Сегодня остра проблема развития и нормативно-методического сопровождения дополнительного образования в колледжах. Все понятно с дополнительным профессиональным образованием в колледжах, а вот студии, кружки, секции, творческие, военно-патриотические, музейные и другие объединения дополнительного образования для детей и молодежи нуждаются в должной нормативной, руководящей поддержке, оценке результатов работы, индикаторов качества. Тут есть противоречия, требующие своего решения.
Вся нормативная документация по дополнительному образованию разработана для учреждений дополнительного образования детей или для учреждений общего образования. Для учреждений профессионального образования нормативно-правовая и нормативно-методическая документация не разработана, не рекомендована и не утверждена. Поэтому наши кружки, секции, студии, решающие важнейшую задачу организации позитивного досуга, развития, воспитания наших обучающихся, работают в режиме гибких нормативов, которые мы устанавливаем на основе анализа и интеграции всех существующих. В колледжах обучают детей старше 16 лет, которые проживают в отдаленных районах города и даже в области. Нет четкой определенности режима занятий. В Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования (последняя редакция 08.08.2003 г.) написано, что мы имеем право в уставе колледжа определять численный состав, продолжительность занятий, количество кружков, которые может посещать один ребенок, однако СанПиН и КРУ проверяют исключительно по нормативным документам (до 16 лет) учреждений дополнительного образования. Существует рейтинг и индикаторов качества колледжей. В индикаторе «Количество призовых мест колледжа (студентов колледжа) в мероприятиях (соревнованиях) на уровне отрасли» учитывают только 1, 2, 3-е места, а в творческих конкурсах дают звания. Гран-при – наивысшая награда, лауреат 1, 2, 3-й степени соответствует 1, 2, 3-му месту. Получается, что за звание дипломанта баллов не начисляют, хотя это тоже награда. Активное участие в конкурсах без занятия призовых мест вообще не учитывают, хотя для многих детей участие в городских мероприятиях – это уже большой шаг вперед. Получается: чтобы набирать баллы, мы должны работать с избранными детьми, у которых все получается. А как же нам решать новые задачи, поставленные на государственном уровне в проекте закона «Об образовании в РФ», в государственной программе развития образования в Москве на 2012- 2016 гг. «Столичное образование», как обеспечить образовательные права и образовательные (учебные и внеучебные) достижения каждого обучающегося? Разве не развитие личности каждого ребенка – наша цель? Только за 2010-2011 учебный год наш колледж принял участие в 122 конкурсах и фестивалях, из них окружных: 55 творческих, 19 спортивных; городских: 25 творческих; 21 спортивный (из них 7 призовых мест); всероссийских: 1 (Всероссийский конкурс «Студенческий актив», лауреаты в номинации «Лучшая система подготовки студенческого актива»; международных: 1 творческий (Международный фестиваль «Бегущая по волнам» – лауреат Сергей Оленев, педагог ДО Е.Салахова).Возьмем конкурс «Надежда». У нас 6 лауреатов, а по индикаторам учитывается только один. Такая же картина и по конкурсу «Творчество молодых». Хотелось бы, чтобы в индикаторах было учтено участие в концертных программах и выездных мероприятиях (например, программа «Зритель»). Поэтому мы считаем необходимым дополнить этот индикатор и включить в показатели уровень активности колледжей (участие в конкурсах, соревнованиях, концертных программах). Решение этих важнейших нормативных вопросов позволит нам всем работать эффективнее. Ольга ВОЙНОВА, заместитель директора по УВР КИГМ №23
Комментарии