Как сделать школьного библиотекаря активным участником образовательного процесса – такую непростую задачу решали в Новосибирске ученые, организаторы образования, методисты, библиотекари и учителя на региональном семинаре «Формирование информационной культуры личности в условиях школьной библиотеки».
Присутствовали как счастливые обладатели мультимедийных и информационных центров, созданных на базе школьных библиотек, так и сотрудники тех образовательных учреждений, где информационные технологии только осваиваются, а библиотеки оснащаются современной электроникой.
– Информационная культура не равна компьютерной грамотности, – говорит проректор Кемеровской академии культуры и искусств, директор НИИ информационных технологий социальной сферы, профессор, доктор педагогических наук Наталья Гендина. – Овладение информационными технологиями будет эффективным и безопасным, если книжная культура и культура образования объединятся ради формирования культуры личности. Учитель и библиотекарь, владеющие информационными технологиями, работающие в единстве, могут изменить образовательное пространство школы и сам стиль школьной жизни.
В нашем вузе успешно готовят специалистов высшей квалификации библиотечный факультет и факультет информационных технологий, сотрудничающие с учреждениями образования. Несколько лет мы работаем по программе ЮНЕСКО «Информация для всех», обучая методам формирования информационной культуры и преподавателей, и библиотекарей. Кемеровский университет и Кузбасский институт повышения квалификации работников образования очень заинтересованы в совместном решении этой острой проблемы. Прогресс в области информационной культуры не может отставать от научно-технического. В этой сфере взаимодействуют Министерство культуры и Министерство образования. У нас сложилась надежная межведомственная система подготовки кадров для формирования информационной культуры: наши ежемесячные курсы профильного направления пользуются большой популярностью у педагогов и библиотекарей.
Впервые в России на базе Беловского педагогического колледжа организована уникальная подготовка учителей основ информационной культуры как дополнительная квалификация. Готовились мы к этому более 10 лет – провели исследования, выявили спрос, создали учебный курс, обучили преподавателей. С нашей методической проработкой подготовили пакет документов для лицензирования. Колледж получил лицензию Министерства образования и теперь под нашим патронажем готовит учителей основ информационной культуры. Спрос на них оказался очень высок, особенно в лицеях, гимназиях, колледжах и инновационных образовательных учреждениях.
Вышедшая в Москве книга профессора Гендиной «Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях», ее доклад на семинаре бурно обсуждались на «круглых столах», объединивших энтузиастов коммуникативной культуры. Пособия Наталии Гендиной вместе с инновационным опытом лучших школьных библиотек Новосибирской области стали основой обучения. Участники семинара убедились, что учитель информационной культуры и библиотекарь, организующий проектную и исследовательскую деятельность детей, способны сделать школьную жизнь куда более привлекательной и для ученика, и для педагога.
Комментарии