search
main
0

Домашний оркестр

Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах – первая ступень коллективного инструментального музицирования в детском саду. Игра на детских музыкальных инструментах доставляет детям большое удовольствие, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка, развивает чувство ритма.

Этот вид музыкальной деятельности в нашем детском саду используется очень широко. Дети знакомятся с различными детскими музыкальными инструментами, участвуют в коллективном музицировании. Детский сад достаточно оснащен детскими музыкальными пособиями. В своей работе с детьми по музицированию я использую авторские программы Т.Тютюнниковой и М.Трубниковой. Игра на детских музыкальных инструментах очень заинтересовала воспитателя семейного детского сада, с которым мне предстояло проводить совместную работу по музыкальному воспитанию детей. А узнав о том, что дома можно создать свой оркестр, она очень удивилась: «Я ведь не играю ни на каком музыкальном инструменте!»

Свою работу я начала с посещения семейного детского сада и проверки условий для организации домашнего оркестра. В семейном детском саду трое детей в возрасте 8 месяцев, трех и шести лет. В доме оказались пианино, на котором никто не играл, магнитофон, компьютер. Кроме погремушек и детского барабанчика, не было никаких детских музыкальных инструментов. Я провела несколько консультаций по изготовлению и приобретению детских музыкальных инструментов, предложила изготовить шумовые инструменты своими руками: маракасики из цветных пластиковых киндер-сюрпризов, в которые насыпается крупа или горох; бубны из круглых пластиковых коробочек из-под сельди и бубенчиков из магазина «Все для рыбалки»; барабанчики из пластикового стаканчика с крышкой и резинки. Я заметила, что замечательная трещотка получится из горсти фисташковых скорлупок, если собрать их на нитку и привязать к тонкой палочке или карандашу. Оказывается, если прикрепить колокольчики к самым неожиданным вещам – дуршлагу или металлическому ситечку, то получится замечательная звенелка. Если строительство башен из кубиков наскучило, то детали конструктора можно пустить на изготовление деревянного ксилофона. Особых секретов в этом деле нет: просто нужно наклеить кубики, брусочки и цилиндры на дощечку в произвольном порядке. После окончательного высыхания клея можно приступать к «настройке» – вместе с малышом постучать по ксилофону ложкой, начать можно с деревянной, затем взять металлическую, потом – пластиковую. Я предложила воспитателю семейного детского сада подробно ознакомиться со статьями по изготовлению шумовых детских музыкальных инструментов Т.Тютюнниковой, Е.Матвиенко, Меркуловых. Для полноценного музыкального воспитания детей семейного детского сада необходимы и инструменты, которые можно приобрести в магазине: бубны, металлофоны, колокольчики, треугольники, бубенцы. Я провела беседу по поводу приобретения этих музыкальных инструментов, не исключая возможности взять их «напрокат» в детском саду, пригласила детей семейного детского сада для посещения музыкальных занятий в детском саду, праздников и специальных занятий по музицированию, которые проводятся в каждой возрастной группе раз в неделю. Для освоения методики игры на детских музыкальных инструментах на эти занятия я приглашала и воспитателя семейного детского сада. Так как в семейном детском саду был ребенок 8 месяцев, встал вопрос о музыкальном воспитании детей до года. Я провела беседу о том, что нужно сделать все, чтобы малыш «купался» в звуках. Они должны быть красивыми, ритмичными, гармоничными. Ребенку полезно слушать природные звуки: как капает вода, как шумит ветер в листьях деревьев, как поют птицы. Голос природы кроха может услышать как на прогулке, так и дома, по специально подобранным кассетам и дискам. Я предоставила для семейного детского сада аудиозаписи «Голоса животных и птиц», «Из чего родилась музыка». В этом возрасте мы обычно знакомим со звучанием дудочки, губной гармошки, металлофона, бубна, барабана, насыпаем в разные маленькие коробочки и баночки горох, мелкие монетки, крупу, пуговицы, плотно заклеиваем и даем малышу его «инструменты». С двух лет мы учим малыша распознавать музыкальные инструменты на слух. Знакомство с их «голосами» развивает музыкальную память и слуховые представления. Сначала взрослый играет на каком-нибудь музыкальном инструменте, затем малыш играет с ним. После переходим к следующему этапу: исполняем коротенькую мелодию и предлагаем малышу угадать, на чем играли. Раскладываем перед ним два-три разных инструмента, чтобы малыш показал, чей «голос» звучал. В два-три года ребенок называет музыкальные инструменты и имеет навыки игры на них. В нашем детском саду для детей младшего дошкольного возраста был проведен досуг «Веселые музыканты», в котором участвовали мамы со своими детьми. Конечно, был приглашен для участия и воспитатель семейного детского сада с трехлетним ребенком. И взрослые, и дети получили огромную радость от совместного музицирования. Так, первую часть пьесы «Ай-да» исполняли мамы на треугольниках, вторую часть – дети на бубенцах. Получилось ритмично и очень весело. Много консультаций и бесед было проведено с воспитателем семейного детского сада по методике обучения игре на детских музыкальных инструментах детей старшего дошкольного возраста. Методика работы над музыкальным произведением, исполняемым ударным оркестром, заключается в следующем:

дети знакомятся с пьесой;

анализируют ее особенности: деление на части, фразы, динамику, ритм;

разучивают по частям, потом переходят к исполнению пьесы целиком.

Воспитателя семейного детского сада очень заинтересовала игра на ложках. Я провела консультацию-практикум по игре на ложках, научила правильно держать ложки, показала разнообразные приемы игры. Посетив в очередной раз семейный детский сад, освоила с детьми игровое четырехручье, которое привело всех в восторг. На шестом году жизни дети наряду с темпом и ритмическим рисунком могут воспроизвести и звуковысотную сторону мелодии. Стремление подбирать мелодию по слуху проявляется сильнее, чем прежде. Воспитатель семейного детского сада проявила большой интерес к музыкальной грамоте и научилась по нотам исполнять на пианино простые песенки. Все знания, полученные в детском саду, были применены в организации домашнего оркестра. Я помогала выбрать пьесы для музицирования, подобрать соответствующие музыкальные инструменты, распределить партии между «музыкантами». Ознакомила с записью кассет Железновых «Веселые уроки», «Петя и мышь», «Кошкин дом». Эти записи предназначены для развития музыкального слуха детей и обучения навыкам музицирования. Я предлагала использовать для домашнего оркестра фонограммы любимых детских песенок, русские народные мелодии, классические произведения. Для лучшей наглядности мы использовали видеозаписи оркестровых выступлений детей детского сада. В дальнейшем при посещении семейного детского сада я наблюдала за результатами освоения детьми и воспитателем игры в оркестре. Все получалось просто здорово. Я играла на пианино, воспитатель и ребенок шести лет – на металлофонах, девочка трех лет – на шумовых инструментах. Часто дома были родственники и другие мамы с детьми. Они присоединялись к нам. Для детей это был настоящий праздник. Некоторые инструменты я приносила с собой на временное пользование, но много приобретал и сам семейный детский сад. Так появился синтезатор, потом кто-то принес гитару, балалайку, цитру. В результате музицирования были выучены и исполнены «Вальс петушков» Стрибогга, «Вальс-шутка» Шостаковича, «Турецкое рондо» Моцарта, «Марш» Марченко и много других произведений.

Кто вырастет из участников оркестра, неизвестно, но главное – это будут люди, любящие коллективный труд и приобщившиеся к музыке и творчеству.

О. МАНАННИКОВА, музыкальный руководитель детского сада №1817

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте