Осень – благодатная пора, урожайная, щедрая и на многоцветье красок, и на разнообразие плодов. В шестнадцатый раз на благословенной можайской земле прошел Всероссийский фестиваль духовности и культуры «Бородинская осень».
В самом названии действа заложен глубокий смысл. На ратных полях (таких на российской земле три – Куликово, Бородинское и Прохоровское) происходили судьбоносные сражения. На крепость проверялись сила и преданность народа своему Отечеству. И фестиваль со знаковым названием дает возможность ощутить непрерывную связь времен. Инициатором такого действа на можайской земле стал в свое время историк, писатель Валерий Николаевич Ганичев.
Кто мы? Для чего пришли в этот мир? В чем мы схожи и различны с теми, для кого честь и Отечество произрастали из одного корня? Невольно такие «высокие» вопросы, невозможные в суете буден, возникают у каждого участника фестиваля. Располагает к ним священная можайская земля, куда в далекие от нас годы, до самой поры Смутного времени, устремлялись потоки паломников.
Побывать у Николы Можайского, спасителя бедствующих и погибающих, защитника и покровителя простого народа, было заветным желанием миллионов русских людей. Постоянное течение в город богомольцев – главный внешний признак священного города. В Смутное время Можайск был разрушен до основания, стерт с лица земли.
Ныне на заднике огромной сцены, где происходило открытие фестиваля, красуются слова: «Можайск – священный город русских». Целое столетие, весь XVI век, Можайск боролся за право вернуть свое былое величие. Но в 1812 году снова оказался на переднем крае битвы за спасение России. Сражение на Бородинском поле, сожженные и разоренные можайские святыни… Непросто было выстоять и сохраниться маленькому подмосковному городу. Время испытывало его на прочность. И уже в советские тридцатые годы икона святителя Николая Можайского была изъята и отправлена в Москву. Богатое ее одеяние понадобилось властям для строительства новой жизни. Освобожденную от драгоценностей святыню передали в Третьяковскую галерею.
…Фестивальный показ документального кино (номинация называется «Небесный град и земное Отечество») открывал фильм Максима Скороходова «Последние нашего племени». Это пронзительное повествование об увядании вологодской деревни со знаковым названием «Пожарище». И хотя ударение падает на предпоследний слог, ассоциация с пепелищем неизбежна.
Как и во многих российских деревнях, здесь не слышны детские голоса, стареющие обитатели некогда крепких, сохранивших еще былую красоту домов доживают здесь свой век. А молодые люди едут за успехом и «бери от жизни все» в большие города.
Невольно при просмотре приходит на память мудрое изречение – предостережение о том, что большие города – могилы человеческого рода. Может ли быть счастлив человек без корней? Разве отрыв от родной земли, где родился, но не пригодился, не губит в нас человеческое, не превращает в толпу, где все похожи друг на друга и одинаково одиноки?
Но нет, из нашей жизни никуда не ушли настоящее благородство, нормальные человеческие ценности, настоящая любовь, крепкая дружба, истинное целомудрие. Однако они находятся под спудом (есть такое в нашем языке точное слово). Как тот чистый родник преподобного Ферапонта Можайского на донышке оврага, окруженного свалкой мусора, долгие годы был скрыт от глаз. Но благодаря воле и крепости духа добрых людей, которые, к счастью, не переводятся, теперь над родником звучат каждый год позывные фестиваля.
Марина Ганичева, редактор московских журналов, критик, писатель Сергей Котькало, сопредседатель Союза писателей России, в один голос говорили о том, что и сегодня суть духовно-просветительского форума в его верности заявленному на первом фестивале служению добру. И он собирает людей, которые в жизни выбрали эту непростую стезю.
Вот ответьте мне, зачем нужно было Светлане Горбачевой отправляться из своего родного Белгорода в Донбасс, тогда и туда, где шли боевые действия? Прочитав ее дневник (его можно найти в Интернете, набрав название «Донбасс – моя боль»), я не могла не задать ей этот вопрос. Светлана Владимировна, строгая, подтянутая, моложавая, пожала плечами: «Время на пенсии появилось свободное, как не помочь людям в беде?» Больше вопросов у меня не возникало. Недаром говорится: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного». Сколько за свою журналистскую практику приходилось мне докучать расспросами разным героям репортажей, очерков! И бывало, что записанная на диктофон складная речь мучительно не ложилась на бумагу в виде толкового, ясного текста… Тогда вспоминалась и избавляла от терзаний по поводу своей журналистской несостоятельности бабушкина присказка, что пустое ведро гремит громче полного.
Светлана Владимировна признается, что вовсе не хотелось ей писать дневник, но поняла, что надо. И вообще далека она от писательского труда. Но оторваться от строк, вышедших из глубины большого сердца, невозможно, пока не дочитаешь до конца. «Там люди близкие, почти родные, наши, русские, – признается автор. – Им не надо объяснять, почему мы приезжаем, зачем это делаем. Приезжаем с радостью, уезжаем с болью. Не знаем, сможем ли увидеть их снова, обнять друг друга, посидеть рядом, поговорить. Они любят Россию, ценят. Нам бы так научиться…»
«Как мало человеку надо, чтобы потеплело на сердце и защипало в глазах…» – всплывают в моей памяти простые, но емкие строчки дневника Светланы Горбачевой. Дорогого стоят такие встречи. Поневоле начинаешь вглядываться в себя.
Два фестивальных дня вместили очень много. Поездка на Бородинское поле, знакомство с живописными работами, представленными на Международной художественной выставке, посвященной 80‑летию освобождения Можайска от немецко-фашистских захватчиков. Кстати, в прекрасном здании Дома художника, которым по праву может гордиться город, проходило вручение наград лауреатам фестиваля. Награды вручал народный артист России Михаил Ножкин. Как и следовало, на фестивале Михаил Иванович говорил каждому добрые слова, а после награждения исполнил несколько своих песен. Порадовала гостей фестиваля и жителей подмосковного города певица Татьяна Семушина, исполнительница русских народных песен. Ее дивный, чарующий голос по праву можно считать визитной карточкой фестиваля. Постоянная участница Бородинского форума и любимица можайцев в этот раз представила любителям русской песни свою ученицу. Диана Ашаева, студентка музыкального колледжа имени Ипполитова-Иванова, ярко заявила своим выступлением, что талантами земля наша не оскудела.
О молодежи по-настоящему высокой золотой пробы хочется сказать отдельно. Иван Юрков из белорусского города Гомеля покорил зрителей виртуозной игрой на балалайке. Он даже на бис исполнил джаз, показав неисчерпаемые возможности народного инструмента. Лауреат международных конкурсов в общении оказался скромным и весьма обаятельным собеседником. Признался, что охотно занимается с детьми, создал со школьниками ансамбль балалаечников.
Приятно было встретиться на фестивале с юными ушаковцами. Центр Федора Ушакова, адмирала, не проигравшего ни одного сражения, объединяет ребят общими делами. Руководитель центра Марина Валерьевна Ганичева рассказала, что сотни сочинений, исследований, работ юных ушаковцев – участников различных конкурсов свидетельствуют: нам не следует разочаровываться в молодом поколении. Центр имеет свои отделения в разных городах России и за рубежом, что позволяет наполнять работу с детьми разнообразным содержанием.
Для Лизы Ермаковой из Белгорода участие в конкурсах, проводимых Центром Федора Ушакова, стало судьбоносным. Она не раз приезжала в столицу для участия в финальных этапах.
«Поверила в свои силы, когда мои стихотворения, другие конкурсные работы получили хорошие отзывы», – признается Лиза. Сейчас она учится в Московском театральном колледже имени Л.А.Филатова и по-прежнему участвует в проектах Центра Федора Ушакова. С удовольствием рассказала, как увлекло ее совместное чтение ушаковцами романа Пушкина «Евгений Онегин».
На фестивале «Бородинская осень» компанию Елизавете Ермаковой составили ушаковцы из города Ельца – участники ансамбля «Русь Державная». Его руководитель Владимир Комаров – постоянный участник бородинских встреч. Говорит, что они вдохновляют на создание новых песен. Подтверждение тому – создание гимна ушаковцев.
А какой фестиваль без сюрпризов?! Гость из Шотландии Фрэнк Мак-Гуаэр в национальном наряде продемонстрировал, что народные инструменты способны выразить все чувства его души. Фрэнк увлеченно говорил о поэте Лермонтове, генерале Барклае-де-Толли, и его горячность была понятна. Ощущать свое единство, общие корни, помнить историю важно и нужно каждому человеку. Хорошо бы нам всегда больше ценить и беречь то, что нас объединяет, а не наоборот.
NB! Фестиваль «Бородинская осень» проводится по инициативе Русского народного собора, Союза писателей России, Центра Федора Ушакова, при поддержке администрации Можайского района, Художественного фонда города Можайска, попечительского совета комплекса «Святой колодец преподобного Ферапонта Можайского».
Надежда ТУМОВА, Можайск, Московская область
Комментарии