Если хотите, чтобы у ваших детей все получалось хорошо, тогда вдвое больше проводите с ними времени и вдвое меньше балуйте их деньгами.
Эбигейл Ван Бурен
Лето – пора отпусков, детского отдыха. И чтобы это лето прошло для ребят с пользой в их развитии, воспользуйтесь простыми приемами в общении с ними.
Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка, его обогащению будут способствовать:
– летние путешествия, новые впечатления от поездок, походов в лес;
– экскурсии в музеи, парки;
– посещение театра, цирка, зоопарка;
– чтение художественных произведений (сказки, стихотворения, журналы);
– отгадывание загадок, заучивание стихов.
Введите в семье ритуал: в вечернее время беседуйте с ребенком о том, что произошло и запомнилось за этот день (это развивает память, речь и сплачивает вас с ребенком, а также помогает детям обрести уважение к себе, почувствовать самоценность).
Ну а чтобы даже прогулка с ребенком была интересной и полезной, предлагаю использовать простые игры.
Что из чего?
Назови как можно больше предметов, сделанных из указанного материала.
Например: мясо – мясной бульон, мясной фарш, мясная котлета, мясная колбаса
(дерево, металл, стекло, бумага, кожа, шоколад, пластмасса, резина…).
Я знаю пять предметов
Подбери по пять слов, раскрывающих каждое обобщение. Называй слова и считай (или шагай, хлопай).
Например: «Я знаю молочные продукты: кефир – раз, ряженка – два, йогурт – три, масло – четыре, сметана – пять (фрукты, птицы, деревья, явления природы, имена девочек…).
Пять действий
Перечисли действия, которые можно совершать с указанным предметом.
Например: шоколад – его можно кушать, подарить, купить, растопить, угостить друга, испачкать руки
(книга, лимон, карандаш, цветок…).
Кто больше?
Говорим любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».
Например: трава (какая она?) – зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная…
Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.
Подбери словечко
Про что можно сказать: горький (шоколад, огурец, перец, редис, хрен); кислый (лимон, ревень, уксус, щавель); холодный (ветер, родник, металл, дождь, пол).
Магазины
Перечисли товары, которые могут продаваться в магазинах с указанными названиями.
Например: магазин «Сладкоежка» – пирожные, торт, мороженое, конфеты, шоколад, мармелад, печенье, зефир, халва…
(«Мелодия», «Школьник», «Океан», «Шкатулка», «Свет» «Все для дома», «На старт!», «Три толстяка»).
Мир животных
Назови как можно больше животных, у которых есть указанная часть тела.
Например: рога есть у оленя, лося, коровы, барана, яка…
(лапы есть у… копыта есть у… перья есть у… чешуя есть у… крылья есть у… клыки есть у…).
Делайте артикуляционную гимнастику
Всего 1‑2 минуты перед зеркалом, после того как малыш почистит зубы. Это значительно укрепит мышцы артикуляционного аппарата, а значит, улучшит его звукопроизношение и дикцию. А еще улучшит настроение на весь день. Ведь артикуляционная гимнастика способствует снятию психоэмоциональных зажимов.
Тренируйте силу и длительность выдоха
Дыхание – энергетическая основа звучащей речи. От его развития зависит способность поддерживать нормальную громкость речи, ее плавность и интонационную выразительность.
Обдувайте одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом.
Пускайте мыльные пузыри.
Надувайте воздушные шарики, надувные игрушки, круги, мячи.
Играйте на музыкальных игрушках: дудках, трубах, флейтах, губных гармошках.
Развивайте мелкую и общую моторику
Мелкая моторика у детей – основа развития таких психических процессов, как внимание, память, восприятие, мышление и речь.
Учите детей шнуровать обувь, завязывать шнурки.
Собирайте, перебирайте ягоды, камешки, пуговицы, бусины.
Выкладывайте рисунки из камней, шишек, спичек, крупы.
Играйте с глиной, мокрым песком.
Играйте с мячами и мячиками (бросайте, ловите, попадайте в цель).
Учите детей кататься на самокате, велосипеде, роликах.
Рисуйте на асфальте цветными мелками.
Желаю вам успехов в развитии вашего ребенка!
Светлана ПРОМЫСЛОВА, учитель-дефектолог, психолог школы №2042 имени Лазаревых
Комментарии