В классе 28 учеников: 13 мальчиков, 15 девочек. Два отличника – Никита Краснов и Игнатий Полянин, 13 ударников. Есть «трудные» по дисциплине ребята (пять человек). Есть активисты: Оля Иванова, Настя Милютина, Кристина Резунова, Лиля Мукменова. Отношение к учебе удовлетворительное. Цель воспитательной работы – воспитание нравственно здоровой, культурно-ответственной личности, гражданина-патриота, формирование у ученика главной ценности – интереса к познанию. Чтобы воспитать активную личность, классному руководителю надо овладеть технологиями, которые стимулируют активность учащихся, раскрывают творческий потенциал личности ребенка. Раскрыть творческую активность помогает методика экспериментально-технологической площадки «Преемственность».
Я организовала работу в микрогруппах. Создано 6 групп по 4 человека. Отличники – помощники классного руководителя. Командир в группе – ударник. Группа формировалась по желанию ребят, некоторых детей рекомендовала сама, но согласовывала с группой.
Группа готовит «Трудовой листок» за неделю, 10 дней. В нем:
выставляются оценки за неделю, выводятся средний балл каждого ученика и балл всей группы. Вот как изменился средний балл в одной из групп с 1 по 10 апреля:
Милютина Настя 4,6 4,7
Резунова Кристина 4,4 4,1
Шитькова Алла 3,5 4,5
Шитькова Света 3,0 3,3
В этой группе средний балл повысился у трех учениц;
классный руководитель определяет задачи недели, например:
– совершенствование общеучебных умений;
– упражнения по самосовершенствованию;
– участие во внеклассной и внешкольной работе.
Основная задача выполняется ежедневно, и выполнение контролируется командиром группы;
отмечают тех, кто слабо успевает, фиксируют технику чтения, письма и вычислительные навыки.
Результаты той же группы:
Милютина Настя 148 слов 98 букв 48 цифр
Резунова Кристина 107 слов 128 букв 39 цифр
Шитькова Алла 118 слов 101 буква 29 цифр
Шитькова Света 114 слов 77 букв 16 цифр
отмечают событие недели, например: «Подготовка к 9 Мая (заучивание стихов о войне и Дне Победы, помощь ветеранам)»;
информируют о самом интересном. Например, класс с удовольствием репетировал пьесу к слету отличников.
На классных часах подводится итог, сравниваются результаты и снова выбирается направление работы в группах: совершенствование общеучебных умений, проверка домашних заданий, упражнения по самосовершенствованию, приобретение полезных умений, участие во внеклассной и внешкольной работе.
Во время классных часов проводятся беседы по нравственному воспитанию: «Внешний вид и внутренняя собранность», «О красоте людей и хорошем вкусе», «С чего начать разговор», «Такт и деликатность. Что это?», «Дома и в гостях», «Поведение в общественных местах», «Хорошо ли людям рядом с тобой?», «Саморазвитие. Что это?». Темы бесед, которые помогают в учебе: «Как я работаю с учебником», «Развитие памяти», «Ответственность и воля – слагаемые любого успеха», «Аккуратность в учении. Что это?», «Самообучение, саморазвитие, самовоспитание».
Выходы в театры, кинотеатры, экскурсии формируют эстетический вкус. Ребята выполняют общешкольные поручения, принимают участие в поисковых заданиях. Даются задания группам. А если участвует весь класс, то организуются соревнования. Также устраиваются соревнования по уборке территории, уборке класса, уходу за цветами, дежурству по школе.
На уроках и внеклассных мероприятиях прививаю такие нравственные качества, как сочувствие и сострадание к людям, животным, природе. Провожу с ребятами тестирование, анкетирование, дети пишут отзывы, какое мероприятие понравилось больше всего, о посещении театра и т.д.
«Театр нас учит жить. Так было интересно и красиво, что не заметил, что наступил антракт. Понравились артисты. Домой вернулся веселый, потому что ходил в театр», – пишет Дима Байдуков.
«Очень понравился международный математический конкурс «Кенгуру». Решаются сложные задачи, которые на обычном уроке не решаем. Я запомнил задачу про котят, как один котенок облизывал другого за определенное время. Я люблю котят и с удовольствием решал такую головоломку» – это отзыв Никиты Краснова.
Многим понравилась экскурсия в музей «История города». С.Изиков, Л.Савинова, Р.Миннуллин пишут: «Много узнали о своем городе. Когда он возник, в нем жило много добрых и хороших людей, и знаменитых. Как город выглядел, как назывались его площади».
Ребята пишут об открытых уроках. После урока литературы «Певцы родной природы» Оля Иванова написала: «Интересно слушать стихи, слушать музыку. Много нового узнали от учительницы Екатерины Федоровны о писателях, художниках, композиторах».
В результате всей этой работы показатели воспитанности класса такие:
Выводы по технологии работы в группах
Отрицательное: много времени уходит на подведение итогов, подсчет баллов; проверку скорости письма и чтения, вычислительных навыков.
Положительное: вырабатываются положительные качества личности: доброта, внимательность к окружающим, аккуратность, взаимопомощь, сочувствие и сострадание к людям, животным, природе.
Е.Ф. ГАВРИЛОВА, учитель 7-го «А» класса средней школы №17, Йошкар-Ола, Республика Марий Эл
Комментарии