Недавно исполнилось десять лет, как не стало Сергея Токарева, художника, педагога, книжного графика, сценографа, друга газеты и очень близкого мне человека.
В некрологах, поминальных речах часто звучали слова: «Осиротели все, знавшие его». И это правда, а не метафора. Он умудрялся опекать всех – от лежачей бабушки до именитых художников, проводя часы и дни то у больной старушки, то в судах, защищая коллег и друзей.«Наш Дон Кихот» – так еще при жизни называл Сергея народный художник России академик Б.М.Неменский, чью новаторскую систему обучения живописи в МГПИ яростно защищал Токарев в мрачные времена застоя. Он и внешне был похож на Рыцаря печального образа – высокий, худой, с аристократическими, породистыми чертами лица. И с неизбывной печалью в глазах. Остро чувствуя и выражая в картинах красоту окружающего мира, он до сердечной боли переживал рукотворное уродство города, макулатуры, поруганной природы.Помню, повез меня в центре Москвы в старинный дворик начала XX века, чтобы попрощаться с огромной хрустальной люстрой, украшавшей подъезд, а теперь выброшенной на асфальт. Скорбно стоял над ней, будто над могилой друга. Даже эпоху коммуналок он отразил правдиво, но поэтично в триптихе «Старый дом на Молчановке: лестница, коридор, прихожая»: темные, в трещинах стены, крашеные полы, тусклая лампочка на черном проводе…Но основная тональность его работ, особенно пейзажей, – светлая, ликующая, победная. Яркие, одухотворенные картины природы: облака, розовые и золотые, море в шторм и в штиль, прилив, как у Куинджи, контрастные ночные облака и среди них – слепящая полная луна с лунной дорожкой на медленных морских волнах…С восторгом и горечью листаю фотоальбом Сергея, выпущенный издательством ВГИКА посмертно. С восторгом – от мастерства, которым дышат его работы, а с горечью – потому что почти некуда пойти и посмотреть их вживую. На самых моих любимых полотнах рядом с названием – приписка «Находится в Бостоне. США» либо другая далекая география. Автор-составитель – мама Сергея, Валентина Викентьевна Токарева, заслуженный художник России. Да и первая персональная выставка Сергея в России тоже была посмертной, организованной усилиями мамы.А сам он, начисто лишенный тщеславия и амбиций, постоянно устраивал выставки учеников, друзей, мамы. Со своими же работами расставался легко, даря их или продавая – деньги были очень нужны, особенно с учетом его склонности к стихийной благотворительности.Второе его призвание – педагогика. Преподавал искусство с молодости, а с 1989 года с воодушевлением вел занятия на художественном факультете ВГИКА. И стоило, к примеру, нашему общему другу Юре Данилину рассказать, что в глухой деревушке в Подмосковье проживает мальчик, гениальный самородок в живописи, а его собираются выгнать из школы за неуспеваемость, как Токарев тут же поехал к нему, помог экстерном окончить школу и подготовил его к поступлению в художественный вуз, который тот успешно окончил.Коллеги так определили его педагогический стиль: «учтивая профессорность».…Он погиб в автокатастрофе в 57 лет, в расцвете жизненных сил и творческих планов. Его последняя работа называется «Храм Святого Николая в Пыжах». Четко прорисованный орнамент зимних деревьев, слева мягкий свет ночной московской улицы, а по центру, чуть вправо, торжественно сияет волшебным светом, будто парит, белокаменный храм. Эта работа стала визитной карточкой мастера.
Комментарии