search
main
0

Дорога к успеху. Отвечая на требования времени

​«Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант – значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства», – отметил когда-то великий педагог В.А.Сухомлинский. Слова эти не устаревают, наоборот, звучат со временем еще актуальнее. По крайней мере, педагогический коллектив московской школы №1596 за прошедшие тридцать лет накопил немалый опыт, подтверждающий справедливость этих слов.

Сегодня в дошкольные и школьные подразделения нашего комплекса приходят учиться и развивать свои способности более двух тысяч четырехсот воспитанников. Нередко это не только братья и сестры наших выпускников, но уже и их дети. Идет в прямом смысле процесс непрерывного образования и воспитания: детский сад – начальная школа – основная ступень средней школы – старшая, профильная, ступень средней школы. Несомненно, это соответствует целям развернувшейся в последнее время модернизации образования, в первую очередь обеспечению позитивной социализации и учебной успешности каждого ребенка.Ясно, как понимают смысл слова «успешность» дети. Они вспоминают, как впервые шли к школьному порогу – взволнованные, счастливые, нарядные – и мечтали, что все у них получится и в тетрадях у них будут только хорошие и отличные отметки. Им невдомек, что дорога эта не может быть простой, что трудностей ждет немало, что взрослые это слово понимают по-своему, куда сложнее. Так, год за годом, поднимаясь с одной ступени на другую, дети теряют прежние иллюзии, а иногда и само стремление учиться на «4» и «5». Одним не хватает усидчивости, другим – старания, третьи не выдерживают ритма и темпа школьной жизни. К старшим классам некоторые ученики, которые в начальной школе не знали, что такое тройка, с трудом выполняют в целом несложные задания и с тревогой ждут экзаменов.Именно поэтому вопрос сохранения преемственности в обучении и воспитании школьников никогда не утратит своей актуальности и стоит остро. Например, в новом учебном году наше дошкольное отделение выпустило 207 воспитанников, из них в школьное отделение придут 128. В то же время из начальной школы переходят в основную 185 будущих пятиклассников. В старшую, профильную, школу пришли 75 недавних девятиклассников. Всех их ждут непростой период адаптации, новые учителя, сложные образовательные задачи. А цифры показывают, что поиск новых эффективных путей для создания наиболее благоприятной для разных категорий учащихся образовательной среды особенно важен сегодня.На одном из недавних педсоветов прозвучали оптимистичные результаты всероссийских проверочных работ в 4-х классах. По русскому языку 81,9% учеников выполнили работу на «4» и «5», что лучше, чем по округу и городу. По математике результат – 86,3%, но это ниже, чем по округу и по городу. При обсуждении этих результатов возник резонный вопрос: почему потом год от года все меньше учеников показывает высокие результаты? Значит, это как раз одно из узких мест нашей работы.Известно, что ФГОС предусматривает оценку качества образования с позиции триединой системы: надо разумно и рационально сочетать требования к результатам, к основной образовательной программе и к условиям. Удастся это лишь при условии осуществления преемственности, взаимопонимания и сотрудничества всех участников образовательного процесса – учеников, воспитателей, учителей, специалистов, родителей.Конечно, индивидуальный подход к каждому участнику образовательного процесса найти непросто. «В ходе сорокапятиминутного урока? При полном заполнении класса?» – недоуменно спросит практически каждый взрослый. Однако именно к этому стремятся современно мыслящие учителя. Они разрабатывают технологические карты урока с учетом индивидуальных особенностей учащихся, разноуровневые системы заданий, привлекают инновационные формы и методы обучения.Именно поэтому в прошедшем учебном году мы уделили такое большое внимание совершенствованию профессионального мастерства учителей. Большая группа – 80 человек – прошла обучение на курсах МЭШ и успешно сдала квалификационный зачет. Теперь новые знания помогают им создавать, развивать и эффективно использовать новые информационные образовательные ресурсы. Педагоги успешно осваивают установленные во многих кабинетах интерактивные доски, активно пользуются новыми возможностями, для того чтобы превратить учебный кабинет в образовательное пространство для исследований и открытий.Вторым направлением учебы коллектива стали курсы «Содержательные аспекты деятельности учителя начальных классов, тьютора в условиях реализации ФГОС ОВЗ», их окончили 15 педагогов. В будущем учебном году мы планируем продолжить работу по подготовке учителей к работе с учениками с особенностями возрастного развития и организации инклюзивного образования.Помочь ученикам разного возраста не только стать, но и оставаться успешными, преодолеть возрастные трудности и социализироваться в обществе призваны и созданные в прошедшем учебном году психолого-педагогический консилиум и служба психолого-педагогического сопровождения. Более шестисот дошкольников и школьников получили индивидуальные образовательные маршруты, их родители – необходимые советы и консультации, воспитатели и учителя – рекомендации и помощь. То есть уделяется немалое внимание детям дошкольного и младшего школьного возраста. Теперь на повестку дня выходит вопрос психолого-педагогического сопровождения нуждающихся в помощи учеников средней и старшей школы. Они тоже нуждаются во внимании специалистов, особенно в период подготовки к экзаменам.Мы, взрослые, знаем, что дорога к успеху в любом деле, большом или малом, отнюдь не всегда бывает простой и легкой. Дети познают эту истину методом проб и ошибок. Помочь им в нужный момент сделать верный выбор, развить способности, укрепить веру в себя, найти единомышленников – задачи сообщества учителей, специалистов, родителей.Да, успешность ребенка во многом зависит от успешности взрослого. Не случайно говорят, что современный педагог не ретранслятор знаний и опыта, а организатор познавательной деятельности учеников, их творчества. Таков его ответ на изменения культурной, социальной и технологической среды. Именно поэтому образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном развитии общества.

И наша обязанность – ответить на это требование времени.

Илья РОГОВ,директор школы №1596

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте