Школьников поддержали жители, местные СМИ, администрация поселка, и теперь дорога в школу стала дорогой уютной и безопасной.
Окончание. Начало в № 39
Проект «Труба зовет» был разработан и реализован учащимися средней школы №124 г. Самары, членами детского правового клуба «Подспорье». Тема его – рост хищений сотовых телефонов.
Ребята провели детальное исследование данной проблемы. В пресс-службе УВД Самарской области они выяснили статистику хищений по региону. Оказалось, что число краж увеличилось в 500 раз за последние 3 года. Кражи сотовых телефонов составляют примерно 20% всех преступлений, совершаемых в подростковой среде. И при этом есть сложности с раскрытием таких преступлений. Одна из причин – необращение граждан в органы милиции. Но ведь только совместные действия населения органов правопорядка могут дать положительный результат. Социологический опрос, проведенный авторами проекта, показал, что самой незащищенной социальной группой перед охотниками за мобильными телефонами являются ученики средних классов.
Анализ нормативно-правовой базы позволил авторам проекта сделать вывод о том, что действующее законодательство недостаточно эффективно: не существует закона, обязывающего оператора сотовой связи заблокировать идентификационный номер телефона в случае доступа к нему постороннего лица. Кроме того, не существует целенаправленной борьбы с хищением сотовых телефонов и эффективного метода поиска краденых трубок. Отсутствуют в России, в отличие от Запада, программы страхования мобильных телефонов.
Был сделан вывод: главными причинами увеличения числа хищений сотовых телефонов являются: правовая пассивность населения; слабая информированность родителей о размахе преступлений подобного рода и серьезности их последствий; беспечность детей; несовершенство российского законодательства. Школьники выстроили свою программу действий и принялись за дело. Они провели собрания родителей, чтобы познакомить их с материалами своего исследования. Особый акцент они сделали на нецелесообразности покупки дорогих телефонов детям, а также на наличии реальной угрозы их психологическому и физическому здоровью в случае беспечного поведения владельца телефона. Составили, растиражировали и распространили памятки «Как не стать жертвой телефонной кражи». Разработали предложения в действующее законодательство (Закон «О связи» и Уголовный кодекс РФ).
Следующим шагом стало обращение к председателю комитета по здравоохранению, образованию и социальной политике Самарской губернской Думы Н.Ф.Мусаткину для того, чтобы внести в повестку заседаний вопрос о предложенных ими поправках в действующее законодательство, связанных с противодействием хищению сотовых телефонов. Законодательная инициатива подростков нашла поддержку у депутатов. Данный комитет губернской Думы принял решение о поддержке предложений школьников и об инициации собственного аналогичного законопроекта в Государственную Думу РФ.
Одним из результатов проекта самарских школьников можно считать то социальное взаимодействие, которое сложилось между участниками проекта «Гражданин» и их социальными партнерами. Это можно рассматривать как реальные ростки гражданского общества. Появляется уверенность, что острые социальные проблемы могут успешно решаться, а ребята еще за партой приобретают практический опыт преобразования социума.
Учащиеся Буньковской средней школы Ивановской области ведут большую работу по увековечиванию памяти участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Они собрали и записали воспоминания 44 земляков, работавших в 1941 – 1945 годах на трудовом фронте. Эти страницы являются свидетельствами невероятного подвига и самопожертвования.
Ребята решили, что подвиг этих людей, которым в годы войны было всего 15-16 лет, достоин того, чтобы о нем помнили. Идея проекта была определена так: создание Сквера памяти, где бы проходили встречи ветеранов, в том числе и с учащимися школы.
Отличительная особенность проекта – активная помощь со стороны родителей. Они помогали советом и делом: подсказывали, как оформить клумбы, какие цветочные и кустарниковые растения лучше всего приживутся. Родители помогали выращивать рассаду, работать с древесиной при изготовлении скамей для сквера. Строительный материал – булыжник – ребята собирали на полях, помогая тем самым сельскохозяйственному предприятию ЗАО ПО «Русь» очистить поля от камней. Ведь булыжник, разбросанный самой природой по полям и пашням, часто является причиной поломок техники и сельскохозяйственных машин, что требует ее ремонта, часто дорогостоящего.
А 9 Мая 2005 года состоялось торжественное открытие мемориального сквера, и каждый труженик тыла смог посадить свою березку. Выбор березы для Аллеи Памяти не случаен, ведь она – символ России. В центре сквера участники проекта установили памятный камень – стелу.
Теперь ветераны тыла, посадив свои деревца, ухаживают за ними вместе со школьниками, поливают, наблюдают, как они растут. Могут посидеть в сквере, где установлены скамейки и разбиты клумбы, вспомнить своих друзей, с кем воевали или работали. Сюда смогут прийти их дети и внуки, прийти и минутой молчания почтить память павших.
День парада проектов стал кульминацией тематического дня этой лагерной смены, когда гости детского лагеря «Комсомольский» из смен лидеров школьного самоуправления и творческих коллективов смогли познакомиться не только с презентацией лучших социальных проектов, но и поработать со своими сверстниками. Они вместе моделировали социальные проекты по нерешенным проблемам своей школы, творческого объединения, микрорайона, села.
В ходе совместного творчества появились интересные программы организации гастролей музыкальных коллективов, поиска ресурсов для проведения ярких фольклорных фестивалей, профилактики асоциального поведения школьников, оказания посильной поддержки ветеранам-педагогам и др. Путеводителем в мир социального проектирования стала памятка участника всероссийской акции «Я – гражданин России», разработанная ребятами из лагеря «Комсомольский», которую они вручали гостям для ее распространения у себя в регионе.
По традиции в ходе финала акции проходит стадия совместной разработки школьниками и педагогами емких проектов общенационального характера. В этом году было решено реализовать два мегапроекта, каждый из которых разрабатывался учителями и детьми в больших группах – по 225 человек. Весьма показало, что на этой смене участники финала посвятили мега-проекты проблемам развития всероссийского детского центра «Орленок» как ведущей научно-методической структуры системы дополнительного образования страны. Один из них был посвящен проблеме знакомства широких масс молодежи с культурно-историческими достопримечательностями различных регионов нашей Родины. Его разработчики назвали свой проект «От «Орленка» до окраин. ru». ВДЦ «Орленок» ежегодно принимает тысячи детей из разных уголков России, поэтому он вполне может стать информационным и координационным центром по пропаганде историко-культурного наследия России, оказать помощь школьникам из городов и сел страны в организации экскурсий детей. Отработать механизм деятельности волонтерских групп в регионах, которые могли бы стать активными экскурсоводами и менеджерами.
В ходе создания этого мегапроекта подростки сумели разработать сайт «От «Орленка» до окраин. ru», провели акцию «Оставь «Орленку» частицу родного края» по сбору сувениров, печатной продукции, книг о культурно-исторических достопримечательностях разных мест России, составили банк данных волонтерских групп в регионах из числа участников акции.
Этот проект получил поддержку генерального директора ВДЦ «Орленок» А.Джеуса, а это направление было рекомендовано для воспитательной и методической деятельности лагеря «Орленка», при этом детский лагерь «Комсомольский» стал базовой площадкой в реализации этой части проектной деятельности.
Другой мегапроект был направлен на создание локального дендропарка «Уголки России». Смысл проекта заключается в том, что в условиях реконструкции ВДЦ «Орленок» детский лагерь «Комсомольский» может поэтапно обустраивать небольшой парк, в котором представители тех или иных территорий, приехавших в «Орленок», могут посадить дерево, кустарники и другие зеленые насаждения, наиболее типичные для их родной территории. Тем самым решались бы две задачи: задача расширения природного многообразия детского лагеря, а также и определенная воспитательная задача, так как ребята, приезжающие в «Орленок» из разных регионов России, смогут увидеть в этом парке конкретный символ своей малой родины, всю красоту российской земли.
В ходе реализации проекта его участники провели серию консультаций с помощником генерального директора ВДЦ «Орленок» С.И.Панченко, специалистами-лесоводами; осуществили привязку посадок к конкретной местности; подготовили макет будущего парка и в ходе реализации проекта высадили первое дерево – кедр, привезенный учащимися Поросинской средней школы Томской области как символ земли сибирской.
Эти практико-ориентированные проекты, реально связанные с нуждами «Орленка», продемонстрировали компетентное владение юными разработчиками проектной технологии, их умение видеть насущные проблемы конкретной структуры в конкретной ситуации и возможность работать большими группами в достижении реального результата.
Во время финала был проведен социологический опрос педагогов-координаторов, который выявил проблемы организации и перспективы развития акции «Я – гражданин России». Итоги опроса наглядно демонстрируют, что социальное проектирование рассматривается администраторами органов управления образованием и педагогами как важный ресурс формирования гражданских качеств и социальных компетенций подрастающего поколения.
Анализ опроса педагогов показывает, что в подготовке и реализации социального проекта участвуют не только педагоги-координаторы. Им активно помогают заместители директоров по учебно-воспитательной работе, 30% причисляют к своим союзникам социальных педагогов, 14% респондентов в числе помощников называют директора школ, 20% – педагогов-предметников.
Определенная часть респондентов выделяет некоторые сложности в работе над проектом, к которым можно отнести: отсутствие часов в структуре базисного учебного плана образовательного учреждения для занятий социальным проектированием; недостаточная обеспеченность педагогов методической литературой по технологии социального проектирования; поиск материального и финансового обеспечения при подготовке проекта к защите на конкурсах; недостаточное стимулирование учителей, курирующих школьные социальные проекты; недостаточное внимание СМИ к деятельности детей по решению проблем местных сообществ и ее результатам.
Педагоги также обращают внимание на отсутствие практического опыта у учащихся в сфере взаимодействия с властными структурами. По их мнению, способствовать распространению теории и практики социального проектирования будут: более широкое привлечение внимания к положительным результатам социальной проектной деятельности детей представителей власти и администраторов образования; включение курсов и семинаров по методике социального проектирования в учебные планы региональных институтов повышения квалификации работников образования; создание в регионах центров гражданского образования, которые могли бы координировать работу по развитию практики социального проектирования; более широкое информирование общественности о результатах социальной проектной деятельности школьников; разработка и включение в учебные планы образовательных учреждений элективных и факультативных курсов по социальному проектированию.
Организаторы конкурса выразили мнение, что всероссийская акция «Я – гражданин России» необходима, так как она дает возможность углубить социальный кругозор учащихся, формировать их гражданскую позицию, приобретать социальный опыт. Способствует самореализации. Формирует важнейшие гражданские качества.
Сегодня социальное проектирование позволяет восполнить недостаток активных форм социальной практики путем вовлечения учащихся в общественно полезную социальную деятельность, основанную на принципах и ценностях демократического государства и гражданского общества. Организаторы Всероссийской акции «Я – гражданин России» надеются, что проведение ее финала, вовлечение новых регионов в число ее участников будут способствовать тому, что администрации органов образования, различные категории педагогических работников смогут развернуть в школьной среде интересную и полезную работу по вовлечению юных граждан в обустройство своей малой и большой Родины.
Владимир ПАХОМОВ, кандидат исторических наук, руководитель Самарского регионального центра гражданского образования; Татьяна КОБЕЛЕВА, кандидат педагогических наук, методист центра
Комментарии