Родители, обращая внимание на ошибки своих детей на письме, сталкиваясь с тем, что ребенок не очень любит читать и часто не совсем понимает прочитанное, задумываются: что делать? Давайте разбираться, в чем причины этих явлений и как родитель может на них повлиять.
Какие же виды ошибок встречаются в речи, при чтении и на письме:
1) смешиваются сходные по звучанию звуки в произношении, например (с-ш, ж-з, ж-ш);
2) путаются звонкие и глухие звуки (б-п, з-с, в-ф, г-к и т. д.);
3) происходит замена графически сходных букв (х-ж, п-н, з-в и др.);
4) буквы пропускаются, происходит перестановка слогов и букв;
5) происходят соскальзывание строки, недочитывание слов до конца, пропуски букв, угадывание окончаний;
6) при чтении слов появляются неправильные падежные окончания и окончания глаголов, согласования существительного и прилагательного, и, как следствие, ребенок не понимает текст или понимает его поверхностно.
Для профилактики подобных нарушений или устранения их родители могут использовать следующие игры:
1. «Узнай букву».
Ребенку предлагается заштрихованный контур предмета(ов) или буквы, его задача – догадаться, что скрывается за штриховкой. Такая игра помогает лучше запомнить графический образ буквы, учит распознавать ее среди других. Для этих же целей родитель может рисовать букву на ладони ребенка, а тот должен с закрытыми глазами ее распознать.
2. Подвижные игры на ловкость.
Салки, вышибалы, «море волнуется раз…» отлично развивают способность координировать движения, овладевать новыми, уметь быстро переключаться от одних движений к другим, развивают воображение и сообразительность.
3. Слова на заданный звук.
Всем известная игра в города, где нужно подбирать названия на определенную букву, позволяет не только повторить алфавит, но и тренирует память ребенка, учит понимать правила и соблюдать их.
4. Игры, в которых используются символы («казаки-разбойники», «классики», лото и другие настольные игры).
Они развивают внимание и память ребенка, учат обобщать и определять последовательность. Эти умения обязательно пригодятся при овладении грамотой.
Для коррекции выявленных трудностей родителям необходимо запастись терпением. А если сомневаетесь, обратитесь к специалистам, вы получите консультацию профессионала, который сможет дать полезный совет, подобрать программу занятий, ориентированную именно на вашего ребенка.
Жанна БОРОДИЧ, Людмила ЖУКОВА, учителя-логопеды Городского психолого-педагогического центра
Комментарии