search
main
0

Дом уютный, теплый и радостный

Многие школы, выстроенные в последние десятилетия прошлого века, собраны по типовым проектам из железобетонных блоков и внешне похожи друг на друга своей безликостью, невыразительностью. Московская школа №1263, построенная еще в довоенные годы, выгодно отличается от общего стандарта. Впрочем, привлекательными школы становятся благодаря внутреннему содержанию. С этой стороны школа №1263 известна своей необычностью, неповторимостью.

Небольшому зданию, расположенному в Нескучном саду, почти 75 лет. Приглушенный малиновый цвет стен, обступившие его деревья делают школу теплой и уютной. Заранее скажу: родители называют ее домашней. Ухоженный зеленый ковер газона украшен символами разных стран – западных и восточных, скажем, символ Франции – петух, а озеро и розы на его берегу напоминают туманный Альбион, фонарики и фигурка Батыя – символ Востока. Побывав в школьном дворе, сразу захочешь посмотреть, а что там – за таинственной школьной дверью. Впрочем, по этим дворовым картинкам уже можно догадаться, что школа №1263 многоязычная, то есть здесь детей учат иностранным языкам. С первого класса дети погружаются в английский, а с пятого начинают изучать еще один – французский, немецкий, китайский или японский по выбору, а также деловой английский. Есть клуб «Малыш», здесь будущие первоклассники знакомятся с «веселым английским». Как ни хороша школа, но главная  гордость – это ее дети. Они в центре жизни, они ее главные герои и главная ее забота. Входя в школу, сразу узнаешь, у кого сегодня день рождения: поздравления с днем рождения учеников и их учителей, вывешиваемые у входа, – традиция школы. Так заведено: ребят каждое утро встречает директор Валентина Метелева и беседует с ними. Директор и ученики желают друг другу доброго и радостного дня. Кого-то она о чем-то расспросит, кто-то сам спешит рассказать ей свои новости. Малыши нередко бросаются к Валентине Павловне с объятиями, для многих детей ласка очень важна. Часто они, не дожидаясь вопроса, спешат поделиться с ней, как прошел вчерашний день после школьных занятий. Вот к директору подходит первоклассник, Валентина Павловна спрашивает: «Андрюша, что случилось, отчего ты такой грустный?» Андрюша объяснил причину так, как он поделился бы и с мамой. А затем подбегает девочка, наоборот, веселая, радостная и сообщает: «Я теперь совсем взрослая, мне исполнилось целых семь лет». – «Как ты будешь отмечать это событие?» И девочка подробно изложила свой план, который придумала вместе с родителями: конечно, она будет праздновать день рождения вместе со всем классом. – Дети дают нам такую положительную энергетику! У меня после общения с ними тоже поднимается настроение, – говорит Валентина Павловна. – Каждое утро я жду этих встреч, потом на весь день хватает этого заряда бодрости и оптимизма. Эту школьную традицию называют «Поговори со мной, директор». Двери  кабинета, на которых висит табличка «Я вам улыбаюсь», всегда открыты для детей и их родителей. Ребята приходят к директору  со своими радостями и огорчениями. Ведь в том и другом случае всегда хочется поделиться тем, что есть у тебя на душе, с добрым, понимающим, сочувствующим человеком, к которому тянет желание пообщаться. Самые маленькие ребятки приходят, чтобы пожаловаться по поводу ссоры, обиды на учителя или же сообщить сногсшибательную новость: «Я сегодня получил сразу три пятерки!» У подростков более сложные проблемы, иногда даже такие, которые самим не разрешить. Старшеклассники просят совета, какой выбрать вуз, как подготовиться к поступлению в элитный всемирно известный вуз, скажем в Оксфорд (в числе его студентов есть и выпускники школы). Девочки приходят к директору даже с такими переживаниями, как влюбленность. Недавно с Валентиной Павловной поделились сердечными переживаниями две девочки, причем порознь, хотя обе влюбились в одноклассника. Что делать? «Делать ничего не надо. Дружите как дружили, втроем. Время все расставит по своим местам». Так и дружат – все трое. Судя по всему, девочки успокоились, когда-нибудь они, кстати, замечательные ребята, разберутся в своих чувствах. В школьном музее хранится кораблик с парусами. Это не модель и не игрушка, а символ школы, и называется он «Корабль – школа 1263». Дети любят свой кораблик,  самые знаменательные события записывают на его парусах. Это своего рода метафора развития школы, когда появляются в жизни учеников и педагогов новые направления, этот корабль уносят и заменяют его другим, более крупным,  прирастает «корабль-школа» разного рода нововведениями. Вводятся новые программы, новые предметы, несколько лет назад стали преподавать китайский язык, и это событие было записано на парусах кораблика. В прошлом году школа отметила свой юбилей – 65 лет, хотя здание было построено еще до войны. В 1940 году она открылась, но началась война,  школу переоборудовали в госпиталь. Первым директором школы был Александр Бардин. Он ушел добровольцем защищать Москву и в первые дни участия в обороне столицы отдал за нее жизнь. В школе свято хранят память о нем. Потом некоторое время директором был его сын, который передал  несколько снимков и документов, связанных с именем его отца, они и стали первыми экспонатами музея истории школы. Пять лет назад по инициативе Валентины Павловны (она депутат муниципального собрания Донского района) была открыта мемориальная доска, посвященная добровольцам, которые воевали в дивизии народного ополчения. Ее бойцами были почти восемь тысяч жителей района. Музей боевой славы – лучший в Донском районе и один из лучших в Москве. Здесь все экспонаты можно в любое время посмотреть, потрогать руками, как это любят делать дети. Раритетные вещи, естественно, хранятся под стеклом. Это прежде всего экспонаты военных лет: обмундирование, солдатские письма. Материалы были переданы ветеранами войны. Стенды постоянно расширяются. Учитель истории Болеслав Кушнеренко вместе с подростками ходит в походы по местам боевой славы, где проходили крупные сражения, ребята посещают братские могилы, с которых привозят в школу землю, хранящуюся в музее. Учебные кабинеты в школе оформлены с выдумкой и отличаются оригинальностью. Литературный кабинет называется «Пушкинский», здесь создана обстановка пушкинского времени, среди экспонатов есть и раритеты: зеркало XVIII века, веер XIX века. Две куклы в одежде XIX века изображают Ленского и Ольгу Ларину. Открываешь дверь и тут же попадаешь в атмосферу «Евгения Онегина» – почти все здесь связано с именем Пушкина. Кабинет английского языка называется «Шекспировский театр». В центре – макет сцены. Кажется, вот-вот прозвенит звонок и начнется представление «Гамлета» или «Ромео и Джульетты». Педагоги школы – мастера своего дела, владеющие передовыми методиками преподавания, главное в их работе – творчество. Сами уроки необычные, строятся так, чтобы больше говорили дети, направляемые учителем, самостоятельно искали ответы на предложенные вопросы. В такой обстановке детям хочется учиться, они раскрываются, и сразу видно, кто на что способен. Здесь всех без исключения детей считают талантливыми и стараются развить их дарования. Даже родители порой удивляются: «А мы и не знали, что у ребенка такие способности». Дети учатся с удовольствием, а после уроков их ждут кружки. Помимо насыщенной учебной программы практически все ученики участвуют в различных творческих занятиях. Подготовка к конкурсам, проведение концертов, участие в ярмарках, спортивные состязания – все это неотъемлемая часть их жизни. Кружков много, они рассчитаны на самые разнообразные интересы. К примеру, занятия в научном обществе «Поиск», военно-патриотическом клубе, театре, спортивных секциях. Поэтому детям здесь есть чем заняться,  они не торопятся уйти домой. Эту школу недаром родители называют домом, она действительно уютная, приветливая, радостная, добрая и радушная, и потому выпускникам особенно трудно расставаться с ней навсегда. Кто-то может сказать, что детям, воспитанным в почти тепличных условиях – и дома, и в школе, – бывает трудно в нашей немилосердной действительности, порой жестоком мире. Педагоги школы понимают это, они готовят своих питомцев к реальной жизни, к будущей социализации, учат правильному выбору, умению решать сложные жизненные вопросы,   умению жить в обществе, самостоятельному поведению. Общение в густонаселенном городе уже составляет известную трудность. Валентина Павловна в беседах рассказывает ребятам, как она реагирует на грубость в переполненном транспорте, особенно в метро. Многие без просьб и извинений проталкиваются к выходу при помощи плеч и локтей. «Извините, пожалуйста, вам нужно пройти вперед, проходите, я уступаю дорогу, – говорит Валентина Павловна. – Только такая вежливая реакция вызывает в ответ вежливость». В беседах разбирают и другие ситуации, которые нередко встречаются в современной жизни и с которыми нужно научиться справляться еще в школьные годы. У ребят сложилась настоящая дружба с ветеранами своего района. Участники Великой Отечественной войны чувствуют себя желанными гостями, приходят сюда не только по праздникам. Несмотря на разницу в возрасте, дети и старые воины ощущают потребность в общении друг с другом. Ветераны знают многих ребят по именам, знают, как они учатся, чем увлекаются, и стараются не пропускать концертные программы, которые дети готовят специально. На одной из них девочки зачитали фронтовые солдатские письма, да так проникновенно, взволнованно, что у многих ветеранов навернулись слезы. Так складывается духовное единение поколений.Духовное воспитание – широкое понятие. Современная школа изменила отношение к религиозным традициям, которые тесно связаны с культурной историей. Во многих семьях сохраняется почтительное отношение к церкви, к духовному. Поэтому в стенах школы ребята могут послушать беседы со священником, поговорить с ним, задать свои вопросы, для них устраивают экскурсии в Донской монастырь, с которым у школы установились дружеские отношения. Школа имеет добрую славу не только в районе, но и в столице. Сами ученики, педагоги и, конечно, Валентина Павловна получают награды, дипломы, грамоты за свое творчество, трудолюбие, преданность делу, например,  школа получила кембриджскую медаль за хорошее знание ребятами английского языка, китайскую медаль за хорошее знание культуры Китая. Для ребят есть и награда родной школы – «Золотая сова». Это приз, который вручается 1 сентября по итогам прошлого учебного года какому-нибудь классу за хорошую учебу, спортивные достижения, творчество, воспитанность. Между учениками идет соревнование по многим направлениям, которое воспринимается как доброе соперничество, на школьных праздниках они распевают сочиненный ими гимн любимой школы, в котором есть такие наивные, но искренние и трогательные строки:Я люблю твои дивные классы,Дискотеки и спорт люблю.Здесь могу побродить по Европе,По-английски сказать «I love you».И в Москве, и на дальней границеО тебе не умолкнет молва,Дорогая, любимая школа,Дорогая моя семья!Валентина Павловна не обойдена признанием, она почетный работник общего образования РФ, но самая большая награда для нее – это отзывы ее учеников, выпускников, их родителей. Их, кстати, очень много,  практически все отзывы благодарные. Вот что написала выпускница школы Елизавета спустя много лет после окончания школы: «В школе №1263 я отучилась одиннадцать лет и ни разу не пожалела о том, что родители отдали меня именно туда. Конечно, любое место, где ты проводишь четверть своей жизни, кажется тебе родным и знакомым, но моя школа стала мне настоящим домом, в который порой очень тянет вернуться». И еще Елизавета не забыла высказать горячую благодарность своим учителям, которых назвала поименно, в том числе любимого директора Валентину Метелеву.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте