В прозе жизни всегда есть место романтике. По крайней мере, романтике железных дорог. Лучшее тому доказательство – студенческие отряды проводников. Желающих попасть в них много, есть даже небольшой конкурс, и, наверное, лето, проведенное на колесах, стоит того. Разочаровавшихся практически нет. Мало того, есть ребята, которые работают в отряде с 2014 года.
Закономерность это или нет, но почему-то мерный стук колес притягивает в основном будущих инженеров, физиков, технологов. Так, в петербургском отряде проводников «Проворный» 80% студентов из Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Петра Великого. Всего петербургский отряд насчитывает 80 человек. Этим летом бригады трудятся на двух маршрутах: Санкт-Петербург – Новороссийск и Санкт-Петербург – Сухум. По словам командира отряда «Проворный» Михаила Молоткова, в целом за лето ребята «накатывают» 450 часов, и это вполне достойно оплачивается. Например, если составлять своеобразный рейтинг заработков в студотрядах, то строители и проводники занимают в нем первое место. За летние месяцы зарплата может достигать более 100 тысяч рублей. На втором месте сервисные отряды, здесь работа официантов, горничных, барменов оплачивается меньше, порядка 20 тысяч рублей в месяц. Далее по убывающей идут педагогические и медицинские отряды (зарплата от 10 до 18 тысяч рублей в месяц), а самой низкооплачиваемой считается работа в археологических отрядах.Но, как верно заметила председатель правления Санкт-Петербургского регионального отделения МОО «Российские студенческие отряды» Дарья Довбыш, не деньги манят студентов. Летом в большом городе всегда есть возможность устроиться и подработать, однако студенческие отряды – это прежде всего возможность получить уникальный профессиональный и жизненный опыт. Ребята учатся работать в коллективе, имеют возможность увидеть страну, начинают понимать, что такое профессиональная ответственность. Любопытно, но бывают прецеденты, когда студенты, поработав в студотряде, приходят к мысли о получении другой специальности. У третьекурсницы Политеха Марии Щировой пока такой профессиональной метаморфозы не случилось, однако романтика дальних дорог жила в душе с детства. Мария работает на маршруте Санкт-Петербург – Новороссийск второй месяц и считает, что со своими обязанностями справляется хорошо. Главная сложность, на ее взгляд, состоит в том, чтобы принять и сдать вагон, то есть пересчитать все по описи. С пассажирами ни одной конфликтной ситуации не случалось, возможно, потому что девушка вообще легко ладит с людьми.Второкурсник Егор Мецлер из Политеха тоже работает на этом же маршруте, и, по его мнению, сложнее иметь дело не с подсчетами, а с живыми людьми. Особенную трудность представляет ситуация, когда на станции, где стоянка не более 5 минут, садится большое кличество пассажиров. Многие из них с детьми, переживают, нервничают, поэтому приходится прилагать массу усилий, чтобы посадка не стала стрессом ни для проводника, ни для пассажира. Впрочем, студентов учат справляться с профессиональными рисками, как только они записываются в студотряд. Как минимум три месяца идет обучение азам профессии, а затем нужно сдать экзамен на профпригодность. Только после этого можно получить документ, разрешающий работать проводником.Как заметил молодой человек, в поездках можно отточить не только навыки общения с людьми, но и проявить свои творческие способности. Например, в отряде «Проворный» есть ребята, которые играют на гитаре и на баяне и хорошо поют. Поэтому, когда позволяет время, для пассажиров устраивают культминутки, которые особенно нравятся детям. Люди оставляют благодарные отзывы, а тех ребят, кто работает и ответственно, и весело, работодатель может поощрить дополнительной премией.Работа в студотряде имеет колоссальный воспитательный эффект, уверена Дарья Довбыш. Уже много лет в отрядах существует строжайший сухой закон. Тот, кто его нарушает, моментально лишается права работать в студотряде, но, как пояснила Дарья Довбыш, в последнее время таких ребят все меньше и меньше. Чаша весов, на которых сплоченное студенческое братство, интересная жизнь, возможность путешествий, существенно перевешивает альтернативное времяпрепровождение.Сегодня в Санкт-Петербурге насчитывается более 85 трудовых отрядов по 10 направлениям: строительные, сельскохозяйственные, педагогические, сервисные, медицинские, археологические, поисковые, отряды проводников, экологов, энергетиков. Всего более 3 тысяч человек. При этом Санкт-Петербург является единственным городом России, где движение студенческих отрядов не прерывало свое существование.
Комментарии