Цели урока: 1) личностные: развить чувства сострадания, сопереживания, милосердия и доброты; 2) метапредметные: отработка постановки и решения проблемных учебных задач; 3) предметные: отработка навыков диалогической речи, выразительного чтения и анализа эпического произведения на основе использования следующих художественных средств: эпитетов, метафор, олицетворений.
Ход урокаI. ОргмоментУчитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть на нашем уроке. Перед вами лежит путеводный лист, с которым мы будем работать.Вы уже прочитали сказку-быль «Теплый хлеб». Сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы по сюжетным картинкам: кто обидел коня? Кто помог осознать ошибку? К кому пошел Филька за помощью? Кто помог Фильке продолбить лед? Что принес Филька коню, чтобы помириться? Ученики отвечают.Учитель: Молодцы! Сегодня мы проследим путь, который прошел наш герой. Что нужно нам сделать? Ответы учеников.Учитель: Автор нашей сказки-были Константин Георгиевич Паустовский – замечательный писатель ХХ века, который написал несколько сказок для детей. Это «Растрепанный воробей», «Стальное колечко», «Дремучий медведь», «Теплый хлеб»…Как вы думаете, произведение «Теплый хлеб» – это только сказка? Почему? Ответы учеников.Учитель: Правильно, события в нем реальные, только добавлено чуть-чуть чего-то неуловимо волшебного, чудесного. Вот поэтому Паустовский назвал свое произведение сказкой-былью.Как всякая сказка, произведение это имеет поучительный смысл. А какой поучительный смысл заключается в русской народной пословице, которую мы возьмем эпиграфом к нашему уроку: «Умел ошибиться – умей и исправиться»? Как вы понимаете смысл этой пословицы? К кому из героев можно отнести эту пословицу? Почему?Ответы учеников.Учитель: Какое любимое выражение было у Фильки? Ответы учеников.Учитель: С каким чувством произносит Филька свою излюбленную фразу «Да ну тебя…»? Ответы учеников.Учитель: Кому первому говорит эти слова Филька? Найдите в тексте. Ответы учеников.Учитель: Кто первым противится Филькиной злобе? Ответы учеников.Учитель: С этого момента и начинаются фантастические и сказочные события. Какие? Найдите, пожалуйста, в тексте этот эпизод.ОтветРевела, обезумев, метель, но сквозь ее рев Филька слышал тонкий и короткий свист – так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьет им себя по бокам. Метель начала затихать к вечеру, и только тогда смогла добраться к себе в избу от соседки Филькина бабка. А к ночи небо зазеленело, как лед, звезды примерзли к небесному своду, и колючий мороз прошел по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твердому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые бревна в стенах, и они трещали и лопались.Учитель: Какое художественное средство использовал автор, когда наделил природу признаками живого предмета? Что значит «колючий мороз»? Давайте обратимся к нашему словарю на путеводном листе и найдем толкование словосочетания. Начертите стрелочку от словосочетания к правильному его толкованию. С помощью какого художественного средства Паустовский показал лютость мороза? Какое чувство испытывает наш главный герой? Запишите его название в путеводном листе на отрезке пути от зла к добру. Что произошло из-за мороза? Отчего происходит такой мороз, ребята? Ответы учеников.Учитель: Кто кратко перескажет историю о старом солдате? Отчего умер мужик? Ответы учеников.Учитель: Как вы понимаете выражение «охлаждение сердца»? Начертите стрелочку от словосочетания к правильному его толкованию в путеводном листе. Ответы учеников.Учитель: Какое художественное средство использовал автор, чтобы показать злого человека? Какое чувство рождается в душе Фильки при разговоре с бабушкой? Запишите его в путеводном листе на отрезке пути от зла к добру.Ответы учеников.Учитель: Запишите. А теперь давайте вспомним диалог Фильки с бабушкой. Дети встают и рассказывают.Учитель: А как поправит свое злодейство Филька? Какой добрый совет дает Панкрат? Послушаем еще раз добрый совет Панкрата. Найдите, пожалуйста, этот эпизод.«Изобрести спасение от стужи. Тогда перед людьми не будет твоей вины. И перед раненой лошадью – тоже. Будешь ты чистый человек, веселый. Каждый тебя по плечу потреплет и простит. Понятно?»Что значит «будешь чистым человеком»? Начертите стрелочку от словосочетания к правильному его толкованию в путеводном листе. Что сделал Филька, чтобы стать чистым человеком? Найдите в тексте его слова. «- Я, дедушка Панкрат, – сказал Филька, – как рассветет, соберу со всей деревни ребят. Возьмем мы ломы, пешни, топоры, будем рубить лед у лотка около мельницы, покамест не дорубимся до воды и не потечет она на колесо. Как пойдет вода, ты пускай мельницу! Повернешь колесо двадцать раз, она разогреется и начнет молоть. Будет, значит, и мука, и вода, и всеобщее спасение».Кто помогает Фильке в общем деле? Почему? Ответы учеников.Учитель: Какое чувство испытывает Филька, когда говорит, что «наши ребята – хорошие»? Запишите название этого чувства на следующем отрезке пути от зла к добру. Какие еще сказочные персонажи принимали участие во всеобщем спасении? Ответы учеников.Учитель: Если бы не теплый ветер, то не обколоть бы лед ребятам и старикам. А сорока рассказывала, что она долетела до теплого моря, где спал в горах летний ветер, разбудила его, натрещала ему про лютый мороз и упросила его прогнать этот мороз, помочь людям. И в результате этого ночью по деревне стал разноситься запах чудесного теплого хлеба. Что значит «теплый хлеб»? Начертите стрелочку от словосочетания к правильному его толкованию в путеводном листе.Ответы учеников.Хлеб – пища; основа жизни (хлеб – всему голова); хлеб, разделенный и съеденный с кем-то вместе, – знак союза.Учитель: Кому этот теплый хлеб как искупление вины приносит Филька? Почему именно теплый хлеб? Ответы учеников.Учитель: Конь простил Фильку за его ошибку. Какое чувство испытывает Филька? Запишите это в путеводном листе на последнем отрезке дороги от зла к добру.Ребята, в сказке-были нет момента описания, когда Филька просит прощения. А как бы вы попросили прощения на месте Фильки? Какими словами? Посоветуйтесь, поработайте в паре, запишите, прочитайте. Дети пишут.Учитель: Ребята, предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма «Теплый хлеб». Режиссер Ирина Гурвич включила этот эпизод – как мальчик просит прощения. Скажите, какое чувство испытывает Филька, когда просит прощения у коня?Просмотр фильма.Учитель: Какое чувство испытывает Филька? (Чувство раскаяния.) Да, когда человек признает свою вину, значит, он раскаялся и исправил свою ошибку. Умел ошибиться – умей и исправиться. Он испытывает чувство раскаяния. Запишите название этого чувства на последнем отрезке дороги от зла к добру. Легко ли было Фильке преодолеть этот путь? Какую дорогу он выбрал? Ответы учеников.Учитель: Ребята, вы помогали пройти нам дорогой добра успешно. И ваши старания можно оценить на «отлично».Домашнее задание: А дома предлагаю вам написать в путеводном листе мини-сочинение-рассуждение «О чем заставила задуматься меня сказка-быль К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»?».Учитель: Ребята, перед каждым человеком открывается много дорог. Но нужно выбрать главную. Какую?Ученики: Дорогу добра.Учитель: Спасибо, что все сегодня прошли трудной дорогой главного героя.Айслу ЛААЖАП, учитель русского языка и литературы средней школы №12 имени воинов-интернационалистов города Кызыла Республики Тыва, учитель года Республики Тыва-2013
Комментарии