search
main
0

Дополнительное образование. С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре..

Анна ФОМИЧЕВА, заведующая библиотекой школы №350: В школьной библиотеке я работаю 12 лет. Главная моя задача – привить учащимся любовь к книге, научить их думать, сформировать потребность в чтении, воспитать культуру чтения, развить эстетическое восприятие художественной литературы. Читая, человек накапливает опыт, зачастую убеждается в недостаточности имеющихся знаний. Чтение художественной литературы помогает сформировать духовно-нравственные качества личности, а книги – развить нравственную мудрость, воплощенную в конкретных действиях и поступках героев. Литература, способствуя всестороннему развитию больше, чем любой другой вид искусства, вызывает у человека целую гамму чувств и эмоций: волнение, радость, тревогу, восторг, страсть.

Я оказываю помощь и педагогам дополнительного образования, и их воспитанникам, подбирая наиболее интересную методическую, научно-популярную, художественную литературу; слежу за новинками в книгоиздании, прессе, аудио-видео продукции, предоставляю эту информацию педагогам и ученикам, создаю медиатеку и тем самым способствую развитию как основного, так и дополнительного образования детей в своей школе.

Задача библиотеки – через внеурочную работу, через традиционные мероприятия расширить культурное пространство школы. Для достижения этого я стараюсь помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания школьников, интеллектуального ресурса развития их личности как залог учебного, а затем и жизненного успеха; вовлечь родителей в решение проблемы детского чтения и развития активной читательской среды детей; привить любовь к книге, воспитать потребность в чтении.

Регулярно на оперативных совещаниях, педагогических советах учителя получают от меня информацию о новинках учебной и методической литературы, поступивших в библиотеку, о статьях в периодической печати. В библиотеке есть выставка новинок учебной литературы, которая постоянно обновляется. Работа школы и библиотеки невозможна без взаимодействия с родителями. Все больше родителей участвует в проводимых мероприятиях: в литературных праздниках, в конференциях, в литературных гостиных. Моя работа с родителями заключается в том, чтобы объяснить им важность семейного чтения, дать советы по комплектованию домашней библиотеки, показать различные приемы, чтобы заинтересовать ребенка в чтении той или иной книги, помочь сориентироваться в новых книжных изданиях. На родительских собраниях мы проводим анкетирование родителей по семейному чтению. Мы награждаем и благодарим активных родителей – участников школьных мероприятий, дети радуются и гордятся грамотами и дипломами, которые получили их мамы и папы, бабушки и дедушки.

Ставшие традиционными праздники в школе формируют направленность в чтении младших и старших школьников: это литературные игры, связанные с юбилейными датами, посвящение в читатели, заседание литературного клуба «Лира», Неделя детской книги. «Посвящение в читатели» – праздник, который проходит весной, когда ребята прощаются с «Азбукой». Каждый год изыскиваются интересные формы его проведения. Учащиеся погружаются в сказочный мир героев, что повышает их интерес к книгам. Первоклассники впервые знакомятся с библиотекой, с ее правилами. С учителями у нас договоренность: первыми читателями школьной библиотеки становятся те, кто много и хорошо читает. К концу учебного года это уже все учащиеся. Ребята стараются прочитать дома больше книг, чтобы стать читателями библиотеки.

Статус школьной библиотеки повышается, если есть в школе педагоги-литераторы, которые к своему предмету относятся нетрадиционно. Внеурочные мероприятия по литературе, деятельность литературного клуба «ЛИРА» повышают интерес к чтению. Совместная работа с преподавателями в проведении заседаний литературного клуба «ЛИРА» – эффективный метод погружения учащихся в увлекательный мир книги, внепрограммной литературы (вечер, посвященный 100-летию со дня рождения В.Шаламова, вечер русского романса, к 90-летию комсомола и так далее). Эти вечера меняют взгляд ребят на историю страны, пробуждают интерес к исторической, художественной литературе. Весенняя традиционная «Неделя детской книги» – это не просто неделя, а подведение итогов работы учащихся в течение всего учебного года. Совместная работа с объединением дополнительного образования «Волшебная страна книги» делает эту традиционную неделю разнообразной по содержанию и формам проведения. Каждый год вводятся новые литературные маршруты, которые направляют в чтении детей. Ребята составляют вопросы по произведениям, что невозможно сделать, не прочитав книгу. За три года накоплен и обобщен большой опыт в проведении этого праздника. В 2008 году на празднике было 200 человек из школ №№377, 1373, 1849, 400, 799, 905.

Каждый год дарит удивительные открытия. Для учащихся организовывались встречи с писателями Т.Крюковой, В.Борисовым, И.Носовым. Дети играли спектакли: «Как Емеля за экологию боролся», «Золушка» (на английском языке). Без подарков с нашего праздника не уходит ни один участник, а подарок – это книга.

В этом году мы пригласили соседние детские сады поучаствовать в нашем празднике, включили маршруты для детей детского сада, потому что именно родители маленьких ребят на этом возрастном этапе должны стать проводниками книги к своим детям. Ведь это они, родители, читают своим малышам книжки, рассказывают им сказки, обсуждают прочитанное, а наша задача – подсказать, помочь в выборе этих книжек.

В настоящее время технического переоснащения библиотек на основе использования оргтехники и компьютеризации ведется работа по созданию новой формы маршрутов. Форма проведения литературной недели была взята из опыта работы библиотеки Московского городского дворца творчества и лично Алинды Мальгиновой. Многолетний опыт организации этого массового праздника, получившего статус муниципального (до 200 человек из школ микрорайона «Ивановское»), позволил привнести в него много новых содержательных элементов. Весь материал по проведению «Недели детской книги» в нашей школе я готовлю для публикации в издательстве «Школьная библиотека». Мы сотрудничаем с районной библиотекой №117, которая организует многообразную работу с детьми, в том числе над проектом в рамках объявленного Русской школьной библиотечной ассоциацией конкурса по русским народным сказкам «100 сказок о книге и чтении». В эту работу также вовлечены родители. Многолетнее сотрудничество и дружба связывают нас с городским Дворцом творчества на Воробьевых горах. Учащиеся нашей школы всегда являлись не только участниками, но и победителями в традиционной «Неделе детской книги». Дети отправили много писем в «Книгу Мира» о своих радостях, увлечениях, о мире. Приятно было их удивление, когда несколько работ были напечатаны в 1-й и 2-й «Книге Мира». Ученики 11-го «А» класса посылали свою коллективную работу, когда учились в 9-м классе, и для них публикация была воспоминанием и приятным подарком к окончанию школы. На презентации каждому из них была вручена в подарок «Книга Мира». В этом году мы наладили связь с музыкальной школой имени В.Сафонова, учащиеся которой выступали у нас на «Неделе детской книги». Посмотрев их выступление, многие родители привели своих детей в эту музыкальную школу учиться. Мы работаем с Московским Домом книги (филиал в Гольяново). Сотрудники Дома книги знакомят с новинками современной литературы наших педагогов, родителей, учащихся, помогают в организации школьных мероприятий.

Для привлечения учащихся к сотрудничеству со школьной библиотекой, с другими библиотеками и создано объединение дополнительного образования «Волшебная страна книги». Отличительная особенность объединения «Волшебная страна книги» – расширение рамок контингента участников. На встречи с писателями приглашаются дети с родителями. Во время встреч ребята знакомятся с секретами творчества писателей, составляют викторины, пишут творческие работы, выпускают газеты, фоторепортажи, учатся общаться в мире взрослых, законов, правил и требований, работают с разными источниками информации. Программа объединения направлена на развитие потенциальных возможностей каждого ребенка, раскрытие в нем скрытых возможностей для совместного творческого дела, преодоление комплекса робости, мешающего выступать перед большой аудиторией. При этом расширяется круг любителей художественного слова, все больше инициативы проявляют сами ребята, которые планируют праздники, составляют сценарии, готовят декорации. Важно, что в этой деятельности заняты ребята самых разных темпераментов, даже те, у кого есть так называемый «комплекс страха». Нельзя не отметить, что с течением времени они избавляются от этого комплекса, становятся активистами библиотеки.

Связующим звеном между работой библиотеки и дополнительным образованием детей стали различные факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Библиотека выступает как информационное пространство для объединений дополнительного образования, формирует потребности в книге (работа со специальной литературой, энциклопедиями, словарями).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте