search
main
0

Домашнее задание: отменить или оставить?

Как часто вечером в семьях можно услышать вопрос: «Ты уроки сделал?» Нередко домашнее задание становится темой для родительских собраний, визита родителей в школу… Многие родители жалуются, что домашнее задание отнимает слишком много времени: кто-то даже подсчитал, что если ученик будет выполнять абсолютно все домашние задания, то ему придется, придя из школы, не обедая, сидеть за уроками до самой ночи. Между тем школьнику необходимо отдыхать, полноценно развиваться физически: заниматься в спортивных секциях, просто бегать на улице…

Ведь очень часто бывает так, что учитель просто не задумывается над многообразием функций и возможностей домашнего задания, не оценивает их роль и значение в деле воспитания и обучения школьника и задает по привычке параграфы, страницы, упражнения, будучи глубоко уверен, что для домашнего задания поговорка «Повторение – мать учения» абсолютна. А коли так, то  если и задашь чуть больше, то это не страшно. Но в этом и может крыться проблема, которая оттолкнет школьника: «чем начинать, если итак ничего не успеешь?» И наоборот, слишком ответственные дети, стараясь выполнить все, будут изнурять себя, сидеть до двенадцати ночи. А если не успеют что-то, будут нервничать и переживать.

Однако существует и другая точка зрения, которая состоит в том, что домашнее задание – это необходимое дополнение к хорошему уроку, потому лишь при единстве урочной и внеурочной работы учащихся можно будет достигнуть образовательную и воспитательную цели. Еще Кант говорил, что занятия в школе могут только «вдолбить все прави­ла, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домаш­ний самостоятельный труд». Как же быть? Как, учитывая интересы и пожелания школьников, сделать правильный выбор, чтобы дети были здоровы физически и умственно развиты? Где та грань и тот баланс, которые нужно учитывать, задавая домашнее задание? И нужно ли оно вовсе?

Против

Недавно появилась информация, что в  Великобритании отменили существовавшие ранее нормы домашней работы для младших школьников. По действовавшим до сих  пор правилам учитель должен был задавать работу на дом в зависимости от возраста детей.  Так, детям от  семи до одиннадцати лет приходилось выделять на выполнение уроков как минимум полчаса в день. Теперь объемы заданий будут определяться только учителями. В одних школах традиционные домашние задания уже заменили специальным клубом, в котором раз в неделю все ученики делают дополнительные задания. В других под домашней работой для малышей подразумеваются прогулки по сельской местности, настольные игры и приготовление пищи.  Все это, по мнению родителей и учителей, поможет избежать стрессового состояния, в котором находятся школьники из-за нужды ежедневно выполнять обязательные задания, навязанные школьной программой.

Вслед за британскими родителями против домашнего задания выступили мамы и папы французских школьников (Федерация родителей FCPE). И если в Великобритании домашнее задание отменили только для младшеклассников, то во Франции предлагают отменить для всех школьников. В младших классах французских школ итак запрещено давать детям домашние задания. Родители предложили провести   двухнедельный эксперимент, в ходе которого дети будут освобождены от выполнения домашних заданий. Мотивация все та же – выполнение «домашки» отнимает у детей слишком много сил, слабо способствует успеваемости, вызывает конфликты в семьях и усиливает разницу в уровне подготовки детей.

Председатель FCPE Жан-Жак Азан пояснил инициативу так: «Если ребенок не сделал задание в школе, то я не вижу причины, по которой он сумеет его сделать дома. Вообще домашними заданиями учителя передают часть своей работы на бесплатный аутсорсинг родителям».

В свою очередь член организации  Afev Кристов Парис отметил, что домашняя работа «может привести к вспышкам насилия или напряжению между родителями и детьми».

Организация французских учителей Icem поддержала предложение родителей, пояснив, что взрослые не всегда могут делать задания вместе со своими детьми, что сказывается на общем уровне знаний школьников.

Солидарен с французами и норвежский детский врач Фредриксен, он заявил, что дети должны играть, а не сидеть дома и делать уроки: «Не злоупотребляйте! Домашнее задание — это нарушение прав человека. Домашние задания посягают на свободное время ребенка. Они уничтожают разницу между школьной жизнью и отдыхом. Они нарушают сон детей. Это так глупо, это даже просто больно. Дети должны играть: жизнь больше, чем домашние задания. Гораздо больше!»

За

Однако и в Великобритании, и во Франции, и в Норвегии, и у нас, в России, существуют сторонники домашнего задания.  Например, в Великобритании школьный директор Крис МакГоверн, являющийся председателем организации «Кампания в поддержку реального образования», считает нововведения опасными, поскольку школы могут в действительности намного уменьшить объем работы на дому, а это сильно понизит успеваемость учеников. По его словам, чуть более года назад были проведены исследования среди школьников из разных стран мира, тогда даже учащиеся из Словакии, Эстонии показали результаты лучшие, чем англичане. Кроме того, далеко не все английские родители могут с пользой для ребенка провести свободное время после уроков.

По поводу нового педагогического приема в английских школах негативно высказалась выпускница МПГУ имени Ленина, автор многих учебников для младших школьников Ольга Узорова: «Дети младших классов имеют одну особенность памяти – если не закреплять полученные днем знания с помощью домашнего задания, они забывают большую часть полученной информации. Когда школьник возвращается домой после занятий, то до сна у него есть еще как минимум шесть свободных часов, и если он потратит из них час-полтора на выполнение уроков, то ничего страшного не произойдет».

Многие из российских педагогов уверены, что само по себе домашнее задание не вызывает никаких проблем у учеников. Вопрос больше касается отдельных детей, которые из-за проблем с внимательностью не могут сосредоточиться, и в этом случае выполнение домашнего задания может растянуться на несколько часов.  Выполнением домашних заданий продолжается начатая на уроке работа по усвоению учебного материала и его закреплению. Но в отличие от работы в классе она носит характер сугубо индивидуальной самостоятельной деятельности. Любое домашнее задание,  если школьник выполняет его сам,  оказывает комплексное воздействие на развитие личности. Еще Чарлз Дарвин говорил: «Думаю, что все сколько-нибудь ценное, чему я научился, приобретено мною путем самообразования».

Золотая середина

Конечно, проблема домашней работы ненова. В спорах на эту тему скрещивали шпаги учителя и сто, и более лет назад. И всегда были как сторонники, так и противники отмены домашних заданий. Однако как среди учителей, так и среди родителей,  есть такие, которые ищут реальную альтернативу, новое решение старой проблемы. Все они убеждены в том, что домашнее задание не нужно категорически отменять, его необходимо правильно организовать.

Ведь очень часто бывает так, что учитель просто не задумывается над многообразием функций и возможностей домашнего задания, не оценивает их роль и значение в деле воспитания и обучения школьника и задает по привычке параграфы, страницы, упражнения, будучи глубоко уверен, что для домашнего задания поговорка «Повторение – мать учения» абсолютна. А коли так, то  если и задашь чуть больше, то это не страшно. Но в этом и может крыться проблема, которая оттолкнет школьника: «Зачем начинать, если итак ничего не успеешь?» И наоборот, слишком ответственные дети, стараясь выполнить все, будут изнурять себя, сидеть до двенадцати ночи. А если не успеют что-то, будут нервничать и переживать.

Учитель, задавая повторить несколько параграфов (все то, что не успели на уроке), забывает о том, что у школьников помимо этого предмета есть и другие и все преподаватели задают на дом. Однако не следует забывать о нормах СанПиНов, которые предусмотрены для «предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности». Объем домашних заданий по всем предметам во 2–3-х классах должен составлять полтора часа, в 4–5-х классах — два часа, в 6–8-х классах — 2,5 часа, в 9–11-х классах — до 3,5 часа.

ПЕРЕКРЕСТОК МНЕНИЙ

Ефим Рачевский, директор центра образования №548 «Царицыно», член Общественной палаты РФ:

– Что можно сделать уже сейчас? Я бы задался вопросом, а нужно ли по каждому предмету давать домашнее задание? У нас в школе от такой практики постепенно отходят. Например, есть учитель – математик, он дает детям 50 задач и говорит: «Если не решите ничего, никому «два» не поставлю. Но если решите хотя бы 10 задач, поставлю «пять». Решить все 50 невозможно в принципе, и даже решение двух-трех может научить многому — задачи сложные. Даются эти 50 задач не на один день, а на неделю, чтобы можно было распределить время. Мне кажется, нам нужно уйти от домашних заданий типа «выучите два параграфа». Нужно ликвидировать задания по части предметов вовсе. А по остальным давать длительные творческие проекты, интересные детям.

Александр Чермошенцев, директор московской школы №1981:

– Отчасти это правильно, что британцы спустили эти рамки на школы. Все дети разные, и нельзя подгонять всех под одну гребенку. Но стоит отметить, что вместе с этим имеет смысл ввести профильную систему, когда по основным, то есть профильным, предметам будет задаваться задание, а по дополнительным — нет. Тогда нагрузка будет распределяться более равномерно.

Игорь Шапошников, учитель математики:

– Моя трактовка по данной теме такова: проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. И еще, наряду с общими для всех учащихся я, например, нередко даю индивидуальные домашние задания. Они рассчитаны на преодоление пробелов в знаниях учащихся по отдельным темам, на усиление тренировочных упражнений по выработке практических умений и навыков. Кроме того, я даю задания повышенной трудности для хорошо успевающих школьников с целью развития их творческих способностей и склонностей.

Конечно, выполнение домашней работы не может всегда доставлять удовольствие, нужно учить формулы, даты и определения, доказательства теорем… Однако при подготовке к уроку учителю необходимо продумать и домашнее задание. Конечно, оно во многом зависит от хода урока, и все же задавать домашнюю работу со  звонком не следует. Ученик должен понимать, для чего и как он должен выполнить задание. Ведь продуманное, взвешенное, интересное домашнее задание способно творить чудеса. Необходимо, чтобы школьник, выполняя работу, почувствовал вкус лично им сделанного для себя открытия, а значит, понял бы, что он не робот, обязанный выполнять определенную работу, а человек, которому эта работа может приносить радость и пользу.

Фото с ресурса – http://flicc.yoihj.com/karandash

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте