search
main
0

Дополнительное образование. К математике через сказку

Информация к сведению Средняя общеобразовательная школа №445 открыта 1 сентября 1938 года. С 1997-1998 учебного года в школе работают гимназические классы. Несколько лет назад школа стала базовым учебным заведением Московского государственного университета инженерной экологии (МГУИЭ). Педагогический коллектив уделяет большое внимание развитию системы дополнительного образования детей. 80% учащихся занимаются в школьных объединениях дополнительного образования, 15% – в творческих коллективах ЦРТДЮ им. А.В.Косарева. В школе работают 8 объединений дополнительного образования: «Рукоделие», «Занимательное черчение», «Избранные вопросы математики», «Страна Читалия», «Создание школьного Web-сайта», «Компьютерная грамотность», «Занимательная физика». Каждое объединение работает по своей программе.

Каждый ребенок по-своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности. Интеграция основного и дополнительного образования – одна из наиболее сложных проблем современной педагогики, поскольку это процесс сближения и взаимосвязи, восполнения чего-то недостающего. Дополнительное образование не стремится заменить собой урок, оно дополняет, обогащает его. Интеграция становится процессом, в результате которого выигрывают обе стороны.

В школе силами учителей-предметников и педагогов дополнительного образования проводятся интегрированные занятия и различного рода уроки (урок-КВН, урок-путешествие, урок-спектакль).

В 2007-2008 учебном году в объединениях дополнительного образования «Увлекательная физика», «Избранные страницы математики», «Создание школьного Web-сайта» были проведены занятия астрономического содержания:

«Расчет ускорения свободного падения для небесных объектов» – применяли Закон всемирного тяготения (физика);

«Определение высоты лунных кратеров» – определение высоты предмета и его тени (математика, информатика);

«Оценка основных характеристик звезд» – спектральный анализ, компьютерное моделирование, информационные технологии (физика, информатика).

В наибольшей степени взаимодействие учителей-предметников, классных руководителей, педагогов дополнительного образования осуществляется в школьном музее Дятьковской партизанской бригады, которым руководит Татьяна Седова. Здесь проводятся уроки Мужества, встречи с ветеранами, путешествия в славное прошлое наших отцов и дедов.

Школа сотрудничает с ЦРТДЮ им. А.В.Косарева. Здесь также происходит создание единого образовательного пространства в интересах учащихся. На ее базе открыто несколько объединений дополнительного образования, которые курирует и финансирует Центр творчества («Умелые руки», «Художественная литература и ее сценическое воплощение», «Экология большого города и безопасность человека в Москве»). 15% учащихся школы занимаются в объединениях дополнительного образования ЦРТДЮ им. А.В.Косарева.

Интеграция двух образовательных учреждений проявляется и в том, что педагоги нашей школы принимают активное участие в подготовке и проведении окружных и городских мероприятий на базе ЦРТДЮ им. А.В.Косарева: в панорамах «Классный руководитель – центральная фигура в воспитательном процессе школы» (ноябрь 2007 г.), «Дополнительное образование детей в системе учебно-воспитательной деятельности образовательных учреждений» (декабрь 2008 г.).

В ЦРТДЮ им. А.В.Косарева проводятся различные воспитательные мероприятия для учащихся школ, которые сотрудничают с центром (День первоклассника, Новый год, День семьи, окружной фестиваль искусств «Хрустальная капелька»).

Большинство детей, занимающихся дополнительным образованием, считают себя более самостоятельными. Они уверенно ощущают себя в любом обществе, знают себе цену, у них адекватная оценка себя и окружающих. 60% детей с огромным удовольствием занимаются в выбранном ими творческом объединении.

Родители также положительно оценивают возможности дополнительного образования, способствующие творческому, интеллектуальному развитию их детей (развитие творческих способностей – 63%, развитие самостоятельного мышления – 43%, развитие интеллекта – 66%). Очень важный вопрос для учащихся, особенно для старшеклассников, – выбор будущей профессиональной деятельности. Задача дополнительного образования – помочь подросткам сделать правильный выбор, большой успех у учащихся имеют знания, обеспечивающие успех в деловой жизни, например овладение компьютером и электронными средствами связи.

Программа кружка «Создание школьного Web-сайта» базируется на программе по информатике для средней общеобразовательной школы и предполагает повышение уровня образования за счет углубленного изучения материала по информационным технологиям. Программа разработана для учащихся 8-11-х классов, занятия проводятся по 2 часа в неделю. Курс построен по модульному принципу, в зависимости от запросов учащихся возможно выстраивание различных траекторий как групповой, так и самостоятельной работы.

В результате обучающиеся будут знать эволюцию развития, возможности, типовые инструменты и средства по созданию web-сайтов, основные этапы и задачи проектирования, модели web-сайта как системы, основные способы создания web-страниц, основные способы защиты информации в Интернете, способы эффективной работы в команде, обучающиеся будут уметь выполнять поиск необходимой информации в Интернете, выполнять системное проектирование модели web-сайта, выделяя и реализуя элементы, связи, функции, создавать web-страницы, собирать и устанавливать web-сайт, выполнять меры по защите информации, работать в команде над одним проектом, выполняя разные роли.

Проверка усвоения программы проводится в виде защиты разработанных проектов, участия школьников в конкурсе проектов, научных конференциях, праздниках.

В 2007-2008 учебном году учащимися школы были созданы две проектные работы:

Презентация «Н.А.Качуевская – герой Великой Отечественной войны» (работу выполнил Игорь Королев, учащийся 10-го «А» класса, руководители: Ксения Старшинова и Татьяна Королева).

Презентация «Школьный музей Дятьковской партизанской бригады» (работу выполнили учащиеся Павел Першонков (10-й класс), Елизавета Осипова (11-й класс) и Максим Казаков (11-й класс), руководители: Татьяна Седова, Ксения Старшинова).

Возможные мероприятия предметной недели: конкурсы (ребусов, газет, публикаций, рисунков, кроссвордов и т. п.); конференции; соревнования; игры (компьютерные и другие); КВН.

Объединение «Увлекательная физика» тесно связано с общеобразовательным курсом и способствует расширению и углублению знаний учащихся, получаемых на уроках физики, развивает и укрепляет склонность к выполнению физических опытов, способствует развитию творческих умений и воспитывает у школьников познавательный интерес к физике.

Систематическая внеклассная работа содействует развитию интеллектуальных способностей учащихся. На занятиях в объединении дополнительного образования у учителя появляется возможность уделить больше времени решению задач и проведению экспериментов. И то и другое способствует развитию у подростков внимания, наблюдательности, памяти, способности к анализу и синтезу, которые так же неразделимы, как индукция и дедукция в процессе мышления.

Для того чтобы развить интерес к предмету, необходима тренировка учащихся в обнаружении известных им физических явлений в нестандартных ситуациях, показ роли знаний по физике на практике. В этих целях активно используется игра, например праздник-игра «Физика и игрушка», когда в игровой увлекательной форме участники праздника рассказывают и показывают, какие физические свойства веществ использованы при создании резиновых, пластиковых игрушек; почему не распадаются на части игрушки из глины или пластилина; как действуют инерционные игрушки; какие превращения энергии происходят при выстреле из игрушечного пистолета. Подобные праздники прививают любовь к физике, которая «всегда, везде поможет нам в умении и в счастье, и в труде», тренируют учащихся в обнаружении известных им физических явлений в нестандартных ситуациях. Систематизировать знания по физике, развить активность, инициативность, самостоятельность, коммуникабельность учащихся помогают игры в форме КВН. Например, есть очень интересная физическая игра «Путешествие по электромагнитному морю на необитаемый остров «Магнетизм». Чтобы отправиться в путешествие, нужно попасть на корабль, а для этого необходимо получить пропуск – выполнить задание: рассказать об ученом-физике. В течение путешествия командам придется выполнять следующие задания: найти и устранить физические ошибки в рассказе; написать физический диктант; поиграть в физическое лото; произвести физические опыты; решить физические кроссворды; отгадать физические загадки; решить задачу, которую дала Баба-яга, прилетевшая на корабль в своей ступе. К концу путешествия любители физики узнают много нового, интересного и полезного о магните, специфике магнитного действия; об ученых, которые изобрели телефон, микрофон, электрический телеграф – «морзянку», компас. Но главное то, что, у них появилось желание творить, исследовать, применять полученные знания для объяснения явлений, наблюдаемых в природе и окружающей жизни.

Программа объединения «Избранные вопросы математики» (руководитель А.Евсеева) составлена для расширения и углубления знаний обучающихся, формирования интеллектуальных способностей учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической или логической смекалке, в конструировании различных геометрических фигур. Особенность курса – занимательность предлагаемого материала либо по содержанию, либо по форме, более свободное выражение своих чувств обучающимися во время занятий, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элемента соревнования в них. Учитель создает атмосферу легкого юмора путем включения в ситуацию задач-рассказов, задач-шуток, инсценировок. Устойчивый интерес к занятиям математикой поддерживается тем, что эта работа проводится систематически, возбуждает активную мысль учащихся, при этом возникают доступные для понимания детей вопросы, загадки, ребусы. Особенно нравятся детям «Математические странички» на темы: «Самый быстрый почтальон», «Магический круг», «Решай, смекай, отгадывай!», «Математическая рыбалка», «Забей гол в числовые ворота». «Математические странички» дают ребятам возможность глубже понять роль математики в жизни, ответить на множество вопросов «Где? Кем? Когда?», странички из истории позволяют побывать на стойбищах первобытных людей и на островах Океании, заглянуть в Древний Египет и Вавилон, узнать о Кирике Новгородце, написавшем первую книгу про математику в Древней Руси. Педагог поддерживает в учащихся «заряд интереса» к последующим занятиям, она заканчивает занятие в тот момент, когда дети готовы с увлечением повторять игру, отгадывать загадки, ребусы. С очень большим интересом ребята готовят математические праздники. Например, всем запомнился вечер «Наука математика – царица всех наук», на котором было интересно все: инсценирование математических рассказов; решение головоломок, ребусов, задач на смекалку; историческая страничка; игра в логическое домино; игра «Расшифруй пословицу». Закончился праздник фейерверком математических фокусов.

Во время проведения Недели математики в рекреации 4-го этажа проводятся «Веселые математические перемены». Ребята-старшеклассники под руководством педагогов проводят с учащимися 5 – 6-х классов игры на внимание и смекалку: «Цифровая акробатика», «Составим поезд», «Забей гол в числовые ворота», «Лучший космонавт», «Игра – путешествие на автомобиле», «Лучший следопыт», «Найди себе пару». Прекрасный результат дают занятия, на которых в занимательной форме развиваются любознательность и интеллект учащихся начальной школы. Например, весело и эмоционально прошел утренник «Путешествие по страницам любимых сказок». Встреча со сказочными героями в мире математики побуждает ученика еще раз прочитать литературное произведение, немного пофантазировать, придумать свое продолжение, изменить сюжет. Задачи со сказочным сюжетом усиливают интерес к самой задаче, вызывают желание помочь сказочным персонажам. Сказочная форма позволяет удачно ввести ребят в мир математики. Через сказочные элементы учитель находит путь в сферу эмоций ребенка. В результате дети закрепляют математические знания, развивают логическое мышление, математическую речь, совершенствуют вычислительные навыки («Цветик-семицветик», «Теремок», «Курочка Ряба»); закрепляют понятия единиц измерения длины, емкости и веса («Гуси-лебеди»); закрепляют знания единиц измерения времени, массы, длины и стоимости (Шарль Перро «Золушка», В.Даль «Старик-годовик», «Лиса и журавль»).

Таким образом, соприкасаясь с изучением математики в занимательной форме, дети понимают с юных лет, что «математика – гимнастика для ума», а «усердие – мать удачи». Удача сопутствует им в олимпиадах: 2-я межшкольная – II, III места; муниципальный и окружной туры – I и II места; XIX Математический праздник в МГУ – II место; Всероссийский математический конкурс-игра «Кенгуру»: 2007 г. – III-IV места, 2008 г. – I, III места по Восточному округу.

«Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог обязан это делать. Он обязан подходить к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже и с некоторым риском ошибиться» – эти слова были сказаны А.С.Макаренко в начале XX века, но они своевременны и в наши дни.

Педагог, работающий в системе дополнительного образования, – это высококлассный профессионал и профессиональный педагог. Успешно работает только тот наставник, которого дети выбирают добровольно, так как он много работает с каждым ребенком, развивает его как личность, решает его социальные проблемы. Такой учитель уважаем и любим, эффективность его деятельности подтверждается результатами олимпиад, фестивалей, конкурсов, национальных проектов для талантливой молодежи.

Усиливается влияние дополнительного образования на жизненный и профессиональный выбор. Мы провели анкетирование среди учащихся 9-11-х классов, студентов-первокурсников (наших выпускников) и среди родителей на тему «Значимость дополнительного образования в развитии способностей и в жизненном самоопределении учащихся». Выяснилось, что занятия в творческом объединении большинству старшеклассников (70%) помогли приобрести общее развитие, развить способности (60%). Студенты вузов практически все (95%) прошли школу дополнительного образования.

Сегодня никто уже не говорит о том, что дополнительное образование необходимо только для организации свободного времени детей. Почти 90% родителей уверены, что дополнительное образование нужно современному школьнику, и более 60% считают, что без него вообще невозможно сегодня обеспечить необходимый уровень качества образования.

Игорь ВОЛОДИН, директор школы №445

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте