search
main
0

Домашний лицей. Официальный статус семейного образования признан в 45 государствах

Семейное образование было в давние времена обычным явлением, но с распространением обязательного всеобщего обучения основательно подзабыто. Ныне оно возрождается и официально разрешено еще в 1992 году. Дети могут осваивать программы основного и среднего образования в семье. Преподаванием предметов занимаются сами родители или приглашенные специалисты (репетиторы, гувернеры и т. д.).

Предусмотрена промежуточная и итоговая аттестация в школе. Если при этом дети получают недостаточные знания, школьная администрация может поставить вопрос о переводе ученика в школу. Перевод на семейное обучение возможен с любого класса.Семейное образование нельзя путать с домашним образованием. Во втором случае дети не имеют возможности учиться в школе из-за проблем со здоровьем. Часто возникает вопрос: могут ли родители без специального образования на хорошем уровне преподавать большинство предметов вплоть до старших классов? В большинстве случаев матери и отцы переводят ребенка на домашнее обучение еще в младших классах, а это позволяет им последовательно, шаг за шагом, освоить все предметы школьного курса. При этом исключаются конфликтные и стрессовые ситуации как у взрослых, так и у детей. Опыт семейных школ показывает, что папы и мамы, как правило, активно занимаются самообразованием, используя при подготовке к урокам не только школьные учебники, но и дидактические материалы, другие учебники. В случае когда возникают вопросы по преподаванию того или иного предмета, они могут обратиться за советом к школьному педагогу. Многие семейные школы по отдельным предметам пользуются услугами репетитора, как правило, последние преподают только один-два предмета. Иногда семейные школы объединяют свои усилия и сообща нанимают детям репетиторов по отдельным дисциплинам. Для тех, кто еще сомневается в эффективности семейного образования, приведем несколько фактов. Опрос, проведенный среди двадцати тысяч детей из двенадцати тысяч семей, показал, что по уровню интеллектуального  и психоэмоционального развития почти 25% «домашних» на один-два года опережают учеников частных школ, не говоря уже о государственных. От первого до четвертого класса опережение составляет почти 100%. Выпускники семейных школ чаще поступают в престижные вузы. «Домашние» дети, как правило, меньше смотрят телевизор, больше читают, у них складываются благоприятные отношения с родителями. Согласно исследованиям они более дисциплинированны, вежливы и трудолюбивы и в меньшей степени подвержены влиянию окружающих. «Домашние» дети легче устанавливают психологический контакт и социальные связи с взрослыми, более ответственны и реже становятся правонарушителями. По мнению психологов, причина такого феномена заключается в том, что у них происходит развитие ценностных отношений в процессе общения с родителями, которые показывают более достойные образцы поведения, нежели их сверстники в обычных школах. По мнению профессора А.Антонова, семейное образование – один из наиболее популярных способов обучения в условиях современного социума. Ученый приходит к выводу, что «ситуация, когда родители становятся учителями своих детей, не нанимая репетиторов, является вполне естественной». У них появляется возможность следить за развитием своих детей, общаться с ними, узнавать их сильные и слабые стороны, что способствует укреплению и сплочению семьи, позволяет передать своим детям весь накопленный ими опыт и духовный багаж. А это очень важно для формирования личности ребенка. Официальный статус семейного образования признан уже в 45 государствах. Однако немало людей, которые считают, что при всех своих положительных качествах оно имеет и один важный недостаток: такие дети лишены контактов со сверстниками и не приобретают навыков общения. Но это не так. Общемировой опыт доказывает, что процесс социализации и в этом случае будет эффективным, если ребенок, например, в спортивных секциях, в кружках будет активно общаться с другими детьми. Таким образом, родители, выбирающие семейное образование, могут и должны создавать условия для приобретения ребятами необходимых социальных навыков в больших и малых социальных группах, в формальной и неформальной обстановке, среди людей разных возрастов, друзей, родственников и незнакомых людей. Нередко семейные школы устраивают совместный досуг, экскурсии. Так, объединение семейных школ «Аист» в Архангельске организует совместный досуг – спортивные состязания, походы, праздники. Таким образом, проблем с дальнейшей социализацией у таких детей не бывает. Рассмотрим опыт одной обычной семейной школы. Ее состав: отец, мать и дочь. Образование у матери среднее специальное, у отца высшее. Папа работает, мама домохозяйка, дочка Алина пятиклассница. В 3-м классе решили перевести ее на семейное образование – родители испытывали неудовлетворенность качеством школьного. Была и другая причина – у девочки не сложились отношения с одноклассниками, в связи с чем ребенок даже отказывался посещать занятия. В 3-4-х классах девочку обучала мама. В пятом преподавание математики взял на себя папа. Занятия проходят регулярно, в дневное время, по составленному расписанию. Оно сбалансировано, легкие предметы чередуются с более трудными. Уроки по 45 минут с 10-минутной переменой. Выходные – суббота и воскресенье, бывают и каникулы. Успеваемость ребенка отличная. Проблемы с социализацией и спортивной подготовкой у девочки отсутствуют, она посещает художественную и спортивную школы. У Алины четыре подруги (с тремя из них она познакомилась в художественной школе). Семейное образование еще очень молодая форма получения знаний, поэтому таким родителям необходима поддержка со стороны учителей. Очень грустно, когда педагоги с предубеждением относятся к этому способу обучения, видят в нем конкуренцию школе. На самом же деле семейное образование – помощник школы в получении детьми хороших, прочных знаний. ​Анастасия ЯКУНИНА, аспирантка Карельской государственной педагогической академии

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте