search
main
0

Дополнительное образование. Прикосновение к истории

Любовь ЩЁГОЛЕВА, директор школы №787: – Музей нашей школы имеет долгую интересную историю. В 2009 году школе исполнится 50 лет, и все эти годы в школе существовал музей. Первая музейная экспозиция была посвящена авиаполку «Нормандия – Неман», которую создал учитель физики, выпускник школы 1957 года Е.Объедков, затем были экспозиции, посвященные легендарному советскому разведчику Н.Кузнецову и истории Перовского завода торгового машиностроения. Музей «Мое Отечество» открылся в школе в 1990-1991 учебном году в результате деятельности поисково-трудового отряда в Клинском районе Московской области. Дело в том, что в этот период отряд по просьбе Московской Патриархии участвовал в восстановлении разрушенного храма в селе Головково.

Публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть (Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Во время экспедиций школьники вместе со своими руководителями, учителем НВП Н.Бархатовым, заместителем директора по воспитательной работе Е.Сычевой и учителем истории В.Зарницким, жили в земской школе середины ХIХ века. Они не только выполняли черновую работу, но и знакомились с местными жителями, записывали их рассказы о селе, собирали фольклорный материал. Храм общими усилиями возрождался к жизни. Через полгода зазвонили заново отлитые колокола храма, присутствовавшие при этом школьники чувствовали свою причастность к великому делу возрождения села. Тогда-то и возникла идея создать в школьном музее раздел, посвященный русской деревне. С помощью жителей села Головково была собрана большая коллекция предметов деревенского быта. А потом были экспедиции в архивы Санкт-Петербурга, участие в работе юношеской секции Всероссийского общества «Энциклопедия российских деревень», где был собран значительный материал по истории села, с которым сегодня можно ознакомиться в музее. Таким образом, музейная экспозиция «Уголок русской избы» стала результатом собственной поисково-собирательной и исследовательской деятельности школьников. И хотя экспонаты русской избы были привезены из села Головково и других деревень Подмосковья и близлежащих областей, все они имеют непосредственное отношение к тому месту, где мы живем и учимся, ведь Гиреево начиналось когда-то с таких же изб.

«Уголок русской избы» дает уникальную возможность наиболее полной реализации этнокультурного компонента образования. В рамках музея работает фольклорный коллектив «Зернышки». Именно работает, потому что ребята не только изучают обряды и традиции различных областей России, но и проводят общешкольные фольклорные праздники, выезжают «на гастроли», выступают перед родителями, жителями Новогиреева, ветеранами войны и труда, широко пропагандируя культурное наследие России. В клубе «Рукодельница» они имеют возможность ознакомиться с историей развития народного костюма, разнообразием его элементов, а также самим сплести пояс для рубахи, украсить кокошник или начельник. Так закрепляются навыки, сформированные на уроках изо и художественного труда, технологии. Кроме того, участники коллектива занимаются исследовательской деятельностью, расширяя знания, полученные при изучении курсов истории, литературы, музыки. Так, в прошлом году старшие ребята представили проект «Особенности и своеобразие русского фольклора». В этом году малыши работают над проектом «Русское гостеприимство».

Многие предметы, находящиеся в экспозиции, рассматриваются в их историческом развитии. Во время игровых экскурсий школьники знакомятся с историей осветительных приборов (лучина – свеча – керосиновая лампа – коптилка – электрическая лампа), бытовых приборов (рубель – углевой утюг – цельнометаллический утюг – утюг электрический; маслобойка – миксер и т. д.), предметов мебели (сундук – платяной шкаф, чемодан; лавка – стул). Это углубляет знания по таким предметам, как физика, химия, технология, способствует расширению их кругозора, воспитанию познавательных интересов и способностей.

Второй раздел музея посвящен истории Новогиреева и истории школы, так как они тесно связаны друг с другом. Этот тематико-экспозиционный комплекс составлен на основе документальных материалов, предоставленных школе еще в 80-90-х годах ХХ века известным краеведом А.Пашениным, а также экспонатов, собранных учителями и учащимися школы, их родителями, выпускниками школы, старожилами Новогиреева. В этом разделе рассматривается история дачного поселка в течение целого столетия, а также его предыстория и современная жизнь. Именно здесь соблюдаются три важнейших принципа историзма – основополагающего принципа музейного дела: все предметы и явления рассматриваются в их взаимосвязи, происходит оценка этих явлений и предметов с точки зрения их места в общеисторическом процессе, а также изучение истории в свете современности. Здесь конкретизируются и расширяются знания и представления детей, полученные при изучении школьных курсов географии, истории, обществознания, мировой художественной культуры, наиболее ярко реализуется региональный компонент образовательных стандартов, то есть изучается история малой родины, что во многом способствует воспитанию учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности. На базе этого раздела проводятся уроки краеведения и москвоведения для учащихся школ и профессиональных колледжей района, что позволяет формировать интересы и склонности, развивать гражданское и профессиональное самоопределение детей и молодежи.

Информация

к сведению

Использование разнообразных форм музейной работы в учебно-воспитательном процессе:

разновозрастные тематические экскурсии;

игровые экскурсии для дошкольников и младших школьников;

театрализованные тематические праздники;

фольклорные тематические занятия;

выставки детского творчества;

уроки Памяти;

уроки Мужества;

дни открытых дверей в музее;

дни семьи в музее.

Материалы раздела во многом способствуют развитию творческих способностей учащихся, их исторической фантазии. Например, при подготовке к празднованию 100-летия Новогиреева были тщательно изучены исторические документы – брошюры, выпущенные владельцем тех мест в рекламных целях. На их основе был написан сценарий, который лег в основу исторической композиции «Это было недавно, это было давно», поставленной школьной театральной студией и показанной неоднократно не только в стенах музея, но и во время школьных и районных праздников.

Этот раздел – неисчерпаемый источник научно-исследовательской работы учащихся. Встречи со старожилами района, многочисленные экскурсии, знакомство с историческими фактами не на страницах книг, а что называется на местности, помогают им понять, как много было сделано их предками для их родного края, части которого и школа, и их семья. Так формируются и семейные традиции школы. Одна из них – День семьи в музее. В эти дни сюда приходят, как правило, несколько поколений новогиреевцев. Для многих из них это не просто знакомство с музеем, но и осознание своего участия в его развитии, ведь многие его экспонаты переданы именно семьями учащихся. Это формирует у детей чувство гордости за свой музей, за свою семью, пробуждает дальнейший интерес к своей родословной.

Опора музейной деятельности на объединения дополнительного образования:

театральная студия «Комедиант»;

танцевальная студия;

фольклорный коллектив «Зернышки»;

клуб «Рукодельница»;

военно-патриотический клуб «Альфа-резерв».

Третий большой раздел музея посвящен ратной истории России. Уважение к подвигу россиян, отстоявших нашу Родину в суровые годы войны, а также участников локальных войн, всегда проходило красной нитью через всю систему учебно-воспитательной работы школы. Будучи частью открытого образовательного пространства, наш музей стал, по сути своей, координатором военно-патриотической деятельности школы, связывающей ее с такими учреждениями и организациями, как советы ветеранов, Совет старожилов Новогиреева, военно-исторические музеи Москвы. Этот раздел дает простор для исследовательской деятельности учащихся, тем более что годы берут свое, с каждым годом все меньше ветеранов приходит к нам на традиционные встречи. В музее собран значительный военно-исторический материал: книги, подаренные ветеранами, проектные работы и рефераты учащихся, альбомы, посвященные ветеранам войны. Значительное место в разделе занимают не только предметы и личные вещи, переданные в музей участниками Великой Отечественной войны, проживающими на территории Новогиреева, но и экспонаты, собранные поисковыми отрядами школы в разные периоды времени на полях сражений Подмосковья, во время экскурсий по городам-героям. Один из стендов раздела рассказывает об участии школьников в различного рода акциях, посвященных Дню Победы, Дню защитника Отечества, Дню воина-интернационалиста, – это поздравления, встречи, митинги Памяти, посещение госпиталей и так далее. Этот стенд вызывает не меньший интерес, чем, скажем, подлинные экспонаты, выставленные в витринах, ведь детям важно осознавать и свое, пусть маленькое, но конкретное место в историческом процессе. Так формируется патриотическое сознание школьников, осуществляется связь времен и поколений средствами музея.

Гордость музея – раздел, посвященный нашему земляку, жителю Новогиреева, Герою Российской Федерации полковнику А.Савельеву. Этот человек стоял у истоков легендарного спецподразделения антитеррора «Альфа», он был не только грамотным командиром, но и настоящим Мужчиной, защитником Отечества, до конца выполнившим свой гражданский и воинский долг и погибшим при выполнении боевого задания. Сейчас в музее собран значительный фотоархив, грамоты и наградные документы, личные вещи Анатолия Николаевича, воспоминания его родственников и боевых друзей. Это поистине живой раздел музея, потому что мальчишки и девчонки имеют возможность узнать об этом человеке не из материалов прессы и рассказов экскурсоводов, а от людей, которые долгое время были рядом с ним и бережно хранят о нем память. Вот почему для них так важны те встречи, которые ежегодно проходят в рамках музея и школы. На них приходят члены Ассоциации ветеранов и действующие сотрудники спецподразделения антитеррора «Альфа», рассказы людей, ежедневно рискующих жизнью ради мира и спокойствия на земле, порой важнее для школьников, чем отдельные страницы учебника. На митингах, проводимых вместе с альфовцами, они видят, как по-мужски прощаются бойцы подразделения, зная, что на следующий день им предстоит командировка в одну из «горячих точек», и никто не знает, придут ли они сюда в следующий раз. Можно ежедневно учить школьников понятиям «честь», «долг», «совесть», «Родина», а можно пригласить на ежегодную встречу, посвященную трагическим событиям в Беслане, непосредственных участников событий, освобождавших заложников в школе №1, увидеть слезы в глазах мальчишек и девчонок, прочувствовать тот порыв, в котором встает весь зал при первых кадрах хроники с места событий, чтобы понять, насколько осознанными стали для них эти слова.

Не случайно так возрос за последнее время интерес учащихся к работе школьного военно-патриотического клуба «Альфа-резерв», основными задачами которого являются не только моральная и физическая подготовка к службе в Вооруженных силах и других силовых структурах России, но и укрепление психического и физического здоровья подростков, профилактика асоциального поведения. Важное место в этой работе занимает и спортивная подготовка школьников, чему во многом содействуют совместные спортивные соревнования между сборными командами школы и спецподразделения «Альфа». Они укрепляют спортивный дух подростков, способствуя воспитанию юных патриотов России, крепких телом и душой.

Информация к сведению

Связь с общественностью:

управа «Новогиреево»;

муниципалитет «Новогиреево»;

музей истории Новогиреева;

МосГорСЮТур;

ЦРТДиЮ им. А.В. Косарева;

ДТДиМ «Восточный»;

МДЮЦ «Резерв»;

Совет ветеранов №7;

Совет старожилов Новогиреева;

Ассоциация ветеранов спецподразделения антитеррора «Альфа»;

Клуб семейных встреч;

музеи и театры Москвы;

музеи и театры образовательных учреждений;

районная газета и журнал.

Таким образом, будучи одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, наш краеведческий музей «Мое Отечество» стал основополагающим звеном всей учебно-воспитательной работы школы, связывающим воедино основные направления ее деятельности. Здесь интересно всем – и дошкольникам, и людям, всю жизнь прожившим в Новогирееве, потому что для каждой возрастной группы существуют свои формы проведения экскурсий, разработаны разнообразные тематические занятия. Здесь встречаются прошлое и настоящее. Это место, где можно ощутить себя крестьянином села Гиреева, жителем лучшего в Европе благоустроенного дачного поселка начала ХХ века, прочувствовать величие подвига земляков в годы Великой Отечественной войны и в наши дни. Музей способствует формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служит целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте