search
main
0

Дополнительное образование. Школа на окраине превратилась в центр

Ирина АНИКИНА, директор Центра образования №1602: Наша школа имеет две особенности. Во-первых, она очень удалена от центра Москвы (район Косино-Ухтомский), а во-вторых, в микрорайоне она единственное социокультурное учреждение. Чтобы удовлетворить социальный заказ жителей Ухтомки, необходимо было создать целый комплекс разнообразных детских творческих объединений дополнительного образования. Так обычная московская школа превратилась сначала в УВК, а затем в Центр образования. Уникальность образовательного процесса заключается в самом устройстве режима дня за счет чередования предметов базового и дополнительного цикла.

В наше время уже мало кого удивишь существующими в школе теми или иными клубами, студиями. Современные родители хотят не просто занять ребенка чем-нибудь, а думают о подготовке своих детей к будущей взрослой жизни, к правильному выбору профессии. В нашем ОУ созданы условия для построения индивидуальной траектории развития учащихся средствами дополнительного образования. Мы выделяем четыре направления работы, способствующих социализации и самоопределению учеников: гуманитарное, социально-общественное, художественно-эстетическое и научно-техническое.

В начальной школе всем учащимся предоставлены равные возможности для погружения в полихудожественное пространство творческой деятельности. Каждый ребенок занимается в среднем в пяти клубах дополнительного образования. 30% учащихся начальной школы принимают участие в различных творческих конкурсах, фестивалях и в школьной научной конференции. Таким образом, на первом этапе происходит индивидуальное формирование фундамента для творческой личности – знающей, умеющей, готовой к самостоятельности. Это очень важный этап предпрофильного образования, его отслеживают психологи и классные руководители. В индивидуальных диагностических картах можно проследить динамику формирования художественно-эстетической и духовной основы личности, мотивации к различным направлениям творческой деятельности, умение самооценки. Психологи помогают ребенку и родителям в средней школе сделать свой выбор для погружения в ту сферу творческой деятельности, которой он отдает предпочтение. Вместе с классным руководителем ребенок выбирает для себя те формы участия в дополнительном образовании, в которых чувствует себя комфортно и может быть успешным.

На этом этапе дополнительное образование еще активнее играет роль в определении и стимулировании профессиональных интересов детей. Ежемесячно в школе проходят предметные декады, позволяющие каждому ученику реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал. КВН по химии интегрируется с клубами «Арлекино», «Бит», «Грация». Литературная гостиная – это интеграция клубов «Вдохновение», «Лира» и ИКТ. Историческая декада – интеграция клубов «Отечество» и «Ухтомский меридиан». В среднем звене психологическая служба не только отслеживает креативное развития учащихся, она проводит глубокий анализ индивидуального развития детей на методических объединениях, педагогических советах, родительских собраниях. Клуб «Познай себя» помогает детям определить свои наклонности и найти свою нишу в школьной жизни. Клуб «Цивилизации юных» и ученическое самоуправление через дополнительное образование способствует саморазвитию личности и ее самоопределению. Ребята возглавляют все социальные творческие проекты в школе: «Цивилизации юных», «Грация», «Вдохновение», «Милосердие». Они провели концерт для детей Морозовской больницы, собрали для них игрушки и подарки. Советы клубов «Отечество», «Лира» и «Ухтомский меридиан» участвовали в проекте «Как живешь, ветеран?», проводили экскурсии для ветеранов по нашему району. Совет клуба «Арлекино» организовал свой проект для учащихся 1-5-х классов «Карнавал масок».

Только в творческой деятельности ребенок может увидеть результаты своего труда и осознать, что не зря были потрачены время и усилия. В среднем звене 20% учащихся – лауреаты и дипломанты окружных и городских конкурсов, олимпиад и фестивалей.

Старшая школа – ступень самоопределения. Здесь происходит познание той сферы деятельности, в которой ученики будут находить себя в дальнейшей жизни. Мы предоставляем им возможность участия в социальной практике, в общественно значимой деятельности. Если ученик выбрал гуманитарное направление, он по-прежнему посещает клубы «По странам и континентам», «Проба пера», «Лира», «Арлекино», участвует в проектах «Лидер XXI века», «Лингва», «Война глазами ветеранов». После окончания школы ребята поступают в МГУ на факультет журналистики, в Государственный университет лингвистики, в Государственный педагогический университет имени М.Шолохова. Те, кто отдал предпочтение художественно-эстетическому направлению, участвуют в проекте «Юные таланты Московии», «Музыкальный салон», «Юная москвичка». Ребята поступают в Государственную академию культуры, театральные училища, на факультеты дизайна, моды, рекламы. Социально-общественное направление выбирают прекрасные организаторы, активисты, участники и организаторы социальных проектов: «Если б я был главой управы», «Ученик года», «Мой край», «Почетные жители района», «Школьные династии», «Клуб интересных встреч», «Клуб выпускников». Именно эти старшеклассники организовывают и проводят день дублера и школьную научно-практическую конференцию. Часть ребят выбирают естественно-научное направление – это будущие врачи, инженеры, техники, программисты, тренеры. Для углубления их знаний существует клуб «Интеллект», цель которого – работа с одаренными детьми. Ежегодно ребята поступают в вузы по итогам предметных олимпиад и проектным конкурсам.

Педагогический коллектив разработал более пятидесяти программ по дополнительному образованию. Одним из результатов дополнительного образования школы стало то, что 15 клубов детской творческой деятельности возглавляют наши выпускники.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте