search
main
0

Дом, в котором холодно… Как формируется «комплекс сироты»

«Родительский дом – начало начал и в жизни моей надежный причал» – поется в довольно простенькой, незатейливой песенке. Но тем не менее эти слова очень верно отражают отношение человека к дому, где он родился и вырос. Но он может быть и чужим, и холодным, если ребенок не находит взаимопонимания, заботы, любви со стороны близких. И в благополучных семьях ему бывает неуютно, и потому его тянет на улицу, хотя там нередко подростка подстерегает опасность. Вот две истории, разные по социальному статусу родителей, но и там и там мальчики одинаково испытывают дискомфорт.

Валентина Павловна, в недавнем прошлом воспитатель детского сада, любит общаться с ребятами в своем дворе. Она умеет привлечь к себе каждого ребенка, почти каждого знает по имени. И дети часто сами заговаривают с ней. А что касается малышей, то, увидев ее, бегут к ней, словно к родной бабушке.Как-то, направляясь в аптеку, Валентина Павловна на одной лавочке заметила маленькую, съежившуюся от холода фигурку мальчика. Он сидел, натянув на голову куртку, так ему было теплее, потому что шел мелкий осенний дождь. Подойдя ближе, она узнала Никиту Додонова из соседнего подъезда. Тот выглядел на 8-9 лет, хотя на самом деле ему должно было исполниться одиннадцать. Валентина Павловна знала, что семья Додоновых проблемная. Мать пьет, с мужем разошлась, но сына на суде отстояла. И вот теперь живет на алименты, которые получает на воспитание Никиты. «Что ты здесь делаешь в такую погоду?» – спросила Валентина Павловна. «Я не хочу идти домой, – ответил мальчик. – Мамин знакомый дядя Коля меня бьет». Валентина Павловна присела на лавочку, обняла Никиту и сказала: «Пойдем, мой хороший, ко мне, я тебя чаем с вишневым вареньем напою». Он согласился.Отведав чая и знаменитых пирожков тети Вали, Никита согрелся и заснул. Валентина Павловна укрыла мальчика и пошла сказать его матери, что ее сын находится у нее. Но та только рукой махнула, что означало: «Ну и пусть, мне не до него».На другой день Валентина Павловна снова отправилась к матери Никиты. Ей не открыли. И она оставила в двери записку, в которой написала свой телефон и адрес.Шли дни, а мать мальчика не появлялась. Так прошла целая неделя. Подросток снова стал ходить в школу. Недели через две мать мальчика все же зашла к Валентине Павловне и заявила: «У меня сейчас в квартире ремонт. Я не могу взять к себе Никиту».Случайно Валентине Павловне удалось узнать, что у Никиты есть родная бабушка, которая живет в Краснодаре. Написала ей письмо. Та тут же приехала. А за ней и отец мальчика, он тоже теперь жил в Краснодаре, хотя в Москве у него была небольшая квартира.Эта история о бесприютной жизни Никиты закончилась благополучно. Его мать на этот раз лишили родительских прав. Бабушка и отец переехали в Москву. Никиту не узнать. С его в недавнем прошлом грустного лица не сходила улыбка. Однажды Валентина Павловна спросила его: «Как тебе живется?» «Очень хорошо. Папа и бабушка любят меня. Когда вырасту, все равно буду жить с ними. Больше не хочу учиться на моряка, чтобы с ними не расставаться».Антон рос в обеспеченной интеллигентной семье: папа Борис Михайлович – доктор физических наук, ныне успешный бизнесмен, мама Марина Григорьевна – кандидат физических наук, преподает в престижном лицее. Мальчик-девятиклассник до недавнего времени был одним из лучших учеников в своей школе. Он увлекся верховой ездой, а еще по настоянию мамы учился игре на фортепиано.Антону жилось нелегко. Родители были вечно заняты. У Антона постепенно начал развиваться «комплекс сироты».С первого по седьмой класс он был круглым отличником. Но вот начали появляться четверки, а затем и тройки, в том числе и по физике, и по математике. Полистав дневник, мать каждый раз кричала: «Ты нас снова позоришь! Мы с папой блестяще окончили МГУ, а тебя даже в третьестепенный провинциальный вуз не возьмут. Ты лодырь, бездарь, из тебя ничего не получится». После такого разноса мальчик уходил в свою комнату и до вечера, а то и до утра не выходил. И никто не интересовался, что с ним, не заболел ли он.Антон одно время часто ездил на олимпиады по разным предметам. Дважды возвращался победителем, много раз был призером. Но потом, оказавшись в самом конце списка претендентов, перестал участвовать. Учителя сообщили родителям: «Ваш сын окончательно превратился в троечника». И тогда они объявили ему: «Пока снова не начнешь хорошо учиться, конный клуб для тебя закрыт». Зато на не любимом им фортепиано заставляли играть по 2-3 часа в день – в наказание.Однажды отец, не слыша, чтобы сын играл в отведенное ему время, вошел в комнату и застыл в позе Сквозник-Дмухановского из «Ревизора» Гоголя. Он увидел под открытой крышкой инструмента вывороченные клавиши. Борис Михайлович подошел к Антону, больно ударил его и вышел. Но заниматься музыкой мальчика больше не заставляли, а фортепиано пришлось выбросить.Скоро отец и мать уехали отдыхать в Испанию. Антона не взяли (это тоже было ему наказанием), оставили сына с бабушкой. А когда вернулись, Марина Григорьевна спросила бабушку: «Ты, наверное, измучилась с ним?» «Нет, – ответила та, – нам было очень хорошо вдвоем. – И добавила: – Ты же совсем не занимаешься сыном, говоришь, что некогда…»Борис Михайлович в школу, где Антон учился, в последний раз заходил года три назад, потому не знал, что у сына и учителя математики случился конфликт. Мальчик пытался рассказать отцу об этом, но тот, не дослушав, отрезал: «Разбирайся сам, ты уже взрослый». Антон замкнулся. Стал где-то задерживаться допоздна. Как-то уже в одиннадцать вечера позвонили по телефону и сообщили, что Антона забрали в полицию, и попросили прийти. Оказалось, что он вместе с тремя другими подростками бил стекла в переходе через Ярославское шоссе. Пришлось заплатить штраф.Вскоре после этого происшествия мальчик исчез. Его не было дома несколько дней. Искали Антона в соседних с Королевом городах, где и жила та семья. И слава богу, нашли – в подвале одного из нежилых домов. Там скрывались шестеро подростков. Двум, самым старшим, приехавшим из Сибири, уже исполнилось по 18 лет. Их уже дважды арестовывали…    Самый трудный ребенок изменится, если показать, что вы его любите.     Если ребенка хвалить, он вырастет благородным и уверенным в себе.     Если ругать – он будет жить с чувством вины.     Если он постоянно слышит в свой адрес насмешку, станет застенчивым.     Если ребенка всегда прощают, он научится прощать других.     Родительская любовь – движущая сила развития детей, это основа их благополучия.     Предоставьте им право быть самими собой. Как в первой, так и во второй истории, несмотря на то что в них описываются полярно противоположные семьи, подростки чувствовали себя несчастными, ненужными родителям. Скорее всего мать и отец Антона его любили, хотели вырастить из него хорошего, достойного человека, но только в мыслях – никак не выражали это внешне. Они принимали холодно-отстраненный вид, когда сын пытался получить от них помощь и поддержку. Понятие «дисциплина» заменили понятием «наказание». А если на ребенка кричат, унижают, оскорбляют его – это не любовь, такая «любовь» наносит большой вред. Отсюда эмоциональная отчужденность сына. Назидательный тон используется для того, чтобы заставить его подчиниться своей воле. Такие родители часто продолжают контролировать детей и тогда, когда они становятся взрослыми. А сами дети в результате такого воспитания вырастают или покорными, или агрессивными, причем порой жестокими.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте