Если в 2013 году ребенок пойдет в первый класс, то школу он окончит в 2024 году. Затем колледж или институт, получение профессии – еще 5-6 лет, и вот уже 2030-й. Построение карьеры, семья, рождение детей – 2038-й. Какими видят родители своих детей в этом далеком 2038 году в профессии, в семье, в обществе? Здоровыми и счастливыми? Что родители ожидают от образования сегодня, завтра, через 5, 10 лет?
Масштабный опрос руководителей крупнейших мировых компаний, проводимый Институтом IBM повышения ценности бизнеса, показал, что их предприятия не готовы эффективно справиться со сложностью в глобальном окружении; что единственное и по-настоящему лидерское качество, которое помогло бы организациям справиться с растущей сложностью, – творческое отношение к делу.Все педагоги и родители хотят, чтобы ребенок в будущем стал успешным, на рынке труда – гибким и мудрым для поиска профессиональной идентичности, на уровне семьи – гибким и мудрым для поиска своей половины и воспитания детей, на уровне гражданина – гибким и мудрым для выполнения своих обязанностей, на уровне сообщества – гибким и мудрым для окружающих. Можно ли выполнить такие задачи средствами образования только за счет урочной деятельности? Конечно, нет. Чтобы выбрать профессию, надо пробовать, пробовать, пробовать, начинать, бросать, начинать снова, чувствовать свои эмоции, закреплять восторг и восхищение, желание и страсть. Все это возможно только в дополнительном образовании.Чтобы общаться с людьми, надо научиться разговаривать, прощать, не замечать, договариваться, работать в команде, научиться выигрывать вместе и поодиночке, проигрывать вместе и поодиночке. Можно научиться этому на уроке? Конечно, нет. Только в дополнительном образовании и внеурочной деятельности можно придумать идею, собрать команду, готовиться, готовиться, готовиться, сделать и… провалиться. Но тут никто не поставит двойку, не прочитает нотацию, здесь можно только так: расстроиться, запомнить, как не надо, все начать сначала.Чтобы стать гражданином, нужно очень много знать о своей стране и о своих правах и обязанностях, это можно выучить на уроке. Но только в жизни при организации добрых дел или социально значимых акций теория переходит в практику и закрепляется как необходимая деятельность. И это тоже дополнительное образование.Вот почему так важно осознавать значимость дополнительного образования для каждого ребенка, вот почему дополнительное образование должно стать неотъемлемой составной частью целостного образовательного пространства города.Дополнительным образованием детей в Москве занимаются Департамент образования, Департамент культуры, Департамент физической культуры и спорта, в каждом районе действуют муниципальные учреждения и множество других некоммерческих и коммерческих организаций по работе с детьми по месту жительства. Рынок услуг в сфере дополнительного образования на каждой конкретной территории за последние 20 лет складывался довольно стихийно и бессистемно. С точки зрения географии – неравномерно по районам. С точки зрения набора предложений – без какой-либо закономерности. С точки зрения содержания, например, в учреждениях дополнительного образования, деятельность полностью отражала опыт, образование, представление о своей миссии в образовании руководителя данного учреждения. Как результат, учреждения при сходных географических и материально-технических условиях сегодня очень разные: в одних все бурлит и развивается, в других жизнь остановилась.До последнего времени мы рассматривали дополнительное образование как любую занятость ребенка в свободное от уроков время. Нам казалось, чем бы он дополнительно ни занимался, это и есть дополнительное образование, государство должно нас поддерживать в этом направлении. Учреждения дополнительного образования и образовательные учреждения вообще, рассматривая любой формат, который предлагал учитель или педагог дополнительного образования, или тот формат, который просила семья, образовывали, организовывали и реализовывали его как образовательную программу дополнительного образования. По новому Закону «Об образовании в РФ» дополнительное образование рассматривается в другом ракурсе. Если основное образование дает основы знаний и общую установку на выбор своего места в этом мире, то дополнительное образование его фактически дополняет и завершает, позволяя ученику расширить и углубить те знания, которые он получает в школе. В этом смысле дополнительное образование сегодня, как рассматривает его государственный заказчик, завершающий этап окончательного и полного образования. Только при организованном дополнительном образовании ученик может получить полное общее образование. Поэтому не любая занятость ребенка сегодня будет рассматриваться как дополнительное образование.В течение последних 20 лет учреждения сами формировали пространство дополнительного образования, исходя из возможности педагогов и потребности семьи. Сегодня государство начинает выступать как заказчик услуг дополнительного образования и планирует финансировать свой заказ, четко выставляет требования к приоритетным направлениям программ дополнительного образования, в которые хотелось бы погрузить учащегося, чтобы он приобрел определенные навыки в различных сегментах социокультурных реалий. Вот почему говорят, что программы дополнительного образования устарели и требуются программы нового поколения.Если мы говорим о культуре, то занятость ребенка в рамках культурных технологий должна выходить на изменение всевозможных культурных ценностей и культурных отношений в том пространстве, где ребенок живет. Если мы говорим о знаниях, то здесь должны работать такие образовательные технологии, которые помогли бы получить навыки в исследовательской деятельности по изучению природных явлений. Если мы говорим о технике, то ребенок должен приобрести навыки в области инженерных технологий, то есть искусственных объектов.Москва предполагает деление дополнительных общеразвивающих программ на три уровня: ознакомительный, базовый и углубленный. Все три уровня программ имеют абсолютно разные задачи, длительность, затраты, конечные результаты, набор условий, численность контингента. Стоимость образовательных программ, разных по уровню, не может быть одинаковой. Московское правительство предполагает ввести норматив на дополнительное образование детей. В основе его лежит не час, и не ребенок, а стоимость программы на одного ребенка. Но самое главное, что в соответствии с законом «Об образовании в РФ» правом предоставлять услугу по реализации дополнительных общеобразовательных программ будут обладать организации любой формы и любого ведомства, имеющие лицензию на ведение образовательной деятельности. Постепенно на территории проживания для каждого ребенка будет складываться набор возможностей для реализации его интересов и запросов в свободное от уроков время, понятный и доступный каждому. Ознакомительный уровень позволит учащемуся поискать себя во многих предметных сферах, базовый – изучить интересующую его область, углубленный – определиться в профессии.Чтобы дополнительное образование в Москве стало целостной, желанной, понятной и доступной системой для ее жителей, предстоит сделать очень многое: в первую очередь обновить содержание и технологии дополнительного образования детей; ввести новую типологию, единую для всех образовательных организаций, независимо от ведомства, и дифференциацию по уровням освоения (ознакомительный, базовый, углубленный); найти механизмы действительной интеграции общего и дополнительного образования, ресурсов общественных объединений, творческих сообществ, волонтерских, просветительских, и спортивных движений для повышения качества реализации программ дополнительного образования; развивать программы сетевого, межведомственного взаимодействия (совместной деятельности образовательных организаций с использованием ресурсов организаций науки, культуры, физкультурно-спортивных, общественных детско-взрослых сообществ); заниматься вопросами развития техносферы учреждений ДОД, детского технического творчества, естественно-научной деятельности, новых информационных, интерактивных и инновационных образовательных технологий; найти подходы, технологии и методы интеграции в систему дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот, детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей мигрантов; разработать и внедрить систему независимой экспертизы и сертификации программ дополнительного образования детей.Скоро первое сентября. Каждая семья планирует свою жизнь на год вперед. Время – невосполнимый ресурс, нельзя тратить его бессмысленно, наоборот, его необходимо организовывать индивидуально и трепетно. Чем будет занят ребенок, с кем он будет дружить, каких высот он может достичь над собой или в каком-то деле, чему и у кого он будет учиться?Чтобы облегчить решение этой задачи, в Москве с 1 сентября 2013 г. формируется единый электронный портал регистрации на услуги дополнительного образования департаментов образования, культуры и спорта, который позволит каждой семье выбрать нужную программу для своего ребенка на 2013-2014 учебный год рядом с домом. Изучая портал, семья может получить много полезной информации для принятия решения. С другой стороны, данные портала позволят более тщательно увидеть картину востребованности тех или иных программ и учреждений, распределение запросов и возможностей по районам города, что в свою очередь активизирует решение животрепещущих вопросов в дополнительном образовании.Ольга НОВОХАТЬКО, зав. лабораторией дополнительного образования и социокультурной интеграции
Комментарии