Каждого учителя и родителя в первую очередь интересуют практические методы: как вооружить малоспособных учеников глубокими и прочными знаниями. Таких методов много.
Главная суть опыта учителей-новаторов состоит в том, что с первой и до последней минуты урока учитель и все ученики напряженно работают над овладением новым учебным материалом. Это и обеспечивает успех. Первым на уроке на вопросы учеников отвечает учитель. Это 2-3 минуты. И сразу переходит к изложению нового материала. Для этого в распоряжении учителя имеется более чем достаточно времени, что позволяет учащимся обстоятельно изучить весь новый материал на уроке, и потому все они обучаются только хорошо и отлично.
Психологи установили, что человек успешно может делать только одно дело. Поэтому когда учитель математики на доске ведет доказательство теоремы, то все ученики только слушают и смотрят на доску. Это позволяет учителю быстро и четко вести доказательство теоремы и повторить его 2-3 раза, пока не появляются поднятые руки учеников, готовых повторить доказательство. Ученику, успешно доказавшему теорему, выставляется “5”. Другие отметки на стадии обучения не выставляются. После 2-3 ответов других учеников почти весь класс готов отвечать. После того, как 2 из отстающих успешно ответили, становится ясно, что класс формулировку и доказательство теоремы знает. Таким образом, то, чему учитель научил каждого ученика, становится ясным не завтра или послезавтра, а сейчас, на уроке. Чаще всего ученики плохо учатся потому, что невнимательно слушают учителя. Если же слабый ученик за ответ на уроке начинает получать “5”, то он вскоре перерождается в преуспевающего, прилежного ученика. Если формулировка правила или теоремы большая, в таких случаях формулировка повторяется учителем несколько раз. После того как появляются поднятые руки отдельных учеников, им предоставляется слово, а когда все поднимают руки, то неизменно преимущественное право предоставляется слабым ученикам. Затем следует закрепление материала на решении задач.
Учеников часто затрудняет не само решение, а то, что и как надо записывать. Поэтому при обучении решению задач и упражнений учитель сам на доске решает несколько задач, по 2-3 раза повторяет каждое решение, а ученики только слушают объяснение учителя и смотрят, что, где и как записывается. Когда ученики заявляют, что они поняли решение, тогда доска вытирается и начинается трехкратная проверка того, как ученики уяснили решения. Всему классу предлагается решить задачи, только что решенные учителем, и другие задачи в своих тетрадях. Одновременно к доске вызывается первая группа из учеников, которые все решают первую задачу, решенную учителем. При этом, как правило, все быстро приступают к решению задачи, так как отметка “5” будет выставлена только одному – тому, кто быстрее и красивее оформит решение. Если решили три ученика, то решение четвертого прекращается. Перед классом он проявил себя не лучшим образом. Бывает, что кто-то из вызванных к доске начинает заглядывать к соседям. Ясно, что он пояснения учителя не усвоил. Такой ученик садится на место и наблюдает, как на доске решаются задачи. И когда он заявляет, что понял решение, тогда он вызывается к доске с третьей или четвертой группой.
Свою работу учитель ставит под личный контроль, проводя в конце урока краткую диагностическую контрольную работу на 8-10 минут по материалу урока, чтобы установить, чему же он научил каждого ученика. Эта работа, как правило, проверяется здесь же на уроке, чтобы в случае надобности сразу принять надлежащие меры.
Поначалу, когда ученики еще не приучены внимательно слушать объяснения учителя, бывает 50-60% двоек и троек по краткой контрольной работе. В таком случае учителю рекомендуется выставить отметки только тем ученикам, которые получили “5”, а остальные отметки не следует выставлять, чтобы психологически не приучать учеников учиться на двойки и тройки. Ученикам разъясняется, что обучение ведется на уровне высоких требований к знаниям, поэтому урок будет повторен и в конце урока будет проведена новая контрольная работа. “Постарайтесь написать ее на “отлично”, так как теперь все оценки будут выставлены в журнал”. Это ученики воспринимают не как стремление учителя к накоплению оценок, а как намерение научить их, и они вступают в деловое сотрудничество с учителем.
Описанную схему проведения урока часто называют “донской”. А так как она дает резкое повышение качества успеваемости, то ее нередко называют “донской технологией обучения”. Но в действительности это только схема рационального использования учебного времени урока. Ценность ее состоит в том, что она исключает возможность появления педагогически запущенных учеников и легко доступна каждому учителю.
Несмотря на то, что описанная технология проведения урока является несложной, удобной и довольно эффективной, для каждого предмета ее надо надлежащим образом скорректировать и освоить, так как бывают серьезные срывы. Чаще всего это происходит из-за того, что учитель берет большие непосильные для усвоения всеми учащимися учебные дозы на урок.
Донскую схему обучения можно применять с любого момента учебного года. Учитель, работающий по ней, не должен испытывать никаких ограничений в своем творчестве. Именно это является главным свидетельством правильности действий учителя.
Из книги В.СОВАЙЛЕНКО
и О.ЛЕБЕДЕВОЙ
“Что с детьми и школой?!”
Комментарии