На очередном семинаре в Высшей школе экономики состоялось обсуждение роли неформального и дополнительного образования школьников и результатов молодежных исследований, представленных доктором социологических наук профессором НИУ ВШЭ Еленой ОМЕЛЬЧЕНКО.
Обычно исследование школьной молодежи осуществлялось в рамках социологии образования, выход на рынок труда и первая занятость – в рамках социологии трудовых отношений, групповые культурные идентичности – в рамках субкультурных исследований. Очевидно, что при таком подходе теряется представление о целостной природе взросления и комплексном характере социализации, когда навыки и компетенции, приобретаемые юношей или девушкой в рамках того или другого института, вовсе не автоматически соответствуют функциям, предписанным институту. Термин «молодежная культура», введенный Т.Парсонсом, означал вовсе не сферу пристрастий и симпатий в сфере культуры и искусства (музыка, кино, литература), а определенную среду сверстников (peer group), своего рода «социальную матку», внутри которой происходит усвоение молодым человеком системы ценностей и ролей взрослого общества. И наоборот, школьный класс – это специфический тип культуры (про- и антишкольной), в которой также происходит социализация, лишь отчасти связанная с обучением по школьной программе.Исследование ставило своей целью изучение существующей структуры неформального и дополнительного образования с тем, чтобы оценить его потенциал в решении задач социализации детей, определить особенности включения молодежи в деятельность внешкольных организаций, описать навыки и умения, приобретаемые детьми в учреждениях внешкольного образования, особенности включения молодежи в деятельность внешкольных организаций, описать социальный состав групп школьников, характер установленных социальных связей, а также выделить неформальную структуру и воспроизводимые социальные иерархии.Исследование проводилось в 4 регионах: Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Пскове и Псковской области, Томске и Томской области. В качестве метода исследования мы использовали полуформализованное интервью с учениками (слушателями, воспитанниками) и руководителями (тренерами, педагогами, методистами) учреждений неформального и дополнительного образования. Анализ результатов мы осуществляли двумя способами – количественной обработкой данных формализаций и качественным анализом интервью. Всего было взято 204 интервью с учениками и 216 – с их руководителями в 164 организациях.Качественные изменения на рынке образовательных услуг переопределили поведенческие практики агентов, включенных в сферу дополнительного внешкольного образования (в части профессионального самоопределения, выбора направления, той или иной его формы, варианта перехода, отказа). Основные изменения в этой сфере связаны с развитием коммерческих форм обучения, расширением и усложнением сектора неформальных молодежных организаций, вариативностью мотиваций включения в эту систему, выбором той или иной его формы. Следует учитывать неравномерность влияния этих факторов на разных агентов – молодежь и ее родителей, педагогов и тренеров. Сегодня усиливается конкуренция между учреждениями дополнительного образования (горизонтальная и вертикальная), причем как за финансовые ресурсы, так и за учеников, дополненная фоновой конкуренцией со «школой». В случае низкой наполняемости групп или плохой посещаемости отделы образования могут поставить вопрос о закрытии такого кружка. С другой стороны, большой наплыв желающих также создает трудности, это говорит об устойчивой ригидности структуры дополнительного образования, не способной оперативно меняться в соответствии с меняющимся спросом. Местные отделы образования не готовы к серьезному анализу востребованности услуг дополнительного образования для понимания приоритетных направлений деятельности, чтобы оказывать им точечную материальную поддержку и наилучшим образом удовлетворять запросы детей. Ключевым фактором принятия решения остаются личные представления руководителей разных уровней о целях дополнительного образования. Властные образовательные ведомства (а вслед за ними и руководители структур внешкольного образования), заботясь о своем имидже и высоких показателях, склонны осуществлять жесткий контроль над деятельностью формальных организаций дополнительного образования, требуя от них результативности. Здесь возникает конфликт интересов: для администрации успешность связана с выполнением формальных требований и высокой оценкой определенных институций (победы на конкурсах, соревнованиях), а для преподавателей более важна оценка профессионального сообщества, а также эффективность сетевой коммуникации. Могут отличаться и цели, которые ставят перед собой руководитель, тренер и ученики. В этом смысле формат неформальных молодежных групп выгодно отличается совпадением интересов сторон.Большинство опрошенных учеников одновременно посещают сразу несколько образовательных клубов, центров и секций, однако возможность и желание быть членом сразу нескольких коллективов может входить в противоречие с интересами отдельных структур дополнительного образования, особенно на фоне усиливающейся между ними конкуренции. С подобной ситуацией сталкиваются практически все учащиеся выпускных классов общеобразовательной школы. В этом случае в выигрышной позиции оказываются направления профильного дополнительного образования, совпадающего с направлениями подготовки к экзаменам.Нынче продолжается коммерциализация сферы дополнительного образования, занятия даже в бесплатных кружках и секциях требуют материальных вложений родительских семей. Однако, несмотря на возможные материальные проблемы, эти процессы не стали определяющими в ограничении доступа к услугам дополнительного образования. Большое значение для недостаточно финансируемых государственных, так же как и для неформальных, некоммерческих структур, имеет социальный капитал и практики безденежного обмена, которые позволяют получить необходимые ресурсы без вливания финансовых средств. Это также требует дополнительных исследований.Сегодня внешкольное образование все больше начинает выполнять функции базовой подготовки детей и подростков, компенсируя недостатки системы школьного образования. В этом случае развитие творческих, научных способностей одаренной молодежи, а иногда и просто образование, выходящее за рамки программы подготовки к ЕГЭ, переходит к учреждениям дополнительного образования. Секции и кружки помогают в предвузовской подготовке, выполняя функции репетиторов или даже курсов подготовки для поступления в вуз. Кроме того, в некоторых случаях такие учреждения становятся каналом, повышающим доступность не только высшего, но и среднего образования. Что касается профессионализации в системе дополнительного образования, то сегодня эта функция сохраняется, а для некоторых направлений, например художественного и музыкального искусства, остается одной из определяющих.
Комментарии