search
main
0

Донкихоты с окраины. ДДТ – не дуст, а панацея от скуки

Окраина города всегда несет на себе печать «медвежьего угла», даже если это окраина такой сокровищницы истории, как Петербург. Здесь микрорайоны разделены широкими грузовыми трассами, повсюду топорщатся трубы различных предприятий, а конец улицы плавно перетекает в начало междугородной автомагистрали. Но родину, как говорится, не выбирают. Раз уж ты родился среди однообразной коробочной эстетики, то упрямо выполняй свое предназначение. Тем более что имя тебе – Дом детского творчества (ДДТ).

Кстати, упрямство, применимо к нашему рассказу, – вещь полезная и даже необходимая. Только благодаря ему Правобережный дом детского творчества – единственное детское учреждение дополнительного образования на правом берегу Невы – вот уже тридцать лет сохраняет свой статус социокультурного центра. Как и несколько десятков лет назад, так и сейчас у него одна забота: дать каждому ребенку возможность творчески реализоваться. Но если 30 лет назад ДДТ упрямо сражался с окраинным невежеством, то сегодня ему приходится защищать ребенка от передозировки насилия, равнодушия, негатива. Столь славным донкихотством он награжден еще при рождении и упрямо (о это великое упрямство!) держится за него по сей день.

Как во всех детских учреждениях, в Правобережном ДДТ всегда светло. Когда-то в его стенах размещалась общеобразовательная школа, но и следа казенного духа сейчас не осталось. Может, потому что по коридорам гуляет аппетитный запах фруктового чая, а может, потому что от старого паркета с его нежным поскрипыванием исходит тайна закулисья. За одной дверью кто-то поет, за другой кто-то звонко смеется. Коридор, как волной, обдает разноголосицей. Мы с директором ДДТ, заслуженным учителем РФ Ольгой Янковской, совершая упоительный променад по этажам дома, попадаем то в один, то в другой детский поток.

– Ежегодно нас посещает порядка пяти тысяч детей, – торжественно констатирует хозяйка ДДТ. – Есть ребята, которые занимаются пять – десять лет, и даже став студентами, все равно приходят в любимые кружки и секции. Не потому что ходить больше некуда, а потому что у нас – интересно. – И подумав, добавляет. – И тепло. Представьте, прибегает ребенок после школы усталый, голодный, а мы его чаем напоим, накормим, выслушаем. У нас ведь педагоги такие, что сразу видят: кому опека нужна, а с кем можно построже. Хороший коллектив, сильный. Некоторые в ДДТ по 28 лет работают. И молодежь есть. Немногочисленная, правда, но зато преданная детям. А это дорогого стоит.

Ольга Николаевна произносит еще одну фразу, подтверждение которой я потом встречаю за каждой классной дверью. Она говорит:

– Наши педагоги живут не зарплатой, а сердечной привязанностью к своей профессии.

Александр Роденко, чемпион Европы и мира по судомоделизму, преподающий в техническом отделе ДДТ, пытается Ольгу Николаевну опровергнуть:

– Это не работа, это каторга.

– «Каторга», а сам с утра здесь сидит, хотя занятия начинаются вечером! – слегка обижается на него хозяйка ДДТ.

Александр Васильевич улыбается и тут же выдает простое, но очень понятное объяснение собственному присутствию в доме:

– Понимаете, у людей в генах заложена потребность творить. Кто-то поет, кто-то рисует, кто-то строит. Мы от природы не разрушители, как преподносят сейчас, а творцы. Наша задача как взрослых помочь детям реализовать эту потребность творчества своими руками. У меня мальчишки занимаются морским и автомоделированием. Насколько это им нужно, судите сами. Сегодня у ребят навыков все меньше и меньше: в школе нет уроков труда, отсутствуют мужчины-преподаватели. Хорошо, если мальчики, приходя сюда, могут отличить молоток от отвертки. Зато после того, как они что-то смастерят своими руками, их желание быть творцами неугасимо.

Александру Васильевичу Роденко вторит Александр Иванович Михайлов, один из руководителей оркестра баянистов и аккордеонистов. Он самозабвенно рассказывает, как музыка облагораживает, как она создает в ребенке питательную среду для творчества, как она воспитывает, формирует мировосприятие. В оркестре, считающемся одним из лучших коллективов города, занимаются ребята со второго по десятый класс. Но и после пятигодичного курса обучения взрослые воспитанники тоже могут играть в оркестре, потому что, по словам Михайлова, педагогам их жалко отпускать, а самим ребятам жалко уходить. Музыка – это ведь не просто увлечение, это состояние души.

Посвящение в таких же возвышенных тонах, но уже туризму, я слышу из уст методиста по экологии Валерия Середина. Он даже показал книгу, которую написал в соавторстве со своим учеником. О чем? Конечно же, о кульминации всякого курса – о походе. Убежденный природовед, Валерий Алексеевич считает, что туризм, будь он водным, горным, пешеходным, преследует несколько очень важных целей. Прежде всего приобщить ребенка к природе. Научить его обустроиться в ней с комфортом для себя и окружающей среды. Воспитать в ребенке культ здоровья и чувство коллективизма.

– Я абсолютно уверен: мои дети привиты от хулиганства, агрессии. Они отметают пагубные привычки за ненадобностью, потому что в единении с природой постигают более значимые ценности.

Мы с Ольгой Николаевной Янковской заходим еще в комнаты, где занимаются ребята. И вроде бы обычный серый питерский день, когда небо за окном никак не предполагает радостного настроя. А в любой классной комнате сияет солнце: детского взгляда, детского легкого шепотка и хихиканья. В изостудии у члена Союза художников Галины Соколовой детвора старательно корпит над аппликацией. Детей немного, но это те, кто действительно хочет рисовать.

– Сегодня родители считают рисование баловством по сравнению с иностранными языками или компьютером, – делится наблюдением Галина Николаевна. – Поэтому сюда приходят только те дети, которые чувствуют потребность самовыразиться посредством красок. Но я думаю, что в скором времени ситуация изменится. Она уже меняется. Люди стали понимать, что выражение ребенком своего внутреннего мира гораздо важнее, чем иностранный язык в четыре года. У маленького человека это, в сущности, единственный способ самовыразиться. К тому же мы не учим рисовать. Этому невозможно научить. Мы учим ребенка видеть. И не бояться свое собственное видение мира отображать.

Какой он, этот детский мир, ясно из оформления кабинета ИЗО. Завораживающе яркий, почти воздушный, затейливый и очень добрый.

«Может, у них дети особые занимаются?» – думаю я, продолжая вояж по дому.

Ольга Николаевна сразу отметает это предположение. Обычные дети. Окраинные. Разные. Из благополучных семей и нет. Более того, в технических кружках даже сложные ребята. Мальчики-подростки, зачастую балансирующие между дорогой вверх и дорогой вниз.

– Нам важно их удержать и направить в русло нормального человеческого развития, – рисует смысл существования дома Ольга Николаевна. – И в этом процессе участвует любая область творчества, что направлена на созидание: от танца до судомоделизма. Хотите конкретный пример? В кружок радиоэлектроники к Сергею Немкову ходит мальчик. Мать, отец, бабушка, дедушка – пьют. А задатки у ребенка хорошие. Если сейчас, в 9-10 лет, оставить его в одиночестве, не поддержать, что мы получим потом? Сергей Геннадьевич, если выражаться советским языком, взял над мальчиком шефство, возил его на все лето в лагерь. Мальчишка целыми днями у него на занятиях, что-то конструирует. Можно искренне недоумевать по этому поводу, мол, зачем человеку лишние проблемы, но если не такие, как он, то кто?

И действительно кто? Музеи, театры, концерты – это все редкие, разовые «инъекции для души», а кто ежедневно будет пытаться отозваться на эмоциональный всплеск в сердце ребенка? И стараться вновь и вновь вызвать его? Кто ему, отгороженному от исторического блистательного центра нехваткой времени, безденежьем, равнодушием семьи, объяснит, что мир – это яркая цветовая гамма, и он не замыкается на квадратных метрах жилья или дворовых площадках? Кто, если не эти замечательные художники, музыканты, актеры, инженеры, сделавшие своей основной профессией служение детям?

Правобережному дому детского творчества тридцать лет. Все эти годы, оправдывая свое назначение социокультурного центра, он проводит праздники для школ всего района, реализует множество детских и подростковых программ, принимает туристско-краеведческую номинацию Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». У его обитателей в голове еще много интересных задумок. Есть, кстати, и заветные мечты, такие как: сделать ремонт на этажах и в фойе, приобрести бассейн и новую гоночную трассу для технического отдела, снаряжение для туристов, поставить станки, поменять паркет. Увы, пока это только мечты. Но в ДДТ терпеливо ждут их претворения в жизнь. И не сомневаются, что в ближайшем будущем приоритетным для государства все-таки станет детство. Также как было оно приоритетным все эти тридцать лет для Правобережного дома детского творчества.

Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте