search
main
0

Дом – учитель – ученик. Цепочка университетской жизни

Помните времена, когда единственной задачей и средней, и тем более высшей, школы было объявлено образование и только оно? Воспитанием, дескать, должна заниматься исключительно семья. Однако именно в те годы в Московском городском педагогическом стали разрабатывать концепцию воспитания студентов. Автором ее стала проректор Валентина Дармодехина, которую ректор Виктор Рябов лично пригласил на эту должность. Оба они считали, что в их вузе должна быть создана стройная и целостная система воспитания, а не отдельные мероприятия, тем или иным образом влияющие на будущих педагогов. Университет должен стать вторым домом, умной семьей, формирующей мировоззрение, с которым каждый будущий учитель придет в школу к детям. И тоже будет воспитывать. Такая вот цепочка!

– Это и культура жизненного самоопределения, и интеллектуальная культура. Культура труда, правовая и политическая культура. А также экологическая, физическая. Культура семейных отношений, межнациональных. .

Профессиональная культура

Сегодня концепция развития воспитания МГПУ содержит принципиальные установки, определяющие стратегию, основные направления развития воспитательной работы на долговременную перспективу. Методологической основой ее стали идеи, заложенные в основополагающих документах федерального, регионального и вузовского уровней.

– Воспитательная система МГПУ, – говорит Валентина Николаевна, – это целостный педагогический организм. Она интегрирована в образовательный процесс, учитывает специфику содержания педагогического образования, реализует задачи, поставленные в городской программе «Столичное образование». Цель нашей системы – развитие личности студента университета в ходе его профессиональной подготовки. Содержательную основу этой системы образует базовая культура личности студента и личности преподавателя.

– Что кроется за этими словами?

– Это и культура жизненного самоопределения, и интеллектуальная культура. Культура труда, правовая и политическая культура. А также экологическая, физическая. Культура семейных отношений, межнациональных. Профессиональная культура.

– И какие же качества личности воспитывает вуз в своих студентах, будущих педагогах?

– Прежде всего ответственность, способность к самореализации, рефлексии и самосовершенствованию.

– Очень благородно! Лично мне нравится, что не забыта способность к рефлексии, к анализу собственных поступков. Совесть-то качество, которое методически убивалось в людях последнюю четверть века. Успех в самореализации – вот что было главным, причем любой ценой!

– Безусловно, мы выстраивали программу развития воспитания студентов, которая обусловлена процессами, происходящими в стране, в современном российском обществе: социально-экономический кризис, дезориентация общества, безработица и криминализация, снижение уровня физического и психического здоровья людей, нарастание бездуховности, падение нравов. Учитываем мы и то, что молодое поколение интенсивно подвергается воздействию информации, активно пропагандирующей секс, насилие и другие явления, подталкивающие к участию в негативных проявлениях.

– Да уж, как тут не вспомнить добрым словом советские времена, когда ничего подобного просто быть не могло!

– С одной стороны, это так, а с другой… Воспитание тогда было слишком идеологизировано. Было авторитарным, формализованным, выполняло политический заказ. И потому подчас не только не привлекало, но и отталкивало молодежь, носило мероприятивный характер, пренебрегало индивидуальными потребностями. То есть престиж воспитания как социального института вовсе не был так уж высок.

Нравственное здоровье

– Насколько я понимаю, сегодня в вузе провозглашены новые приоритеты в воспитании?

– В качестве базовых принципов выдвинуты идеи гуманизма, «естественного», «природного» воспитания, сделан акцент на гражданское, патриотическое воспитание. Все годы существования нашего университета, созданного в 1995 году, мы активно противостоим ухудшению нравственного здоровья студентов, поддерживаем их в условиях кризиса, оказываем поддержку в специальной и профессиональной адаптации.

– Можно чуть подробнее о нравственном здоровье? Сейчас это особенно актуально.

– Знаете, я могу рассказывать много, но, может быть, лучше посмотрим концерт? – улыбается Валентина Дармодехина и приглашает меня в актовый зал.

Там уже собрались студенты, едва мы усаживаемся на месте, как на сцену в красивых красных (по старой русской традиции) сарафанах и кокошниках выходят несколько девушек с музыкально-педагогического факультета. Это ансамбль «Русское узорье». В зал один за другим льются родные наши русские песни. Как замечательно они звучат! Напевно, нежно! Я невольно вспоминаю, какой ужас исторгают на наши бедные уши, головы и души телевидение и радио. Какие огромные залы собирают раскрученные «певцы», не имеющие хороших голосов.

Это счастье, что есть школы, университеты, институты, где возрождается подлинное певческое искусство! Искусство, которое не развращает. Наоборот, воспитывает в молодом человеке самые лучшие качества. Ведь в русских песнях поется о чистой любви, о преданности родной земле, о любовании природой.

Воспитание лучших человеческих качеств – эту цель преследуют все традиционные мероприятия МГПУ. В сентябре в рамках Дня города все первокурсники собираются на посвящение в студенты. Начинающим учебу в университете уделяется особое внимание, ведь всякое начало нелегко дается. Преподаватели это понимают и относятся к первокурсникам с заботой и пониманием. Встречаются с родителями своих студентов и на собраниях, и даже на различных мероприятиях, чисто студенческих.

Вообще-то забота эта начинается еще до поступления в университет. В воспитательной программе МГПУ заложено направление «Абитуриент». В ней предусмотрена совместная профориентационная работа в общеобразовательных школах и педколледжах, входящих в университетский округ. Следующее направление – «Первокурсник» – предполагает решение проблем адаптации к студенческой жизни. Чтобы не упустить каждого, в университете есть кураторы. Сказать спасибо через песню, стихотворение на концерте и лично «глаза в глаза» любой студент может своему куратору или любимому преподавателю в октябре, когда празднуется День учителя. Во Всемирный день студента в ноябре в университете проводится фестиваль дружбы народов. Ребята готовятся к нему заранее. Шьют костюмы разных народов, готовят национальные блюда, разучивают танцы и песни. Традиционным и очень любимым делом стал смотр-конкурс авторской песни. Столько талантливых ребят – даже не верится! Но еще больше таланты раскрываются в КВНах, которые проводятся в течение всего учебного года.

В декабре демонстрируют свое мастерство студенты, любящие рисовать, лепить, шить, вязать, фотографировать. А в Новый год – ну просто фейерверк из ребячьих талантов. Они сверкают сотнями граней. В феврале по традиции обязательно проводится День защитника Отечества. Очень серьезно готовились ребята в прошлом году к 60-летию Великой Победы. А нынче с такой же серьезностью они провели работу по празднованию 65-й годовщины разгрома немецко-фашистских войск под Москвой.

Начали свою подготовку еще в феврале. Поехали с концертами в военные госпитали и воинские части. Встретились с ветеранами гвардейского кавалерийского корпуса. Провели марафон песен военных лет по всем факультетам. В своей студенческой многотиражной газете «Университетская жизнь» опубликовали воспоминания о войне ветеранов – участников битвы за Москву. Вместе с ребятами из трех столичных детских домов в мае поздравили ветеранов с Днем Победы, посвятили им концерт, вручили подарки. Открыли выставку, посвященную участнице партизанского движения в битве под Москвой Елене Колесовой. Военно-исторический клуб «Надежда» организовал поисковые экспедиции по местам боев Восьмой Краснопресненской дивизии народного ополчения. Кстати, деятельность этого клуба приобрела известность. Клуб принимал участие в параде военно-патриотических клубов на Красной площади. О нем не раз рассказывало столичное телевидение.

А еще были организованы тематические лекции, спецкурсы и факультативы по истории Великой Отечественной войны. Да, прекрасное патриотическое воспитание получают студенты МГПУ!

В воспитательной программе МГПУ заложено и такое направление, как «Здоровый образ жизни». В университете действуют 35 спортивных секций, где занимаются более 600 студентов. Самые популярные среди них: рукопашный бой, шейпинг, метание дротика, аэробика, бокс, бадминтон, основы танцев и пластики, тяжелая атлетика. (Кстати, поднятием штанги с удовольствием занимаются девушки.)

Организация спортивно-массовой работы в университете делится на два вида: спортивные мероприятия внутри МГПУ под названием «Студенческая спартакиада». И участие сборных команд в городских, российских и международных соревнованиях. В прошлом учебном году прошли 18-е Московские студенческие игры. МГПУ занял второе место из 12 вузов столицы!

Университет гордится Кариной Азнавурян, чемпионкой Олимпиады в Сиднее и Афинах, Андреем Балановым, победителем Кубка мира по боксу, Оксаной Сливенко, установившей мировой рекорд по тяжелой атлетике, Екатериной Калашниковой, призером Кубка мира по спортивным танцам.

В университете заботятся о здоровье студентов. На многих факультетах открыты медицинские пункты, в которых работают восемь врачей и медсестер. Проводится ежегодно диспансеризация, которая помогает вовремя выявить, а то и предотвратить различные заболевания. Медики дежурят на вступительных экзаменах и всех спортивных мероприятиях в университете.

Еще одно очень важное направление в работе: поддержка студентов с ограниченными возможностями здоровья, сирот и студентов из малообеспеченных семей. В социальном отделе создан банк данных студентов этих категорий. Это позволяет оперативно организовывать адресную поддержку. Ежегодно в университет поступают 20-25 ребят-инвалидов, и сегодня всего их 105 человек. 70 студентов – сироты. Все они получают социальные стипендии, дотации и материальную помощь.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте