Ирине Филипповой на итоговой встрече 15 финалистов Всероссийского конкурса «Учитель года-2013» довелось сидеть рядом с президентом. То, что место Владимира Путина по правую руку от нее, Ирина Анатольевна обнаружила в самый последний момент. Не скрывает, что волновалась. Конкурс в целом стал для нее большим испытанием. Но едва ли не больше самой учительницы переживали ее подопечные и друзья – ученики и учителя гимназии №4 Великого Новгорода, где Ирина Филиппова проработала без малого 20 лет. Все ежедневно следили за информациями в СМИ о ходе всероссийского этапа конкурса. Встречали в гимназии учительницу с почетом, а учащиеся 11-го «А», в котором Ирина Анатольевна классный руководитель, сочинили в ее честь поздравительную речь и нарисовали праздничную стенгазету.
Успех Ирины Филипповой был отмечен городскими и областными властями. Ведь новгородские педагоги не становились лауреатами самого престижного учительского конкурса довольно давно – с 2001 года.Что позволило победить? Ирина Анатольевна утверждает, что сама она не ожидала выхода в финал конкурса. Говорит, что среди коллег, не вошедших в заветную пятнашку, было много высококлассных учителей, достойных занять педагогический олимп. Вообще при всей своей энергичности и лидерских качествах Филиппова, как мне кажется, человек очень скромный. Вот и об интереснейшем опыте интегрированных уроков «русский язык + математика», которые Филиппова разработала в паре с коллегой по гимназии Ириной Васильевой, я узнала случайно – рассказали в Новгородском институте развития образования. Осенью 2013 года я посмотрела в НИРО диск с записью уроков двух Ирин. И совсем не знала тогда, что скоро мне доведется побеседовать с обладательницей малого Малого хрустального пеликана-2013…Как пересеклись две параллельные- А знаете, я ведь могла бы стать и учителем математики, мне этот предмет тоже нравился, – делится со мной Ирина Филиппова. – Но выбрала в свое время филологию. Сыграли роль любовь к книгам и пример наставницы. Мне везет в жизни на хороших людей. Учительница литературы новгородской школы №25, в которой я училась, Людмила Григорьевна Шуба, приохотила нас к чтению. Она ознакомила меня в юности с той прежде запрещенной литературой, которая только появлялась тогда в так называемых толстых журналах. Мы, старшеклассники, читали очень много. Интересные и необычные авторы увлекали… Андрей Платонов, например, так и остался до сих пор одним из любимых моих писателей. В Новгородский педагогический институт я поступила легко. Учеба в институте оказалась тоже очень интересной, поскольку нам удалось застать преподавателей, составлявших гордость и славу филологического факультета НГПИ. И после окончания института мне снова повезло – директор новгородской школы №32 Мира Александровна Белова выбрала меня из трех претендентов на должность учителя русского языка и литературы. Я думаю, большую роль сыграло то, что она знала тех замечательных преподавателей, у которых я училась в школе. Позже школа №32 была преобразована в городскую гимназию №4. Здесь я и работаю с 1995 года.Творческая атмосфера гимназии №4 позволяет Ирине Филипповой реализовать самые необычные проекты. Идея интегративных уроков с учителем математики Ириной Викторовной Васильевой родилась несколько лет назад, и с тех пор две Ирины в постоянном поиске. Всем известно, что дети-гуманитарии часто ссылаются на свою неспособность к математике и, наоборот, ученики, преуспевающие в точных науках, утверждают, что одолеть тонкости великого и могучего, но не подчиняющегося строгой логике русского языка им ну никак не под силу! Правда ли это – задумались Ирина Анатольевна и Ирина Викторовна. Или существует нечто общее между русским языком и математикой?Формально провести интегрированные уроки такого рода довольно легко, считает Ирина Филиппова. Например, при изучении темы «Числительные» в шестом классе предложи задание ученикам описать числительные словами – вот тебе и интеграция! Но две Ирины поставили задачу шире – с помощью совместных уроков попробовать решить основные проблемы преподавания математики и русского языка. Каждый учитель математики знает – причина неумения детей решать текстовые задачи часто лежит в невнимательном чтении, элементарном непонимании задания. Конечно, нужно учитывать, что текст задачи и художественное литературное произведение – вещи разные. Но в основе понимания обеих лежит умение правильно читать. Увы, по результатам международного сравнительного исследования PISA российские дети недостаточно хорошо умеют работать с текстами. Так может ли, например, учитель русского языка и литературы помочь коллеге научить детей правильно читать текстовые задачи?«Может», – считает педагог Филиппова. На интегрированных уроках Ирина Анатольевна, например, разбирала с детьми текст, преобразующийся в математическую модель, из которой рождалась математическая задача. «Еще одна важная цель – приблизить задачи к жизни, – говорит Ирина Филиппова. – К сожалению, в учебниках математики предлагаются задачи, не интересные для детей. Поэтому мы придумали такой выход – сочинять тексты по фрагментам мультфильмов, сказок, даже журнальных статей, из которых потом рождались задачи. Опробовали и обратный прием – из задачи составить текст».Удивительно, но оказалось – русский язык и литература способны даже помочь детям на ЕГЭ по математике! В программе по математике существует блок статистики. И предлагаемые в нем статистические задачи неинтересны и нежизненны, считает Ирина Филиппова. Выход был найден с помощью… цветописи. «Психологи говорят, что каждый звук ассоциируется у человека с определенным цветом, – объясняет Ирина Анатольевна. – Мы решили «раскрасить» таким образом с детьми стихи известных поэтов. Но для того чтобы это сделать, нужно произвести определенные действия по формулам, определенным именно статистикой. Получилось интересно. И дети говорили, что потом, когда им пришлось решать статистические задачи на ЕГЭ по математике, они моментально вспоминали, как и что они делали на примере стихов».Две Ирины продолжают искать точки пересечения двух школьных предметов, которые, как кажется многим, существуют только в параллельных плоскостях. Кстати, вы видите в только что прочитанном предложении термины из геометрии или литературный прием? Задумывались ли вы, сколько на самом деле в математике и литературе одинаковых слов? «Корень», «гипербола», «параллелизм»… Оказывается, таких слов невероятно много, и этому факту Ирина Филиппова тоже уделяет внимание на интегрированных уроках. С Интернетом надо бороться… Интернетом!Проблем в преподавании собственно русского языка и литературы Ирина Филиппова тоже видит немало. Вот одна из ключевых – нежелание современных школьников читать. Со вздохом Ирина Анатольевна вспоминает собственную юность… Теперь и Интернет, и многочисленные книжные пособия-шпаргалки – мнимые друзья школьника, которые позволяют узнать содержание книги по верхам… Как же приучить читать нынешних детей?«Я думаю, что это зависит от многих факторов, – размышляет Ирина Филиппова. – Но семья среди них точно стоит на первом месте. Если родители читают своим детям в детстве книги на ночь, то они тем самым и воспитывают любовь к книгам. Сейчас, к сожалению, многие дети оставлены на самостоятельное существование с телевизором и компьютером».Вместо того чтобы бороться с непобедимой тысячеглавой гидрой – Интернетом – Ирина Филиппова решила использовать силу врага в своих педагогических целях. Как? Учительница специально просит детей… посмотреть дома в Интернете какой-нибудь модный фильм, якобы созданный по классической книге. Таких ведь появилось в последнее время немало. Например, «Анна Каренина» с Кирой Найтли в заглавной роли, сменившей за время фильма шестнадцать роскошнейших нарядов на худых плечах. «Преступление и наказание» в интерпретации Голливуда – с развязной Сонечкой Мармеладовой и трясущимся параноиком Раскольниковым… Британский «Евгений Онегин» – фильм, по характеристике Ирины Филипповой, создающий «достаточно жуткое представление о русской действительности». Тот, кто внимательно читал роман Толстого, знает, что Анна Каренина была дамой полной и что «ее прелесть состояла именно в том, что она всегда выступала из своего туалета, что туалет никогда не мог быть виден на ней». Обсуждая в классе подобные несоответствия между книгой и фильмом, дети начинают видеть не только разницу во внешности героев, но и вникать в подробности их поступков и особенности характеров. А значит, цель учителя достигнута.«Хочу еще раз прыгнуть с парашютом!»Остается ли время на хобби у столь деятельного и творческого педагога? Ирина Филиппова пять лет занимается плаванием. На летних каникулах любит путешествовать – старается выбирать разные города и страны. Такому любимому занятию, как вышивка, увы, тоже удается выделить время только на каникулах. Нужно уделить внимание и любимому питомцу – американскому кокер-спаниелю Саншайну Рэгги, в домашнем кругу просто Сане. Саню, кстати, Ирина Анатольевна тоже воспитала победителем – он в свое время получил титул чемпиона России. В прошлом году Ирина Филиппова впервые в жизни совершила прыжок с парашютом – говорит, очень понравилось, будущей весной она собирается этот опыт повторить. «Дома у меня все хорошо, – говорит учительница. – Мне кажется, это очень важно. Можно что-то творить, придумывать только тогда, когда у тебя дома хороший, спокойный тыл. Не у всех учителей, к сожалению, есть семья и дети. В этом плане мне повезло. Поэтому, наверное, мне так легко в жизни». Великий Новгород
Комментарии