В старших классах я уже знала, какие предметы мне нужны. Остальные отнимали время и силы, но это была неизбежность. О том, что школа обязательна, думают и большинство родителей и потому опасаются образовательных реформ, беспокоятся и спорят. Но есть альтернативы – семейное образование, например. Многие не доверяют такой форме обучения, потому что очень мало про нее знают. Мы решили исследовать опыт семейного образования, чтобы понять его плюсы и минусы.
На свободу с чистой совестью – Вы сумасшедшая? Ребенок останется без образования! – сказала Ладе завуч школы, когда мать решила перевести сына на семейное обучение. Лада – мать пятерых детей. Она маленькая и стройная, но настойчивая. Пятиклассник Максим – единственный в семье, кто никогда не учился в школе. – Я привела его на первый День знаний и поняла, что ему еще рано в школу, – говорит Лада. – Это сейчас, в пятом классе, он усидчивый и серьезный, а раньше был та еще егоза.Школа и Комитет образования города Подольска затягивали с переводом Максима на семейное обучение еще два месяца: не хотели корректировать некоторые пункты примерного договора. Говорили: «Либо подписываете документ на наших условиях, либо никакой». Я хотела заключить договор до конца августа, как положено, а не до конца мая, как предлагала школа, чтобы получить финансовую компенсацию за обучение на дому в полном объеме, тогда ее еще не отменили. Еще я хотела присутствовать на аттестациях ребенка, и чтобы сын мог участвовать в олимпиадах наравне со всеми.По закону родители имеют право внести изменения в примерный договор, согласовать их со школой и уведомить местный муниципалитет о переходе на семейное образование. В конце концов мать добилась своего. До выхода нового закона об образовании родители шепотом договаривались со школой о переводе ребенка на семейную форму обучения. Но в 2013 году вышел закон, который сделал процедуру четкой, хотя менее удобной: детей на семейном образовании лишили большинства льгот и исключили из контингента школы, теперь родителям приходится забирать личное дело ребенка, а затем искать школу, которая готова аттестовать ученика по итогам освоения годовой программы. Но многие родители нашли другой путь – оформлять детей не на семейное образование, а на заочную форму обучения, так удобнее.Методика При семейном обучении родители сами заботятся о знаниях ребенка. В обязанностях школы: методическое обеспечение, проведение промежуточных аттестаций и консультации для подготовки к ним. Тут же возникает вопрос: как родителям выстроить учебный процесс, чтобы ребенок не остался с пустой головой? Лада использует методику нашумевшей школы Шаталова, по которой предметы изучают в короткий срок. Мать вертит в руках диск с курсом математики за второй-четвертый классы, который Максим освоил в первом: – Я поняла, что если сама не смогу вытягивать, то либо посмотрю видеокурс, либо отправлю сына на эти занятия. Но пока Лада справляется. Она придерживается двух принципов: погружение и систематичность. Некоторые предметы Максим проходит блоками, а потом вспоминает и изучает более глубоко. Однако в математике, русском и английском нужна регулярность, иначе теряется навык. Такой же регулярно-блочной системы обучения придерживаются в семье Гласко, где растет восьмиклассник Герман.Герман учится дома со второго класса. С тех пор он регулярно занимается четыре дня в неделю. Раньше на учебу у мальчика уходило меньше времени, но в восьмом классе он учится по четыре часа в день.- Такой подход позволяет изучать все предметы, – агитирует Виктория. – Затраты времени получаются в несколько раз меньше, чем у обычного школьника. Герман успешно сдает аттестации, в начальной школе перешагнул один класс экстерном.- Когда другие ребята узнают, что я на семейном обучении, говорят: «О, я тоже так хочу, потому что ничего делать не надо!» – рассказывает раскованный и улыбчивый Герман. – Они думают, что я проснулся, выпил кружку чая, посидел за компьютером, решил несколько задач… У меня такого совсем нет. Меня не надо заставлять учиться, я просто делаю это автоматически. И увлечения у меня есть.Интересное неизвестное Пятиклассник Максим выставляет на кухонный стол фигурки из глины: натюрморт с грушами и долькой арбуза, горшок для цветов… – Максим занимается чем хочет, а я наблюдаю, в каком направлении это «хочет», – говорит его мама Лада. – Это и биология, и химия, и техника, и лепка из глины. Я стараюсь создать условия. Моя дочка Маша учится в школе, недавно им задали прочитать «Муму». Я попросила пересказать прочитанное, она рассказала только треть и остановилась. Потому что им задали только до двести восьмой страницы. Максим бы дочитал до конца.- Правда ли, что домашнее обучение стимулирует любознательность ребенка? – спрашиваю клинического психолога, специалиста по детско-родительским отношениям Марию Герасимову. – Любознательность свойственна всем и проявляется с первых дней жизни. Но обязательность домашних заданий, непонимание, зачем дается та или иная информация, действительно могут отбить желание учиться у некоторых детей. Общению быть!- Хочу перевести сына на семейное обучение, но наш папа против, – рассказывает Елена, мать третьеклассника Славы. – Муж говорит, ребенку нужна вторичная социализация.- Первичная социализация – в кругу родных и близких, – поясняет психолог Мария Герасимова, – а вторичная подразумевает контакты с новыми людьми, в других социальных средах. Это умение налаживать отношения, заводить друзей, выстраивать границы общения с педагогами и незнакомыми. Поэтому родителям, чей ребенок на семейном обучении, стоит позаботиться о посещении им кружков и секций. Необходимо участвовать в походах, турслетах, экскурсиях, просто в прогулках с другими детьми.- В школе ребенок тоже может не социализироваться, – заявляет Виктория Гласко. Мы в актовом зале, Герман и другие ребята, школьники и «семейники», готовятся к спектаклю, сценарий, костюмы, декорации они сделали сами. – В школе одновозрастный коллектив, который вообще-то неестественен для человека. Есть и другая сторона: родители забирают детей на семейное обучение и водят на массу кружков. Но там дети тоже не социализируются, потому что это такая же учеба – там нет общения. Чтобы мой сын не скучал дома, я создала клуб «Кайманчик». Мы готовим доклады на конференцию, у нас есть кулинарный кружок, киноклуб, спортивное ориентирование… Вот это социализация.А что дальше?За столиком в кафе высокий мужчина и миниатюрная длинноволосая женщина – Ольга и Петр Головановы. – Родители перевели меня на семейное образование в девяносто втором году, когда я была в шестом классе, – говорит Ольга. – Тогда только вступил в силу закон, позволяющий учиться таким образом.- А я стал учиться дома с девяносто пятого года, после четвертого класса, – говорит ее брат. – Сестра получала хорошие знания и росла свободным, раскованным человеком. Родители решили перевести и меня. Хотя я был средним учеником, в десятом классе уже сдал экстерном все экзамены за одиннадцатый. Все делалось для того, чтобы потом я целый год готовился к институту. Сейчас я индивидуальный предприниматель, во время обучения в вузе стал помогать отцу с его бизнесом, перенял одну палатку с одеждой и развил торговую сеть. Открыл еще одно дело – диспетчерскую по ремонту бытовой техники.- А я с детства любила животных, – говорит Ольга. – Позже мне стали нравиться языки, так что я пошла учиться на ветеринара в Российский университет дружбы народов. Но жизнь сложилась по-другому. Еще со студенчества я работаю консультантом по семейному образованию. – Как вы считаете, существует ли разница между бывшими школьниками и хоумскулерами?- Моя дочь, дети моей сестры и брата учатся дома, а дети старшего брата ходят в школу, – говорит Ольга. – Все ребята на одной волне, общительные, прекрасно проводят время как вместе, так и по отдельности. Нельзя сказать, что если ребенок пошел в школу, то у него в судьбе предрешено что-то одно, а если не пошел, то другое. Все зависит от того, сколько сил и знаний родители вкладывают в воспитание своих детей.В общем, домашнее образование не хуже и не лучше школы. Оно никогда не будет прибежищем большинства, но выбор за родителями и самими детьми.
Комментарии