«О бедном гусаре замолвите слово» – так называются известный романс на стихи Дениса Давыдова и одноименный фильм Эльдара Рязанова. Эта строчка вспомнилась, как только я захотела написать о педагогах дополнительного образования. Почему-то так и хочется назвать их «бедными гусарами» нашей образовательной армии. Дискриминация в отношении них наблюдается достаточно очевидная. Уже второй год педагоги дополнительного образования получают меньше, чем школьные учителя. Исключение составляют только немногочисленные руководители так называемых образцовых творческих коллективов.
К чести самих педагогов нужно отметить, что они на это не жалуются. Только вздыхают, обсуждая эту тему между собой… Вслух возмущаться такой ситуацией им не позволяет совесть. Во-первых, потому что они понимают: степень ответственности за конечный результат их труда несоизмерима с мерой ответственности учителя-предметника (особенно того, который готовит к обязательному ЕГЭ). Во-вторых, многие из педагогов дополнительного образования осознают, что имеют редкую возможность всю жизнь заниматься любимым делом. И в-третьих, им дано счастье работать не со всеми подряд детьми, а только с теми, кто хочет заниматься тем же самым делом. Поэтому просить за это больших денег даже стыдно. И все-таки смею предположить.Кто может измерить степень влияния того или иного педагога на жизнь и судьбу конкретного ребенка? Для кого-то дело жизни предопределили школа и любимый учитель по какому-либо предмету, а в чьей-то судьбе гораздо большую роль сыграл руководитель кружка…За примерами далеко ходить не буду. Мой брат имел слабую тройку по физике и слышал постоянные нелестные отзывы о себе от учительницы, зато с пятого класса он ходил в кружок радиоэлектроники во Дворец пионеров, где руководитель (я хочу назвать его по имени, потому что он воспитал не одно поколение высококлассных радиоинженеров, – Александр Сергеевич Плехов) его постоянно хвалил и стимулировал к изобретениям. Результаты не заставили себя ждать. С тройкой по физике мой брат был неоднократным победителем НОУ и лауреатом различных выставок детского технического творчества. Брат окончил радиофак, работал инженером, а во время перестройки создал собственную научно-производственную фирму, которая успешно функционирует уже 18 лет. Своего педагога дополнительного (а по сути, главного) образования он не забывает, именно ему он благодарен за хороший жизненный и профессиональный старт.Примеров такого рода у каждого читателя достаточно. Словом, пользу и значимость тех или иных уроков могут взвесить только время и сам человек. Мы же, привыкшие все мерить не большим, гамбургским, а мелким сиюминутным счетом, смирились с убогими критериями, которые нам навязало Министерство образования и науки: баллы по ЕГЭ – что может быть проще и показательнее. Нет баллов – значит нет успехов. Нет успехов – значит нет хорошей работы и педагог достоин мизерной зарплаты. Но жизнь, к счастью, сложна и неодномерна, и кроме подготовки к ЕГЭ и олимпиадам у педагогов много других задач: найти талант, помочь человеку поверить в себя и нащупать собственную стезю, помочь ему стать человеком. И тут без дополнительного образования никуда. Так, может быть, государству пора начать оценивать педагогов не только по упрощенным критериям?
Комментарии