Дополнительные платные услуги. Как оказалось, среди директоров есть и сторонники, и противники «коммерции» в школе. Что ж, дело-то новое, непривычное. Но ясно видна тенденция: платные услуги нужны, их приходится вводить. И они работают на престиж школы. В «Директорском клубе» можно спорить, обсуждать проблемы, высказывать разные точки зрения. Для того и существует наш клуб. Друзья, предлагайте новые темы для обсуждения, делитесь опытом! Двери «Директорского клуба» открыты для вас!
Лидия ПЕРЦЕВА, заслуженный учитель РФ, директор школы №33, Волгоград: Есть заказ – надо выполнять
Я всегда была противницей «коммерции» в школе. Поэтому мы платные услуги пока еще не оказывали. Но теперь волей-неволей к ним пришли. Со следующего учебного года открываем сразу несколько направлений таких услуг. С чем это связано?
В Волгограде остро не хватает детсадов. «Домашние» малыши при поступлении в первый класс плохо адаптируются, испытывают трудности в учебе. У нас проводились бесплатные курсы для будущих первоклассников (всего 10 часов). Но этого оказалось недостаточно. Многие родители просят увеличить количество подготовительных занятий.
Мы решили пойти родителям навстречу. В следующем учебном году продолжительность занятий будет увеличена до 20 часов. Их мы уже не сможем проводить бесплатно.
Другая острая проблема – подготовка к ЕГЭ и итоговой аттестации в 9-м классе. В нашей школе ведется углубленное изучение предметов. Мы привлекаем профессорско-преподавательский состав волгоградских вузов (есть возможность оплачивать их работу по тарифной сетке, для этого выделяются средства). И все это в рамках учебного плана. Поэтому мы считали, что платные услуги нам не нужны. Однако после введения ЕГЭ, особенно по русскому и иностранному языкам, родители запаниковали. Вновь мы получили «социальный заказ» на расширение образовательных услуг. Одним семьям нужно «усилить» у ребенка английский, другим – математику. Я сама математик, и понимаю, что уровень заданий части С требует высокой подготовки. Так мы пришли к еще одному виду платных услуг – дополнительная подготовка к ЕГЭ по ряду предметов.
Планируем сформировать аналогичные услуги и по подготовке к «малому ЕГЭ» в девятом классе.
Остается проблема – приобрести кассовый аппарат. Ведь оплата услуг проводится через бухгалтерию с выдачей документа, в данном случае чека. Придется отдать со спецсчета школы около 12 тысяч рублей (столько стоит кассовый аппарат) плюс еще 300 рублей на его обслуживание.
Серафима КИХТЕВА, директор школы №1, поселок Жешарт, Устьвымский район, Республика Коми: Пополняем кошелек сами
Мы оказываем дополнительные платные услуги населению. Они вполне законны – зарегистрированы Федеральной налоговой службой и отражены в уставе школы. Есть указ главы Республики Коми от 20 июля 1999 года №2082 «О платных дополнительных образовательных услугах».
Что за услуги? Это профессиональная подготовка водителей автомобиля категорий В, С (легковой автомобиль, грузовой автомобиль), А (мотоцикл). Обучение проходит в течение 3 месяцев. Требования сейчас очень жесткие, экзамен строгий.
Качество обучения в школе обеспечивают компьютерные программы, тренажеры. И, конечно же, опытный педагог – мастер производственного обучения, награжденный Почетной грамотой Министерства образования РФ, инструктор с большим опытом и стажем Владимир Павлович Шалаев. Едешь рядом с ним, удивляешься: все встречные автомобилисты сигналят ему – кто головой кивнет, кто фарами мигнет. Это все его бывшие ученики.
Руководство школы постоянно общается, консультируется с Межрегиональной ассоциацией автошкол России (МААШ), выписывает газеты «Stop-газета», «Добрая Дорога Детства».
Услуги эти платные только для взрослого населения, а для своих родных питомцев-школьников – бесплатные. После 9-го класса ученик имеет право получить категорию А, а после 11-го – В и С, а также и А, если ее не получил раньше. Обучение добровольное, с согласия родителей.
Все заработанные деньги перечисляются на внебюджетный счет. Их можно тратить на развитие и совершенствование материальной базы школы. В 2007 году было заработано 211500 рублей. Приобрели ученическую мебель на 30 тысяч, промышленный холодильник в столовую за 35 тысяч, методических пособий и литературы на 10 тысяч. А еще на курсы отправили учиться в Санкт-Петербург педагога Светлану Анатольевну Водовозову – на межрегиональный семинар «Организация партнерства. Образовательное учреждение – семья».
К сожалению, не все чиновники понимают нас! Ведь зарабатывание школой денег – это одно, а текущее финансирование – другое. И даже если что-то удается в отношении пополнения «школьного кошелька», нельзя перекладывать все финансирование школ на наши же плечи.
Алексей КАМЕНСКИЙ, директор лицея №590, Санкт-Петербург: Халтуры не надо!
Я активный сторонник дополнительных платных услуг. В любом государстве мира государственное образование будет финансироваться по нормативу, и, насколько я знаю, учителя в основном недовольны этим нормативом, даже в высокоразвитых странах. Если представить, что все мечты учителей о достаточном нормативе сбудутся, то это все равно будет норма. Поэтому, если мы хотим, чтобы что-то было сверх нормы, чтобы школы чем-то друг от друга отличались, надо искать средства где-то еще.
У нас в стране, к сожалению, класс меценатов, попечителей пока еще не сложился, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но дополнительные деньги привлекать необходимо. Другой вопрос, каким образом. Это могут быть не только дополнительные платные образовательные услуги, но и всевозможные гранты. Также разрешена аренда, и кто-то благополучно этим пользуется. За рубежом основную часть внебюджетных средств составляют спектакли для родителей, различные благотворительные лотереи.
Что, на мой взгляд, вводя платные дополнительные услуги, нужно соблюдать? Прежде всего добровольность и качество услуг. Это не должно быть побочной халтурой учителя. Причем спектр услуг может быть самым широким. Вплоть до организации конно-спортивной езды.
Сегодня ничто не препятствует введению платных дополнительных услуг. Нормативная база для этого достаточно давно отработана. Как правило, это изучение языков, углубленное освоение каких-то предметов и другие предложения, возникающие по запросам. Вообще, прежде чем что-то вводить, есть смысл провести мониторинг интересов учеников, родителей. Мы, например, стараемся максимальное количество услуг давать за бюджет. У нас примерно 50 кружков и секций бесплатные.
А в школе дополнительные образовательные услуги введены с 1991 года, и доход от них составляет в среднем порядка 50 процентов от бюджетных средств, выделяемых школе государством. На эти средства проводим ремонт, приобретаем новое оборудование, ведем дополнительные кружки, на которые не хватает бюджетных средств. Но львиная доля внебюджетных средств идет на зарплату педагогов.
Татьяна ФЕОКТИСТОВА, директор школы №117, Нижний Новгород: Следующий пункт – психология
Все дополнительные платные услуги в нашей школе проводятся в соответствии с лицензией. Для старшеклассников это спецкурс по математике и физике, для начальной школы – ритмика и бальные танцы. Кроме того, работает «Школа будущего первоклассника». Хотелось бы, конечно, и побольше! Но при введении дополнительных платных услуг требуется большое количество бумаг. К тому же оформление аренды через КУГИ влечет за собой довольно высокую плату. Я не думаю, что найдется много желающих получать хоть и нужную, но дорогостоящую услугу.
К тому, что у нас есть сегодня, отношение со стороны родителей и со стороны учеников хорошее. У нас одна из лучших в районе «Школа будущего первоклассника». К нам приводят заниматься детей, даже если потом они идут учиться в другую школу. Если говорить о спецкурсе по математике и физике, то у нас заключен договор с Нижегородским государственным техническом университетом, а занятия ведут последние два года уже наши преподаватели. И поступаемость в вуз у нас стопроцентная, причем 80-82 процента – на бюджетные места.
На будущий год нам предстоит лицензирование. Мы бы ввели еще некоторые услуги на платной основе. Детей, которые учатся слабо, в нашем рабочем поселке много, и поэтому без репетиторов не обходится. А репетиторов родители нанимают через объявления в газетах, на дверях, столбах. А у нас сложился стабильный коллектив, и мы могли бы сами оказывать детям эту помощь. Есть в школе дети, которые увлекаются восточными единоборствами, и занятия с ними проводит наш выпускник – профессионал своего дела. Сейчас в силу разных обстоятельств ребята занимаются нерегулярно. Если бы это была платная услуга, то сложилась бы определенная система.
Конечно, мы интересуемся, чем хотят заниматься дети, спрашиваем родителей, что бы они своим детям рекомендовали.
Родители как раз и высказали свои пожелания, что готовы платить за психологический курс «Жизненные навыки». Хотим ввести его для параллели шестых-седьмых классов. Просят о введении второго иностранного языка.
То, что мы имеем в денежном выражении, – очень маленькое подспорье для школы. На мой взгляд, заниматься оказанием платных услуг с точки зрения выгоды для школы в финансовом плане в общем-то не стоит. Дополнительными услугами, хоть и платными, мы только помогаем детям, удовлетворяем различные их запросы. И престиж, авторитет школы от этого возрастают.
Комментарии