search
main
0

Дополнительное образование по-новому

​Современные условия жизни и деятельности обозначили важность подготовки профессиональных кадров, готовых работать в условиях внедрения инноваций и модернизации экономики, образовательной системы.

Сегодня к выпускнику вуза предъявляют иные требования, это нашло отражение в действующих образовательных стандартах нового поколения, в разрабатываемых профессиональных стандартах. Уже обозначена задача подготовки кадров, готовых работать в современных условиях, понимающих важность самосовершенствования и продолжения образования на протяжении всей жизни. При этом возрастает роль системы профессионального и дополнительного образования в достижении требуемых результатов. Поэтому развитию и совершенствованию системы дополнительного образования в Московском городском педагогическом университете в настоящее время уделяют особое внимание.Сегодня на московском рынке ДПО МГПУ занимает лидирующие позиции, в 2013-2014 учебном году были реализованы более 310 дополнительных профессиональных программ, что составляет 20% от общего количества программ ДПО на рынке образовательных услуг в Москве. Число слушателей, обучающихся по дополнительным профессиональным программам ДПО в МГПУ, за последние три года выросло с 3947 до 8033 человек (см. рис.), что свидетельствует о востребованности и качестве образовательных услуг в области ДПО.Совершенствование работы по этому направлению предполагает дальнейшее проведение мониторинга, поиск новых моделей, форм и методов обучения, разработку актуальных для разных категорий обучающихся программ. При этом особое внимание мы уделяем развитию интерактивных форм работы, дистанционных технологий обучения, распространению передового педагогического опыта.Изменения в образовательной политике, нормативно-правовой базе обозначили важность подготовки руководящих и педагогических работников к работе в новых условиях. Как следствие были разработаны программы повышения квалификации: «Нормативно-правовая основа деятельности руководителя образовательной организации» (24 часа), «Правовое положение участников образовательных отношений (по новому законодательству)» (72 часа), «Управление государственными (муниципальными) закупками в соответствии с 44-ФЗ» (72 часа), обучение по которым уже прошли многие руководители образовательных организаций Москвы.Для обеспечения эффективного перехода образовательной системы на ФГОС за последние три года были разработаны более 24 программ повышения квалификации и внесены изменения во все программы профессиональной переподготовки. По этим программам прошли обучение более 1100 педагогов и руководителей системы образования столицы. Среди наиболее востребованных программ:- «ФГОС основной и старшей ступеней общего образования: компетентностный подход»;- «Методическое обеспечение реализации ФГОС»;- «Содержание работы старшего воспитателя в условиях модернизации современного дошкольного образования»;- «Начальная школа в свете ФГОС нового поколения».Реализацией дополнительных профессиональных программ и координацией деятельности всех структурных подразделений университета, работающих в этом направлении, занимается Институт дополнительного образования (ИДО) МГПУ. Ежегодно в ИДО повышают квалификацию несколько тысяч руководящих и педагогических кадров как города Москвы, так и регионов РФ.Приоритетными направлениями деятельности ИДО стали:    Создание в университете условий для развития индивидуальных потребностей, творческого потенциала студентов, повышения их профессиональной и социальной мобильности. Создание и реализация в университете модели непрерывного педагогического образования предполагает объединение усилий, потенциала и ресурсов всех структурных подразделений МГПУ.    Развитие кадрового потенциала столичного региона, повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и руководителей образовательных организаций. Для этого мы проводим маркетинговые исследования, изучаем образовательные потребности и запросы педагогов столичного региона.    Повышение качества образовательных услуг в сфере ДПО. Проблемам контроля и своевременной коррекции образовательного процесса мы уделяем большое внимание, не менее важна для нас задача поиска и привлечения к образовательному процессу дополнительных ресурсов. Мировая и отечественная практика показывает, что эффективный путь – реализация дополнительных профессиональных программ на основе сетевого взаимодействия с ведущими научными центрами, образовательными организациями, коммерческими структурами. В этом году к реализации программ повышения квалификации, образовательным проектам университета были привлечены ведущие специалисты из Московского центра качества образования, Московского городского психолого-педагогического университета, ООО Группы компаний «Школьный ПРОект», Фонда образовательных и инфраструктурных программ Роснано.    Стремление к повышению качества реализуемых дополнительных профессиональных программ по актуальным задачам для всего педагогического коллектива (к примеру, связанных с переходом на ФГОС) привело к внедрению корпоративных форм обучения педагогических и руководящих кадров системы образования. В частности, в рамках реализации программы повышения квалификации «Технологии формирования метапредметных компетенций обучающихся» проходят подготовку школьные педагогические команды, что позволило создать условия в каждой образовательной организации для формирования коллектива единомышленников, повысить практическую готовность педагогов столичного региона к переходу на образовательные стандарты нового поколения.    Привлечение специалистов и использование оборудования ООО «Группа компаний «Школьный ПРОект» позволили разработать и внедрить в практику программы, связанные с методическим сопровождением и использованием инновационных средств обучения, созданием современной информационной образовательной среды, провести мастер-классы для учителей и воспитателей ДОУ по этой проблематике.    Развитие Москвы как международного финансового центра, предполагаемое введение иностранного языка как обязательного предмета в итоговую государственную аттестацию школьников предъявляют повышенные требования к уровню языковой компетентности педагогических кадров. Для решения этой задачи ИДО совместно с EF (Education Fist), Институтом иностранных языков МГПУ разработал и реализует программу повышения квалификации учителей английского языка Москвы с использованием дистанционных технологий обучения, с привлечением педагогов – носителей языка.    Для социальной поддержки населения, оказания помощи в трудоустройстве и социализации различным категориям граждан в ИДО совместно с другими структурными подразделениями университета разрабатывают программы дополнительного образования для безработных и пенсионеров, активизируют работу с центрами социальной защиты населения, центрами занятости Москвы, определяют направления совместной работы.    Расширение рынка образовательных услуг, увеличение доступности дополнительных программ для обучающихся из удаленных районов Москвы, Московской области обозначили задачу разработки программ повышения квалификации с использованием дистанционных технологий. В настоящее время в ИДО обучающимся предлагают более 20 программ в дистанционной форме, по которым обучают педагогов из многих регионов РФ. Работа в этом направлении продолжается, что, надеюсь, приведет к расширению спектра образовательных программ и улучшению их качества.Дальнейшая деятельность по разработке и внедрению инновационных подходов к организации образовательного процесса по программам ДПО предполагает большую координацию деятельности структурных подразделений МГПУ, реализующих программы дополнительного образования. Это привело к возобновлению в университете работы координационного совета по дополнительному образованию МГПУ, деятельность которого направлена на повышение качества педагогического образования, создание условий для становления и последующей поддержки и развития педагогических кадров для столичного региона.М.ШАЛАШОВА, директор Института дополнительного образования, д. п. н.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте