search
main
0

Дополнительное образование: перезагрузка. Проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года

Весь минувший год прошел под знаком обсуждения острых проблем системы дополнительного образования детей, которая отмечала свой 95‑летний юбилей. Серия совещаний и форумов в федеральных округах завершилась Всероссийской конференцией работников дополнительного образования, прошедшей в Москве 2-4 декабря по инициативе Общероссийского профсоюза образования. Ее участники – педагоги, ведущие ученые и практики, представители исполнительной и законодательной власти, профсоюзные лидеры – говорили о том, как модернизировать систему дополнительного образования детей, вывести ее на новый, современный уровень, отвечающий запросам сегодняшнего общества. Провести подобную «перезагрузку» в сложных финансово-экономических условиях особенно непросто. Профсоюз надеется, что руководители регионов и федеральные власти найдут средства для продвижения и концентрации ресурсов сначала хотя бы на приоритетных направлениях модернизации дополнительного образования и реализации мер, которые дадут наибольший эффект. Для принятия таких решений проведена необходимая подготовительная работа. Проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей до 2020 года, разработанный еще в 2012 году группой, созданной в Минобрнауки России, к настоящему времени доработан с участием Минкультуры, Минспорта и Минобороны. 9 декабря Министерство образования и науки РФ опубликовало его для общественного обсуждения на своем сайте.

Актуальность программыПроисходящие социально-экономические изменения обусловили необходимость разработки межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.Требования к модернизационным изменениям сферы дополнительного образования детей (ДОД) были изложены В.В.Путиным в предвыборной статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России». Применительно к ДОД в статье отмечается, что за последнее время произошел отток из нее значительной части кадровых и финансовых ресурсов. Посещаемость кружков и секций уменьшилась и в настоящее время охватывает только половину школьников, причем только четвертая часть из них занимается на бесплатной основе.В.В.Путин предложил вернуть систему ДОД в сферу ответственности государства – на региональный уровень, оказывая при необходимости поддержку из федерального бюджета.Меры, принимаемые государством по развитию ДОД, нашли свое отражение в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Правительству Российской Федерации поручено обеспечить достижение следующих показателей: увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70‑75%, предусмотрев, что 50% из них должны обу­чаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также подготовить предложения о передаче субъектам Российской Федерации полномочий по предоставлению ДОД, предусмотрев при необходимости софинансирование реализации названных полномочий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.Сфера ДОД объективно нуждается в оформлении государственного заказа и государственных гарантий развития, поддержке заинтересованных в ее деятельности министерств и ведомств.Актуальность межведомственной программы обусловлена тем, что сфера ДОД является одним из наиболее развивающихся сегментов рынка образовательных услуг с высоким уровнем активности, растущим объемом инвестиций со стороны частного сектора, что позволяет рассматривать ее как один из приоритетов инновационного развития страны.Особенностью существующей сферы ДОД является ее интеграционный и межведомственный характер. Программы дополнительного образования детей реализуются в учреждениях ДОД, общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях, учреждениях среднего профессионального образования, охватывают различные сферы деятельности и интересов – образование, культуру и искусство, физическую культуру и спорт.В последние годы сфера ДОД испытывает системный и содержательный кризис, так как существующие межведомственные преграды не способствуют эффективному развитию ДОД и снижают результативность деятельности учреждений ДОД. Требования к повышению качества сферы ДОД предъявляют прежде всего дети и родители, профессиональное сообщество. Необходимо активнее использовать конкурсные и подрядные механизмы для успешного привлечения и использования негосударственных образовательных проектов и программ, способных давать качественные практико-ориентированные знания, формировать социальную компетентность у детей, развивать опыт общественно значимой деятельности.Правовыми основами деятельности существующей сферы ДОД являются: Закон РФ от 29.12.2012 №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Закон РФ от 09.10.1992 №3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»; Федеральный закон от 04.12.2007 №329‑Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; Национальная стратегия действий в интересах детей РФ до 2017 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 №761; Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 №1244‑р; Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 №2148‑р; Государственная программа «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 №2567; Государственная программа «Развитие физической культуры и спорта на 2013-2020 годы».Сфера ДОД создает особенные возможности для развития образования в целом, в том числе для опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фактически оно является инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего. При этом важно сохранение многолетних традиций сферы ДОД.ДОД обладает следующими особенностями:- свободой выбора обучающимися и родителями образовательной программы, режима ее освоения, смены программ и организаций;- широким набором видов деятельности, позволяющим обучающимся осуществлять выбор исходя из собственных интересов и способностей;- ограниченной регламентацией поведения и общения, возможностью проявления инициативы, индивидуальности и творчества;- гибкостью (мобильностью) образовательных программ;- общественно значимой связью с практикой (социальной, профессиональной);- возможностями межвозрастного взаимодействия и оформления возрастных переходов в сфере ДОД.Указанная специфика обусловливает значимость разработки межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года, интегрирующей ресурсы учреждений ДОД, сфер образования и молодежной политики, культуры и искусства, физической культуры и спорта.ДОД не является унифицированным, оно ориентировано как на удовлетворение общественной потребности в ранней профессиональной ориентации нового поколения, так и на удовлетворение индивидуально-групповых потребностей, которые объективно не могут быть учтены в системе общего образования.Цель программы:создание условий для модернизации и устойчивого развития сферы ДОД, обеспечивающих увеличение масштаба деятельности, качества услуг и разнообразия ресурсов для социальной адаптации, разностороннего развития и самореализации подрастающего поколения, формирования у него ценностей и компетенций для профессионального и жизненного самоопределения.Задачи программы:- закрепление и обеспечение социальных гарантий государства в сфере ДОД;- создание условий для эффективного использования ресурсов ДОД в интересах детей, семей, общества, государства;- развитие механизмов вовлечения детей в сферу ДОД;- обеспечение доступности услуг ДОД для граждан независимо от места жительства, социально-экономического статуса, состояния здоровья;- увеличение инвестиционной привлекательности, обеспечение инновационного характера развития ДОД;- развитие кадрового потенциала сферы ДОД;- совершенствование нормативного правового обеспечения, финансово-экономических механизмов развития сферы ДОД;- развитие международного сотрудничества в сфере ДОД.Принципы развития сферы ДОД:- вариативность и многообразие программ для удовлетворения различных видов социально-творческой деятельности детей;- обеспечение доступности и свободы выбора программ;- развитие сферы ДОД как составляющей национальной системы поиска и поддержки талантов;- поддержка программ, ориентированных на группы детей, требующих особого внимания государства и общества (дети из группы социального риска, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дети из семей с низким социально-экономическим статусом);- поддержка программ, направленных на выявление одаренных и мотивированных детей, и дальнейшее содействие в их совершенствовании;- партнерство государства, бизнеса, институтов гражданского общества, семей; межведомственная и межуровневая кооперация, сетевое взаимодействие, использование культурных, исторических, географических ресурсов территорий;- вариативность моделей управления ДОД;- международная кооперация и интеграция;- координация федеральной, региональной и муниципальной политики, учет региональных социокультурных особенностей и традиций ДОД;- развитие сферы ДОД как инвестиционно привлекательной и инновационной;- информационная прозрачность, обес­печение доступа к полной и объективной информации о содержании деятельности, качестве услуг и работ;- создание конкурентной среды и устранение административных барьеров в сфере ДОД;- открытый государственно-общественный характер управления, опора на механизмы общественной экспертизы и контроля, саморегулирования;- многоканальное финансирование, прозрачность распределения бюджетных средств и эффективность их использования, в т. ч. за счет концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития ДОД.Условия реализации программыДля развития сферы ДОД на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации необходимо обеспечение совокупности условий:- нормативных правовых (внесение изменений в законодательство, разграничение полномочий между федеральными, региональными и местными органами исполнительной власти, разработка федеральных требований к условиям реализации и структуре программ ДОД, новых СанПиН, профессиональных стандартов, норматива нагрузки на ребенка и др.);- кадровых (организация повышения квалификации педагогических и управленческих кадров, разработка моделей подготовки кадров для ДОД в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования, профессиональная переподготовка кадров для работы в сфере ДОД);- научно-методических (проведение фундаментальных и прикладных исследований, развитие программно-методического обеспечения, разграничение уровней освоения программ ДОД, разработка инновационных образовательных и информационных технологий, способов мониторинга и оценки эффективности ДОД, обоснование использования сетевого взаимодействия деятельности ресурсных центров для модернизации и диверсификации программ ДОД);- организационно-управленческих (направленных на открытость сферы ДОД через привлечение государственных, муниципальных, негосударственных субъектов путем внедрения конкурсных процедур для реализации образовательных программ и услуг; совершенствование маркетинговой деятельности, внедрение механизмов изу­че­ния заказа, удовлетворенности его реализацией);- материально-технических (развитие материально-технической базы в соответствии с требованиями личности, государства, общества, инновационной экономики, рынка труда, техносферы образования);- информационных;- финансово-экономических (определение и введение норматива подушевого финансирования, алгоритма расчета стоимости услуги, работы; механизмов гарантированной бесплатной услуги, условий оказания услуг на платной основе, механизмов стимулирования привлечения внебюджетных средств в сферу ДОД, оплаты труда педагогических кадров сферы ДОД).Сроки и этапы реализации программы1 -й этап: 2013-2015 годыНа этом этапе решается приоритетная задача создания условий для повышения качественного уровня оказания услуг ДОД, проведения комплекса мероприятий по внедрению новых условий их реализации.Для этого будет обеспечено:- внесение изменений в существующую нормативную правовую базу: разработка и внедрение требований к программам (содержание, условия, сроки реализации), квалификации и условиям работы педагогических кадров (новая система оплаты труда, программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации, аттестация руководящих и педагогических работников, «эффективный контракт»), разработка нормативов (потребности в ДОД, в т. ч. по видам программ, нагрузки на ребенка, посещаемости и т. п.), разработка моделей управления и финансирования ДОД и т. п.;- проведение социологических опросов и мониторингов с целью определения востребованности программ ДОД;- сбор и анализ статистических данных по сфере ДОД (количество обучающихся, реализуемые программы, объемы финансирования и т. п.);- отработка механизмов передачи полномочий по ДОД на уровень субъектов РФ;- развитие видов содержательной деятельности ДОД;- разработка механизмов и инструментов оценки качества освоения обучающимися образовательных программ;- модернизация образовательной сети и инфраструктуры ДОД;- анализ состояния материально-технической базы учреждений;- создание экспериментальных учреждений ДОД, а также подсистем дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям;- создание сетевых ресурсных центров на федеральном и региональном уровнях;- разработка механизмов перехода к «эффективному контракту» в сфере ДОД;- разработка механизмов сочетания бюджетных и внебюджетных форм финансирования (ГЧП);- разработка нормативов подушевого финансирования услуг в сфере ДОД;- разработка механизмов и инструментов контроля в сфере ДОД (учет посещаемости, доли охвата детей, получающих услуги дополнительного образования, от общей численности детей в возрасте от 5 до 18 лет, расходование бюджетных средств и пр.);- внедрение системы кодификации услуг в сфере ДОД;- вовлечение не менее 65% детей дошкольного и школьного возраста в сферу ДОД.2-й этап: 2016-2018 годыНа данном этапе основной задачей является повсеместное внедрение ДОД «модернизационного формата», развитие новых форм и методик обучения, формирование современных социально-культурных сред для развития и социализации детей (эксплораториумы, музеи науки и техники, детские филармонии и театры и др.). Не менее 71% детей в возрасте от 5 до 18 лет будет охвачено услугами сферы ДОД.Для этого будет обеспечено:- оценка уровня произошедших изменений в нормативной правовой базе сферы ДОД;- анализ результатов и мониторингов, определение востребованности программ ДОД на межведомственном уровне;- обобщение статистических данных по сфере ДОД (количество обучающихся, реализуемые программы, объемы финансирования и т. п.);- передача полномочий по ДОД на уровень субъектов Российской Федерации;- внедрение подушевого финансирования услуг ДОД;- внедрение механизмов и инструментов контроля в сфере ДОД (учет посещаемости, расходование бюджетных средств и пр.);- внедрение механизмов и инструментов оценки качества освоения обучающимися образовательных программ;- интеграция видов содержательной деятельности учреждений ДОД, сферы образования и молодежной политики, культуры и искусства, физической культуры и спорта;- проведение работ по модернизации материально-технической базы учреждений для обеспечения возможности реализации образовательных программ на современном уровне, в соответствии с предъявляемыми требованиями;- оценка эффективности деятельности образовательной сети и инфраструктуры ДОД;- оценка деятельности экспериментальных учреждений ДОД, отвечающих современным требованиям сферы;- оценка деятельности сетевых ресурсных центров на федеральном и региональном уровнях;- совершенствование внедренных механизмов и инструментов деятельности, если такая необходимость будет выявлена при оценке промежуточных результатов проведенных мероприятий;- переход к «эффективному контракту» в сфере ДОД;- развитие практики сочетания бюджетных и внебюджетных форм финансирования (ГЧП).3‑й этап: 2019-2020 годыНе менее 72-75% детей дошкольного и школьного возраста будут охвачены услугами ДОД.Для этого будет обеспечено:- оценка изменений действующей нормативно-правовой базы;- обобщение результатов социологических опросов и мониторингов с целью определения динамики востребованности программ ДОД социальными партнерами, профессиональным сообществом;- обобщение статистических данных по сфере ДОД (количество обучающихся, реализуемые программы, объемы финансирования и т. п.);- оценка эффективности сферы ДОД на уровне субъектов РФ (с учетом используемых полномочий);- интеграция образовательных ресурсов сети и инфраструктуры ДОД;- повсеместное развитие учреждений ДОД, отвечающих современным требованиям сферы;- дальнейшее развитие сетевых ресурсных центров на федеральном и региональном уровнях;- закрепление основ «эффективного контракта» в сфере ДОД;- дальнейшее развитие практики сочетания бюджетных и внебюджетных форм финансирования (ГЧП).Основные направления реализации программы1. Формирование условий модернизации структуры и содержания программ сферы ДОД1.1. внедрение новой типологии, обеспечивающей дифференциацию образовательных программ ДОД: общеразвивающие (по уровням освоения – ознакомительный, базовый, углубленный); и предпрофессиональные программы в области культуры и искусства, физической культуры и спорта;1.2. определение направлений, по которым необходимо обеспечить реализацию общеразвивающих и предпрофессиональных программ в области образования, искусства и спорта;1.3. развитие программ и технологий предпрофессиональной подготовки и профессиональной ориентации старшеклассников в сфере ДОД;1.4. развитие механизмов индивидуализации ДОД, требований к структуре, содержанию и процедурам реализации образовательных программ в сфере ДОД;1.5. развитие техносферы учреждений ДОД, детского технического творчества, естественно-научной деятельности, новых информационных и инновационных образовательных технологий;1.6. корректировка модели ДОД (управленческий, содержательный, технологический, кадровый, финансовый, материально-технический аспекты) в целях реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС общего образования;1.7. развитие научных исследований и экспериментальных разработок в сфере ДОД, обеспечивающих создание, апробацию и диверсификацию результатов в практику образовательных учреждений нового содержания сферы ДОД;1.8. формирование банка инновационных программ и практик ДОД на федеральном и региональном уровнях;1.9. интеграция ресурсов сферы ДОД, детских общественных объединений, творческих сообществ, волонтерских и спортивных движений;1.10. разработка и апробация вариативных организационных форм программ детских общественных объединений, творческих сообществ, волонтерских и спортивных движений, каникулярного образовательного отдыха (модульные интенсивные школы, социальные тренинги, специализированные профильные смены по направлениям ДОД, массовые социально-образовательные проекты, открытые детско-юношеские университеты, программы индивидуальной поддержки рекордных профессиональных и жизненных стратегий обучающихся);1.11. развитие программ сетевого, межведомственного взаимодействия (совместной деятельности образовательных организаций с использованием ресурсов организаций науки, молодежной политики, культуры, физкультурно-спортивных, общественных детско-взрослых сообществ);1.12. развититие социального партнерства с предприятиями, компаниями и крупными корпорациями, осуществляющими заказы на конкретные образовательные программы допрофессионального образования и профессиональной ориентации старшеклассников;1.13. создание сервисов открытого образования в сети Интернет, сетевых проектных сообществ в сфере ДОД;1.14. разработка мер по организации взаимодействия учреждений ДОД с образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования по программам предпрофессионального образования и профессиональной ориентации;1.15. формирование системы сбора и анализа информации об индивидуальных образовательных достижениях детей («портфолио»), о результатах деятельности организаций ДОД;1.16. создание многоуровневой и вариативной системы массовых мероприятий с обучающимися по различным направлениям образования и молодежной политики, культуры и искусства, физической культуры и спорта;1.17. разработка и реализация подходов, технологий, методов и программ интеграции в систему дополнительного образования детей с ОВЗ, детей-сирот, детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей мигрантов;1.18. разработка и внедрение механизмов и моделей интеграции ДОД с другими формами и уровнями образования;1.19. разработка и внедрение системы независимой экспертизы и сертификации программ ДОД;1.20. определение наиболее актуальных и востребованных образовательных программ ДОД;1.21. создание современных сред социализации и самореализации детей, соответствующих особенностям различных возрастов и целевых групп, современному уровню развития техники, технологий, искусства и спорта.2. Формирование организационно-управленческих условий развития ДОД2.1. формирование единых подходов к развитию инфраструктуры сферы ДОД в субъектах Российской Федерации;2.2. совершенствование нормативной правовой базы сферы ДОД;2.3. создание единой (межведомственной) системы прогнозирования потребностей в услугах ДОД и формирования государственного заказа;2.4. формирование и развитие территориальных сетей учреждений ДОД с использованием вариативных моделей горизонтальной (организации различных типов и ведомственной принадлежности) и вертикальной (федеральные, региональные и муниципальные организации) интеграции и кооперации;2.5. внедрение современных инструментов контроля и оценки качества услуг ДОД, включающих общественную экспертизу с участием потребителей и работодателей;2.6. формирование сети федеральных и региональных ресурсных центров по развитию программ, обновлению содержания и технологий ДОД, внеучебной деятельности (в том числе образовательно-оздоровительного отдыха детей);2.7. создание региональных комплексов психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи для детей и молодежи в целях обеспечения их профессиональной ориентации, планирования и сопровождения профессиональной карьеры в организациях ДОД;2.8. качественное изменение системы статистики сферы ДОД;2.9. организация регулярных мониторингов сферы ДОД, направленных на формирование социального заказа, в частности: выявление актуальных и прогнозирование перспективных потребностей населения в услугах ДОД, оценку достижений детей в сфере ДОД, оценку удовлетворенности потребителей спектром и качеством услуг ДОД;2.10. реализация принципа государственно-общественного характера управления через создание общественных советов различных уровней, коллегиальных органов управления, поддержку профессиональных объединений сферы ДОД;2.11. организация взаимодействия с объединениями социально активных родителей, детско-юношескими общественными объединениями в сфере ДОД;2.12. создание условий для взаимодействия в сфере ДОД путем проведения открытых мероприятий (выставки, форумы, сетевые площадки в Интернет и др.);2.13. разработка и реализация региональных программ развития ДОД;2.14. разработка профессиональных стандартов педагогических кадров сферы ДОД, новой системы их аттестации, оценки качества деятельности, разработка «эффективного контракта»;2.15. создание и реализация программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров сферы ДОД с учетом федеральных государственныз образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования, федеральных государственных требований, включая программы для работы с одаренными детьми, детьми с ОВЗ, детьми-мигрантами, а также управленческих кадров с приоритетами в области современного менеджмента и маркетинга; создание сети стажировочных площадок на базе ресурсных центров с привлечением организаций – носителей лучшего опыта;2.16. разработка и реализация моделей профессиональной карьеры и сопровождения инновационного развития педагогов сферы ДОД;2.17. поддержка создания и деятельности профессиональных сообществ в сфере ДОД, в т. ч. сетевых межрегиональных проектов, конкурсов профессионального мастерства педагогов, программ и инновационных технологий ДОД;2.18. организация проблемных, тематических краткосрочных стажировочных площадок по разработке образовательных программ, менеджмента и тьюторства для желающих представителей педагогического сообщества;2.19. создание порталов (сайтов) разного уровня (в том числе федерального портала) с системами стандартизированных в части содержания и представления информации региональных интерактивных навигаторов, рэнкингов и рейтингов программ и услуг ДОД;2.20. проведение информационных кампаний, направленных на популяризацию сферы ДОД;2.21. проведение инвентаризации учреждений ДОД в соответствии с действующими методиками определения нормативной потребности в объектах социальной инфраструктуры и объективными пожеланиями потребителей услуг;2.22. внедрение требований обязательного планирования учреждений ДОД на вновь застраиваемых территориях (микрорайонах) наряду с общеобразовательными школами;2.23. разработка и внедрение региональных моделей ДОД, возможных сценариев меж­уровневых взаимоотношений (федерация – регион – муниципалитет) в сфере ДОД;2.24. разработка и внедрение системы кодификации услуг ДОД (единые номенклатуры/классификаторы программ обучения, учреждений, обучающихся, квалификации преподавателей и т. п.).3. Формирование финансово-экономических условий развития ДОД3.1. разграничение полномочий в сфере ДОД (передача на уровень субъекта Российской Федерации права по предоставлению ДОД в части управления и финансирования содержательной составляющей деятельности учреждений: расходы на оплату труда работников, учебники, учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы, хозяйственные нужды; закрепление на муниципальном уровне полномочий по содержанию материально-технического комплекса: хозяйственные нужды, эксплуатационные и коммунальные расходы, текущий и капитальный ремонт);3.2. выделение из федерального бюджета средств на субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации для стимулирования развития доступности и повышения качества ДОД (в том числе на улучшение материально-технической базы, условий модернизации программ ДОД, организацию повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов ДОД, информационное обеспечение реализации программ ДОД, формирование сети ресурсных центров ДОД в регионах);3.3. разработка критериев для формирования и финансового обеспечения государственного (муниципального) задания на реализацию образовательных услуг и работ ДОД с учетом показателей по объему и качеству;3.4. интеграция ресурсов различных уровней и типов, обеспечение их эффективного использования, формирование современных механизмов финансирования услуг ДОД (в том числе на конкурсной основе образовательных программ и организаций независимо от форм собственности);3.5. формирование механизмов выявления государственного и социального заказов на услуги ДОД (в том числе уточнение минимального объема и состава, соотношения бесплатных услуг и услуг, финансируемых потребителем);3.6. разработка и введение социальных стандартов ДОД, закрепляющих государственные гарантии в части объема и состава услуг ДОД, предоставляемых за счет бюджетных средств, включение программ ДОД в ведомственный перечень образовательных услуг;3.7. формирование персонифицированной модели финансирования образовательных услуг ДОД (с использованием информационного носителя (сертификата, ваучера, социальной карты) или без носителя средствами информационной системы (портал государственных (муниципальных) услуг, расширение доступности услуг ДОД для особых категорий детей (семей): с ограниченными возможностями здоровья, из малоимущих семей, детей-сирот за счет инструментов адресной поддержки;3.8. разработка и реализация вариативных моделей финансирования ДОД (государственное (муниципальное) задание, конкурсное финансирование в рамках государственных (целевых) программ; гранты социально ориентированным некоммерческим организациям; компенсация родительской платы за услуги ДОД, родительская плата за услуги дополнительного образования детей, адресная поддержка особых категорий детей (семей): с ограниченными возможностями здоровья, из малоимущих семей, детей-сирот и пр.3.1. введение новой системы оплаты труда педагогических кадров ДОД;3.2. укрепление и совершенствование материально-технической базы учреждений ДОД.Ожидаемые результаты реализации программы:- прохождение не менее 50% детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, промежуточных и итоговых аттестаций, фиксирующих их достижения для портфолио и определяющих дальнейшие образовательные запросы;- повышение уровня оплаты труда педагогов ДОД до уровня учителей общеобразовательных школ, а также введение новой системы оплаты труда, ставящей ее объем и объем премиального фонда в зависимость от интенсивности педагогической деятельности, использования результативных форм педагогической деятельности, образовательных результатов учеников;- кодификация услуг в сфере ДОД;- введение социальных стандартов ДОД, стандартов услуг ДОД;- расширение перечня образовательных программ в сфере ДОД (не менее 30% от всей совокупности программ), направленных на социализацию, профессиональную ориентацию и предпрофессиональную подготовку детей;- применение новых технологий и методик обучения в сфере ДОД;- реализация общеразвивающих и предпрофессиональных образовательных программ, обеспечивающих различный уровень подготовки обучающихся в зависимости от их целей и потребностей;- расширение сферы услуг ДОД за счет вовлечения негосударственных компаний;- увеличение количества мероприятий, проводимых с детьми в возрасте 5-18 лет, организованных органами исполнительной власти различных уровней, осуществляющих управление в сфере образования и молодежной политики, культуры и искусства, физической культуры и спорта, учреждениями ДОД самостоятельно и в сотрудничестве с общеобразовательными школами, иными учреждениями и организациями;- удовлетворенность населения качеством услуг ДОД;- адресная работа с детьми с ОВЗ, детьми из малоимущих семей, детьми-сиротами, детьми мигрантов;- внедрение эффективных механизмов использования потенциала каникулярного времени для ДОД;- реализация эффективных механизмов использования потенциала организаций культуры и искусства (музеи, концертные залы и др.);- совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей сферу ДОД;- внедрение стандартизированных моделей управления и финансирования учреждений ДОД;- перевод педагогических кадров ДОД на «эффективный контракт»;- повышение статуса педагогического работника ДОД;- создание федеральных и региональных современных ресурсных центров ДОД;- бюджетная поддержка востребованных и социально-значимых программ ДОД;- определение направлений развития ДОД в зависимости от показателей социального и государственного заказа;- соответствие материально-технической базы учреждений ДОД современным требованиям к реализации программ, содержанию и оборудованию помещений;- введение системы комплексной оценки эффективности работы организаций ДОД;- создание эффективных механизмов контроля и оценки качества услуг ДОД.Показатели и индикаторы эффективности реализации программы:- охват детей в возрасте 5-18 лет программами ДОД (удельный вес численности детей, получающих услуги ДОД, в общей численности детей в возрасте 5-18 лет);- удельный вес численности руководителей государственных (муниципальных) организаций ДОД, прошедших в течение последних трех лет повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности руководителей организаций ДОД;- удельный вес численности педагогов государственных (муниципальных) организаций ДОД, прошедших в течение последних трех лет повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности педагогов организаций ДОД;отношение среднемесячной заработной платы педагогов государственных (муниципальных) организаций ДОД к заработной плате педагогов общеобразовательных организаций;- охват детей в возрасте 5-18 лет современными программами каникулярного образовательного отдыха (удельный вес численности детей, участвующих в программах каникулярного образовательного отдыха, в общей численности детей в возрасте 5-18 лет);- удельный вес числа организаций ДОД, в которых созданы условия для реализации современных программ исследовательской, научно-технической, проектно-конструкторской, творческой деятельности обучающихся, в общей численности организаций ДОД, реализующих программы данной направленности;- удельный вес численности детей старшего школьного возраста, получающих услуги ДОД, в общей численности детей старшего школьного возраста;- удельный вес численности детей с ОВЗ в возрасте 5-18 лет, получающих услуги дополнительного образования детей, в общей численности детей с ОВЗ;- удельный вес организаций ДОД, в которых созданы специальные условия, обеспечивающие доступность программ дополнительного образования для детей с ОВЗ;- удельный вес числа субъектов Российской Федерации (муниципальных образований субъекта Российской Федерации), внедривших единую (межведомственную) систему формирования государственного заказа на услуги ДОД;- удельный вес числа субъектов Российской Федерации (муниципальных образований субъекта Российской Федерации), внедривших систему персонифицированного учета получателей и подушевого финансирования услуг ДОД;- объем средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на финансирование ДОД в рамках различных программ (на конкурсной основе);- объем средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на финансирование проектов ДОД, реализуемых социально ориентированными некоммерческими организациями;- численность негосударственных организаций ДОД, получающих финансирование на основе государственного (муниципального) задания (заказа) в общем числе организаций ДОД, имеющих лицензию на предоставление услуг ДОД;- удельный вес организаций культуры (музеи, выставочные и концертные залы), реализующих образовательные программы для детей;- объем средств, привлеченных субъектом Российской Федерации на формирование современной инфраструктуры ДОД в рамках государственно-частного партнерства;- удельный вес числа организаций ДОД, обеспечивающих предоставление нормативно закрепленного перечня сведений о своей деятельности на официальных сайтах, в общем числе организаций ДОД;- удельный вес числа субъектов Российской Федерации, имеющих портал в сети Интернет, обеспечивающий ориентацию потребителей в возможностях и ресурсах сферы ДОД;- удельный вес числа организаций ДОД, имеющих органы коллегиального управления в общем числе организаций ДОД;- наличие региональных концепций и действующих программ развития системы ДОД;- наличие форм аттестации обучающихся в учреждениях ДОД и нормативно закрепленная возможность использовать эту аттестацию при формировании портфолио;- доля детей, охваченных новыми формами отдыха и оздоровления, общественной деятельности, клубными формами, от общего количества детей школьного возраста;- удовлетворенность родителей инновационными программами ДОД и новыми формами отдыха и оздоровления детей, клубными формами, социальными практиками и общественной деятельностью детей;- удельный вес численности детских школ искусств (ДШИ), обеспечивающих материально-технические условия реализации предпрофессиональных программ в области искусств;- удельное количество мероприятий с участием детей в возрасте от 5 до 18 лет, организованных органами исполнительной власти различных уровней, осуществляющих управление в сфере образования и молодежной политики, культуры и искусства, физической культуры и спорта, учреждениями ДОД самостоятельно и в сотрудничестве с общеобразовательными школами, иными учреждениями и организациями.Управление реализацией программы:- формирование экспертного межведомственного совета;- мониторинг реализации программы путем анализа показателей и индикаторов с целью оперативного определения перспективных направлений развития и дефицитов сферы ДОД на уровне регионов и федеральных округов;- создание ресурсных центров по различным направлениям развития ДОД;- корректировка при необходимости направлений, механизмов, показателей и индикаторов эффективности реализации программы.Социально-экономическая эффективность программы:- формирование мотивации детей к участию в реализации современных программ ДОД по приоритетным направлениям (исследовательская, проектно-конструкторская, творческая деятельность и др.) и получению дальнейшего профильного профессионального образования;- повышение жизненных шансов детей из семей с низким социально-экономическим статусом на успешную социализацию и самореализацию;- формирование будущей элиты страны (научной, культурной) через выявление, поддержку и развитие талантливых детей;- обеспечение межпоколенческой солидарности, воспроизводство традиций и норм общественной жизни;- сокращение преступности среди несовершеннолетних;- снижение масштабов распространения в подростковой среде курения, алкоголизма и наркомании;- появление подростковых и молодежных объединений и сообществ, ориентированных на профессионализацию и потребление интеллектуального продукта посредством ДОД;- появление спроса среди подростков и молодежи на сложные интеллектуальные и культурные формы досуга;- создание современной индустрии ДОД и появление новых институциональных форм открытого образования детей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте