В преддверии осенней московской конференции «Информационные технологии в образовании» проходит летняя подмосковная «Применение новых технологий в образовании» в Троицке. Это одна из самых старинных конференций в этой сфере – первый троицкий сбор учителей, специалистов в области образования состоялся в 1990 году. А косвенной причиной его, в свою очередь, стало открытие в 1986-м Московского областного общественного фонда новых технологий в образовании «Байтик», оснащенного по последнему слову тогдашней техники. Однако провинциальной, малочисленной, скучной конференцию ИТО-Троицк назвать никак нельзя. 17 лет подряд сюда продолжают съезжаться лучшие умы со всей России, еще несколько лет назад в гости захаживали деятели IT из США, Англии, Голландии. В этом году на ИТО-Троицк было заявлено 264 доклада. А выставочные стенды, пусть и не столь многочисленные, как на ИТО осенней, активно осаждал народ.
по информатике Истринского района Людмила Босова представляла на конференции итоги первого конкурса «Использование информационных технологий в образовании». Второе, неформальное, название этого учительского состязания – «Компьютеры – школа». Провел конкурс среди педагогов Московской области Центр новых педагогических технологий (ЦНПТ), один из организаторов самого ИТО-Троицк. Сотрудники ЦНПТ хотели не только выявить, кто из школьных учителей лучше всех владеет информационными технологиями, но и понять, что дали средней школе поставки «железа» и софта.
Такой толстой книги материалов еще не было», – заявил зам. главы города Троицка Владимир ДУДОЧКИН. Это его заявление попало во все средства массовой информации. Но мне кажутся важнее другие слова Владимира Евгеньевича: «Не секрет, что университет Высшая школа экономики планирует открыть у нас в городе факультет Computer Science. Это очень почетно для нас, даст толчок для будущих конференций. Надеемся, учителя высшей школы начнут принимать в них активное участие». Такова перспектива. Однако, на мой взгляд, сегодня на конференции чудесным образом соблюден баланс между всеми уровнями образования. Об этом говорит тематика секций: «Информационные технологии в высшем образовании», «Информационные технологии в среднем образовании», «Информационные технологии в дошкольном и младшем школьном образовании», «Информационные технологии в управлении образования». Подбор авторов удивительно демократичен. Здесь выступают и методисты, и авторы учебников, и преподаватели вузов, и школьные учителя, и даже дети.
Преподаватель вуза
Один из представителей системы высшего образования говорил на ИТО-Троицк, пожалуй, о самых актуальных направлениях развития образования – дистанционных технологиях. Доцент, проректор по информационным технологиям Московского института правовой экономики Леонид ТАРТАКОВСКИЙ представил в своей презентации подход, разработанный группой авторов (Ю.Кожаев, Л.Тартаковский, А.Тартаковский). Авторы считают, что сначала необходимо создать учебно-методические комплексы (УМК) с использованием ресурсов интернета, других источников электронной образовательной информации, а затем научить студентов технологии, которая позволяет студенту самостоятельно изучать дисциплину и даже самостоятельно контролировать свои знания (для этого существуют вопросы для самопроверки, рефераты, курсовые работы, промежуточные тесты).
Леонид Тартаковский рассказал, что уже создано 90 УМК по общеобразовательным, экономическим, правовым и юридическим дисциплинам, ими могут пользоваться и одиннадцатиклассники, и студенты с 1-го по 5-й курс. Материалы желающие обучаться дистанционно получают на компакт-диске – удобно и недорого. «В учебный комплекс по каждой дисциплине входят электронная лекция, небольшая хрестоматия с текстами из нескольких учебников, вопросы для самопроверки, ответы на часто задаваемые вопросы, библиография, ресурсы интернета по этой дисциплине и глоссарий».
После самостоятельного изучения материала студент сдает промежуточный тест. Если тест сдан, можно идти дальше – на итоговый контроль. Если нет – придется вернуться к плохо изученному УМК.
Авторы считают, что в этой системе и тьютор не нужен – его заменяет блок «Ответы на часто задаваемые вопросы». Нет необходимости ставить дорогостоящее оборудование и использовать интернет – это также экономит средства студента и вуза.
Вот такую схему создания УМК и обучения с применением дистанционных образовательных технологий предложил своим слушателям и зрителям проректор Института правовой экономикит (см. схему):
Методист
Методист по информатике Истринского района Людмила Босова представляла на конференции итоги первого конкурса «Использование информационных технологий в образовании». Второе, неформальное, название этого учительского состязания – «Компьютеры – школа». Провел конкурс среди педагогов Московской области Центр новых педагогических технологий (ЦНПТ), один из организаторов самого ИТО-Троицк. Сотрудники ЦНПТ хотели не только выявить, кто из школьных учителей лучше всех владеет информационными технологиями, но и понять, что дали средней школе поставки «железа» и софта.
114 участников из 20 районов и 13 городов Московской области заявили о себе в четырех номинациях: «Лучший урок информатики с использованием ИТ» (прислано 25 работ), «Использование информационных технологий на уроках естественно-математического цикла» (43 работы), «Использование информационных технологий на уроках гуманитарного цикла» (37 работ) и «Использование информационных технологий в управлении образовательным учреждением» (9 работ).
Людмила Босова провела качественный анализ результатов конкурса: «Оказалось, что основной акцент наши учителя делают на расширении возможностей предъявления учебной информации. 70% конкурсантов использовали в присланных разработках уроков Power Point, 15% – Excel. 10% использовали электронные издания образовательного назначения по предмету. И 5% ориентировались на все остальное, в том числе на среды программирования.
Почему такая ситуация сложилась? Это можно объяснить. По заказу Национального фонда подготовки кадров Центр социального прогнозирования провел опрос среди учителей России: «Вы получили 51 диск в свою школьную библиотеку. Что вы знаете об этих дисках, как вы их используете, что вам мешает использовать их активно в учебном процессе?» Учителя выявили причины, которые препятствуют широкому распространению электронных изданий образовательного назначения в учебном процессе. Первая – мало практических разделов. Второе – слабая реализация контрольно-оценочной деятельности. То есть примитивные тесты наших учителей не устраивают. Многие сказали о том, что электронные издания постоянно требуют обновления содержания. То есть они хотели бы, чтобы на диске была инвариантная часть, а вариативная размещалась на сайте и ее можно было постоянно обновлять. Но один из главных недостатков – отсутствие методического сопровождения. Учебный процесс отдельно, диск – отдельно. Поэтому учителя предпочитают разрабатывать свои материалы самостоятельно, чаще всего в Power Point».
Кстати, победители конкурса «Компьютеры – школа» получили призы и подарки прямо на конференции, при стечении всех участников форума. На конференции и в сборниках материалов были представлены их доклады. Например, учитель русского языка и литературы лицея №15 г. Химки Татьяна Федоровна Крушинская рассказала о дидактических возможностях электронного учебного пособия по русскому языку, выпущенного в одном из крупнейших российских издательств. Татьяна Федоровна – один из авторов электронного пособия «Русский язык. 5-й класс» под редакцией Г.И.Пашковой. И кто лучше нее мог дать мастер-класс по использованию этой учебной программы? Правда, у педагогов возникло сомнение: как же так, ученики бьют по клавишам и таким образом изучают орфографию и пунктуацию? Так и писать от руки можно разучиться. Татьяна Крушинская горячо отреагировала на замечание: «Ну что вы! Я сторонник того, чтобы сочетать традиционные и компьютерные формы обучения на уроке. На уроке программа занимает 3-5 минут. Остальное время уходит на развитие речи, применение правил, составление текстов и так далее. В том и плюс этих программ, они дают возможность учителю работать с учениками дифференцированно, индивидуально. Не было у меня Васи Петрова на уроке – я могу словарный диктант делать с учениками, а Васю Петрова посадить за компьютер изучать материал. У меня в классе стоит три компьютера, что позволяет использовать программу, не переходя в компьютерный класс».
Учитель
Один из лучших докладов, вызвавших оживление зала, сделала учитель по информатике негосударственного образовательного учреждения «Центр психологической помощи и развития «Эмпатия» из Нижнего Новгорода Наталья Гурская. Наталья – автор программы «Тропа» – специально отобранной системы заданий, которая позволяет сделать уроки яркими, интересными, неординарными. Наталья Гурская считает: «Покупать различные диски, среды дорого и нерентабельно. Сегодня одно придумали, завтра – другое. В Power Point можно нарисовать домик, облачка, деревце. В Excel что обычно делают? Строим диаграммы, графики. Скучно, с моей точки зрения. Я стараюсь, чтобы задания были красочные, грамотные. Они рассчитаны на детей помладше и ребят постарше. Главное – я стараюсь преподавать не на математическом, а на визуальном и литературном уровнях.
У меня четыре блока. Первый – «объяснялки», перевод с русского на русский. Любой видеоряд всегда требует объяснений. Следующий блок – масса заданий. Либо их надо сделать за определенное время, либо идет соревнование: кто выполнит больше заданий и быстрее. И есть блок для самостоятельного творчества».
Изучая, например Excel, нижегородская учительница не дает материал просто для того, чтобы дети его запомнили. Главное – понять, как эту программу применять на практике, это способствует развитию логического и творческого мышления. Вот примеры из системы заданий по данной теме:
«Мозаика» – заливка выбранных ячеек заданным цветом, дополнительные цвета, групповые операции: выделение подряд и не подряд идущих диапазонов; командные конкурсы на тренировку памяти.
«Разрезанный сканворд» – пространственное мышление, владение терминологией, работа с буфером обмена и контекстным меню.
«Создание и разгадывание всех типов кроссвордов» – границы и заливка, панель форматирования.
«Календарь» – списки, маркер автозаполнения, объекты WordArt, вставка рисунка, фон.
«Поймай хвост у слова» – работа со словами, операция конкатенации, маркер автозаполнения для формул, относительная и абсолютная адресация ячеек.
«Тесты логические и психологические» – ввод в ячейки текстовой, числовой и формульной информации; оформление, формулы и функции, мастер функций, способы сокрытия формул, защита ячеек.
«Робинзония» – моделирование процесса выживания.
«Универсальный решатель систем уравнений n-ого порядка» – относительная и абсолютная адресация, форматирование, мастер диаграмм.
Школьник
И, наконец, дети, посетившие конференцию уже не в первый раз, – это украинские одаренные школьники, которых привезли с собой в Россию их наставники, педагоги Киевского дворца детей и юношества (www.palace.kiev.ua). Взрослые приехали обсудить с участниками конференции методики и формы работы с одаренными юными программистами, а ребята – рассказать о собственных наработках. Например, Павел Огнев, ученик 178-й киевской гимназии, рассказал о созданной им программе защиты текстовой информации в компьютерных системах «Cryptopad». Представляя программу, Павел сказал: «Защита информации – одна из таких вечных проблем. Сейчас, с появлением компьютеров, мобильных телефонов, другой цифровой техники, эта проблема стала настолько актуальной, насколько актуальна информатизации для всего общества. Роль методов защиты информации сложно переоценить. Тем более программная реализация криптографических методов защиты является дешевой и эффективной, я бы даже сказал, самой эффективной из всех методов защиты».
Павел взял за основу системы криптографического преобразования полиалфавитный шифр замены Виженера и алгоритм шифрования ГОСТ 28147-89 (режим гаммирования). Ввел в программу модули проверки достаточности длины ключа и модуль верификации полученной зашифрованной информации на предмет несанкционированного изменения с отображением результатов в случае несоответствия. Одно предупреждение: для повышения безопасности использования программы текст, подлежащий закрытию, и ключ должны храниться вне жесткого диска компьютера – на дискетах или «флэшке».
Павел, конечно, волновался во время выступления, но не больше, чем любой взрослый докладчик. И закончил свою речь солидно: «Программа прошла достаточное количество тестов с различными текстами без возникновения сбоев и ошибок».
Комментарии