search
main
0

Дополнительное не значит необязательное! Нормативная терминология не отражает сути изменений

19 сентября 2011 года Президентом РФ Дмитрием Медведевым было дано поручение Правительству РФ и региональным органам исполнительной власти. Суть его состоит в разработке и реализации программы модернизации педагогического профессионального и дополнительного профессионального образования путем оптимизации сети соответствующих учреждений. Елена ГРИГОРЬЕВА, кандидат педагогических наук, доцент, ректор Приморского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, считает, что эта идея давно уже назрела в педагогическом сообществе, и хотела бы поделиться своими мыслями на данную тему с читателями «УГ».

– Елена Алексеевна, как вы можете прокомментировать поручение Президента РФ, направленное на модернизацию педагогического профессионального и дополнительного профессионального образования? – У меня не возникает сомнений по поводу того, что это поручение своевременное и правильное. Действительно, претензий к качеству профессионального педагогического образования не предъявляет сегодня только ленивый. Вместе с тем в последнее время, когда приходится слышать про оптимизацию сети, никакого оптимизма у меня лично не возникает. Как известно, учредителями учреждений дополнительного педагогического образования являются органы исполнительной власти субъектов РФ. Я очень опасаюсь, что при решении этого вопроса главным для целого ряда субъектов станет стремление региональной власти избавиться от балласта в бюджете в виде необходимости финансирования такого вида учреждения. Слово «дополнительное» по отношению к профессиональному образованию до сих пор играет свою злую роль. Дополнительное, как многие полагают, означает необязательное. К сожалению, сегодняшняя нормативная терминология по отношению к этой системе не отражает и малой доли тех изменений, которые произошли в ней за последнее время. Дополнительное педагогическое образование – важнейшее, центральное, на мой взгляд, звено в системе непрерывного профессионального образования учителя. И конечно же, это особенная компетенция – учить учителя. В отличие от студента или представителей других профессий, оказывающихся в роли ученика, учитель единственный, кто способен профессионально оценивать все, что ему предлагают. И тут, как говорится, на мякине не проведешь. Однако до настоящего времени на федеральном уровне так и не были разработаны квалификационные требования к специалисту, работающему в системе повышения квалификации и переподготовки кадров, учитывающие его специфику. Требования к аккредитации учреждений дополнительного профессионального образования приравнены к требованиям по высшей школе, имеющей совершенно другие особенности. И так далее. Не буду перечислять все, что не сделано. Это займет довольно много времени. И все же мне хочется верить, что модернизация педагогического образования через оптимизацию сети учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования будет осуществлена на основе принципов сокращения действительно неэффективных элементов этой сети (и здесь возникает непростой вопрос о критериях эффективности) и обязательного обеспечения права педагога на повышение квалификации, гарантированного Федеральным законом «Об образовании». – Вы назвали вопрос о критериях эффективности сложным. У вас есть свои предложения, основанные на опыте? – Попробуем поразмышлять по поводу критериев. Не берусь судить о критериях эффективности учреждения среднего или высшего педагогического образования. Это не моя специфика. А вот обратиться к опыту Приморского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, руководить которым я имею удовольствие без малого уже пять лет, думаю, вполне уместно. За последние годы наш институт помимо реализации дополнительных профессиональных программ (повышения квалификации, профессиональной переподготовки) обзавелся еще целым рядом различных функций. Мы сегодня решаем задачи по организации и проведению ЕГЭ и ГИА на территории Приморского края, являемся оператором конкурсных программ ПНПО, формируем региональную систему оценки качества образования, занимаемся экспертизой профессиональной деятельности при проведении аттестации педагогов, проводим экспертизу образовательных программ и учебных планов в ходе лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, осуществляем информационно-методическое сопровождение перехода школ края на ФГОС, руководим апробацией новых учебных комплексов в образовательных учреждениях края в партнерстве с ведущими издательствами России, создаем информационную образовательную среду для учителей и школьников, управляем инновационной практикой в образовательной системе края, пишем учебники, издаем журнал, разрабатываем цифровые образовательные ресурсы и многое другое. Но в этом мы не уникальны. То же самое делают наши коллеги во всех регионах РФ. Но при этом когда мои коллеги – руководители учреждений дополнительного педагогического образования громко или кулуарно сетуют на обилие не свойственного нам функционала, которым обременили нас чиновники, я такую позицию не разделяю. Во-первых, за многообразием новых функций я вижу связующую их общую цель – содержательное информационно-технологическое и методическое сопровождение процессов развития региональной системы образования. Такое видение позволило разработать и осуществить реализацию собственной программы развития, направленной на переход учреждения в новый статус – Институт развития образования. Мы не торопимся со сменой вывески. Это не самоцель. Гораздо важнее оказалось проектирование изменений, позволившее описать Приморский институт развития образования, функционирующий как региональный центр образовательной логистики. Именно такой центр способен синхронизировать различные информационные потоки для учителя. Я убеждена, что на сегодняшний день в Приморском крае содержательно ближе к учителю никого нет. Вряд ли нужно доказывать, например, как далек профессор университета от методики решения заданий части С на ЕГЭ по математике! Во-вторых, наличие такого количества разнообразных функций позволило радикально изменить качество собственно программ повышения квалификации. Когда анализ результатов по ЕГЭ, опыт лучших школ и учителей – победителей конкурсов ПНПО, рабочие материалы по экспертизе учебных планов школ, результаты апробации учебных комплексов и многое другое становится учебным материалом в программах повышения квалификации, то индекс практической направленности таких программ весьма высок! Заметьте, направленности именно на проблемы приморских школ. Таким образом, можно предположить, что к числу основных критериев эффективности регионального учреждения дополнительного педагогического образования можно отнести обязательную реализацию функций обеспечения процессов модернизации регионального образования и качество реализуемых программ. И еще я бы добавила – обязательность государственной аккредитации. – В качестве одного из основных критериев эффективности деятельности учреждения дополнительного профессионального образования вы называете качество образовательных программ. В этой связи скажите, как вы относитесь к дистанционному повышению квалификации, вероятно, весьма актуальному для такой отдаленной территории, как Приморский край? – Идея и практика дистанционного повышения квалификации педагогов сегодня становятся все более востребованными. Мы уже несколько лет реализуем такие программы, и они действительно пользуются спросом. Кроме того, мы имеем опыт реализации ряда образовательных проектов совместно с компаниями Microsoft, Panasonik, Intel. Организуем виртуальные образовательные события в информационных средах «ПримWiki», «Сетевое сообщество педагогов Приморья». В свое время в рамках государственных контрактов по ФЦПРО были разработчиками дистанционных модульных программ повышения квалификации, создавали образовательный контент для дистанционной программы переподготовки. Одним словом, некоторый опыт есть. И одновременно нет иллюзий по поводу абсолютного качества дистанционного образования. Для учителя принципиально важно живое общение, глаза в глаза, так сказать. Что касается удаленности Приморского края, то современные средства коммуникации эту проблему нивелируют. В наших дистанционных и очных программах повышения квалификации обучаются сегодня педагоги не только Приморья, но и других территорий России. Буквально в эти дни, например, на курсах по проблемам экологического образования школьников учится группа из двенадцати педагогов из Республики Саха (Якутия). – В чем вы видите задачу ПИППКРО в ближайшее время? – Приморский край готовится принять в 2012 году Форум стран АТЭС. Проходит непростую стадию формирования Дальневосточный федеральный университет, в состав которого вошел Уссурийский государственный педагогический институт. Надеюсь, это позволит Приморью в будущем стать транзитной территорией для образовательных инноваций в Азиатско-Тихоокеанском регионе. И еще больше надеюсь, что это позволит подготовить и привлечь в школы молодых педагогов. Однако никаких иллюзий относительно того, что это произойдет буквально завтра, у меня нет. И если не изменить профессиональную позицию, трансформировав ее в деятельностную, у тех, кто сегодня работает в школе, этот круг не разомкнуть никогда. Неоткуда будет нам ждать студентов на педагогические специальности. Приморский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования реализует сегодня программы, в фокусе которых индивидуальные образовательные траектории, адресное повышение квалификации, специальные сервисные технологии профессионального развития. Только такой подход и такая система позволяют рассчитывать на результат! Владивосток

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте