассказ Виктора Драгунского про «тайную и явную кашу»? Неужели во всей мировой литературе для детей других ярких и смешных рассказов нет? То же относится и к Тэффи, Чехову, Зощенко и Пейсахову, хотя, хвала провидению, на этот раз конкурсанты, сделавшие ставку на этих авторов, выбрали  не самые «заезженные» рассказы. Чехов был, но не со «Злым мальчиком», а с «Женщиной без предрассудков» и с «Загадочной натурой», а Зощенко не кормил пирожными свою «Аристократку», а описывал прогрессивную авиацию в рассказе «Агитатор». Его выбрал Илья Нестеров, штурмовавший олимп «Живой классики» уже второй год подряд и наконец-то достигший заветной вершины. Его соперники читали прозу Пушкина, Гоголя, Булгакова, Алексея Толстого, встречалась и зарубежная классика – Ричард Бах, Брэдбери. Будущая победительница московского этапа Лиза Кочеткова остановилась на отрывке из эссе Марины Цветаевой «Мой Пушкин». Сама нашла или подсказал кто, не так уж и важно, но это было судьбоносное решение: «Я не в Онегина влюбилась, а в Онегина и Татьяну (и может быть, в Татьяну немножко больше), в них обоих вместе, в любовь. И ни одной своей вещи я потом не писала, не влюбившись одновременно в двух (в нее  немножко больше), не в них двух, а в их любовь. В любовь». Столь нестандартный выбор вкупе с этой любовью, прочувствованной по-детски наивно, сентиментально и нежно, и принес Елизавете безоговорочную победу.Но, конечно же, как и в предыдущие сезоны, организаторы и жюри ждали от участников прозы современных авторов. Ее было немного, но каждый исполнитель запомнился. Анна Чантуридзе из Свиблова прочитала рассказ Татьяны Толстой «Соня».  Блестящий в своей горечи текст, положенный на спокойное, без ненужных театральных ужимок чтение, произвел соответствующий эффект. И пусть Аня не едет на всероссийский финал, ей достался специальный приз от организаторов – фонда «Живая классика». Отрывок из Наринэ Абгарян декламировал земляк популярной писательницы Эдвард Адамян. Он был достоверен и в силу природы точен. Но третье призовое место досталось Ивану Егорову, уморительно исполнившему партию мяукающего философа – главного героя детской повести Тамары Крюковой «Дневник Кото-сапиенса». По словам Вани, когда он искал отрывок для выступления, перед ним встал вопрос: рассмешить зал или заставить его плакать? Первое показалось сложнее. Он пошел на риск и не прогадал. Впереди у москвичей три недели на Черном море, знакомство с «коллегами» со всей России, а также с участниками Международного конкурса чтецов «Живая классика».  В «Артеке» жюри выберет финалистов, которые в начале июня встретятся в решающем литературном поединке на Красной площади.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте