Не помню, у кого впервые в разговоре промелькнуло это нежно-доброе – Домик. И уже позже, совершая экскурсионный пробег по его многочисленным коридорам, я вновь наткнулась на то же мягкое и теплое – Домик. И то, что сказано это было в рядовых беседах, без пафоса и демонстрации, доказывало факт: все, кто здесь работает, работают не в учреждении, а в… Домике. И, согласитесь, это многое меняет. Особенно когда в Домик приходят дети. Мне так и видится, как копошится эта звонкая, разноцветная гурьба в фойе, а потом веселыми ручейками растекается по комнатам. И Домик из красивого сравнения превращается в настоящий дом, где у каждого есть комната, где его ждут.
Впрочем, официальное название у Домика тоже есть – Дворец детского творчества Петроградского района. И, как почти у каждого здания на Петроградской стороне, у него есть история. Директор ДДТ, заслуженный учитель РФ Татьяна Замалеева, рассказывает ее вдохновенно:
– Когда-то в Лениздате выходили книги под рубрикой «Дома заговорили», и на меня это произвело большое впечатление. Захотелось, чтобы и наш дом заговорил, тем более что он этого достоин. Мы поставили перед собой задачу: узнать историю рождения дома, и в путеводителе 1903 года нашли правильное название здания – Женский институт принцессы Терезии Ольденбургской. Сюда принимались девочки 6-12 лет «незажиточных родителей», чтобы по окончании образования получить свидетельства на право быть домашними учительницами. Об уровне обучения говорит тот факт, что инспектором по учебной части здесь был ректор Санкт-Петербургского университета П.А. Плетнев. Сегодня нашему зданию 165 лет, и теперь у нас есть настоящий музей его истории. Здесь проходят экскурсии, проводятся исследования, идет сотрудничество не только со школьными музеями, но и с городскими, краеведческими и историческими музеями. В 2006 году музей посещал принц Ольденбургский.
После революции в здании находились школы, последняя была под номером 71. В связи с этим есть традиция: каждую вторую субботу апреля у нас проходит вечер встречи выпускников этих школ. Они собираются в детском игровом кафе, пьют чай. В этом году будет юбилейный – 60-й выпуск.
В 1966 году в здание переехал Дом пионеров, и с тех пор здесь бессменное детское царство.
Бабушки-конструкторы и снега Килиманджаро
Жизнь в Домике, где занимаются 3,5 тысячи детей в возрасте от 6 до 18 лет, начинается с утра, но главные часы, конечно же, вечерние. Под высокими старинными потолками тогда раздается разноголосый хор, по лестницам туда-сюда снуют танцоры, художники, сосредоточенные «технари», артисты. Их спешащая походка, торопливое обсуждение каких-то важных событий так заразительны, что мне, честное слово, хочется, сбросив груз всего наносного, взрослого, не опоздать выстучать пальцами на клавишах свой первый этюд или смастерить свой маленький, но летающий аэроплан. Хочется быть причастной к таинству творчества. К его волшебству, которое сосредоточено в различных мастерских, которое витает в воздухе и теплится в чьих-то руках. И, что удивительно, волшебники в Домике на то и волшебники, чтобы все понимать с полуслова. Поэтому из уст Виталия Соколова, руководителя авиамодельного объединения, я слышу историю о том, что практика взаимодействия со взрослыми существует и она эффективна. Правда, есть здесь и другая сторона.
– Папы очень увлекаются авиамоделизмом, – словно бы сокрушаясь, улыбается один из самых опытных педагогов Домика, глава семейства чемпионов по авиамодельному спорту. – Мало того, есть даже бабушки, которые очень хорошо конструируют, и я даже обещал выдать им значки «Юный авиамоделист». Были у нас случаи, когда папа оставался, а ребенок уходил в другое объединение.
– А как сделать так, чтобы ребенок не уходил?
– Я не вижу свою цель в том, чтобы ребята здесь остались. Важнее, чтобы они нашли себя. А здесь это произойдет или в танцевальном коллективе, вопрос второй. Главное, не потерять ребенка. Поэтому я не удивляюсь, если мои ребята переходят куда-либо или ходят туда и сюда. Главное, чтобы не ушли из Домика.
Но из Домика с его уютными, ярко освещенными комнатами уходить вовсе не хочется. Тем более что то из одной, то из другой комнаты в коридоры просачивается аромат чайной заварки. Чаепитие вместе с ребятами в Домике – норма. Можно посидеть и поговорить «за жизнь». Например, у Владимира Смирнова, руководителя туристического объединения, разговор идет о том, что папа мальчика Димы отправился на Килиманджаро. Три года назад на самой высокой горе Африки из-за глобального потепления растаял снег, и что там делать заядлому горнолыжнику, непонятно. Но чаепитие для того и чаепитие, чтобы вместе легко и по-доброму решить, что к этому вопросу нужно относиться философски. Папа не только горнолыжник, но еще и путешественник, и, возможно, его исследования помогут восстановить фауну африканского предгорья.
Чаепития с мальчишками и девчонками – это дружба и поддержка, считает Константин Ахметов, дирижер духового оркестра.
– Бывает, что мальчишки никак не могут разойтись после репетиции. Тогда играем в теннис, пьем чай. Обсуждаем свои темы. Ведь ребята в основном приходят из неполных семей, и мужское воспитание им необходимо. В какой-то мере это восполняется здесь, и родители это поддерживают.
– У вас занимаются одни мальчики?
– Почему? Есть девочки. На самом деле есть некое представление о том, что духовой оркестр – это сугубо мужское дело. Хотя это не так. За последние годы у меня занимались шесть девочек, которые очень долго играли, и если бы не поступили в институты, то играли бы до сих пор.
– С какого возраста лучше заниматься в духовом оркестре?
– Чем раньше, тем лучше, но первый период обучения – самый сложный. Не все получается, но мы устраиваем соревнование. Сегодня, например, устраивали соревнование, кто выше ноту сыграет. Кто правильнее сыграет. Лучшему выдается приз – конфета.
Каждому возрасту – свой клуб
Было бы странным, если бы в глубине Домика не пряталась своя изюминка. И она есть. Это система клубов, которой уже двадцать лет. Как говорит Светлана Ящук, заведующая отделом социокультурной деятельности, данная система является уникальной, и рассказывает об истории ее создания:
– Наша система клубов – визитная карточка Домика. Двадцать лет назад был переходный период, исчезла пионерия. Воспитательная работа прекратилась, а школе без нее было трудно, она ведь привыкла работать в сотрудничестве с нами. Тогда учителя попросили о взаимодействии. Так возник клуб «Пряничный домик», где малыши-первоклассники знакомились с окружающим миром. Раз в месяц они приходят всем классом и в игровой форме постигают природные премудрости.
Потом по просьбе родителей и учителей был создан второй клуб – «Лукоморье» – как помощь учителям во внеклассном чтении. Каждая программа в нем тематическая, скажем, сказки Андерсена, русские народные сказки и т. д.
Потом пришло время клуба «Этикет», потому что возникла потребность рассматривать отношения между детьми и взрослыми, между мальчиками и девочками, поведенческие проблемы, стиль, моду и т. д. Его ведут тетушка Эти и тетушка Кет – Этикет.
Поскольку мы не могли оставить без внимания четвероклассников, то появился четвертый, фольклорный клуб – «Солнцеворот». Здесь потрясающие ведущие, и в этом году клуб участвует во Всероссийском конкурсе игровых программ «Созвездие игры».
Далее клубную эстафету продолжает интеллектуальный клуб «Диоген» для детей 5-6-х классов. Литературно-музыкальный салон для 7-8-х классов. А в «Школе гармоничного воспитания» для старшеклассников есть клуб «Ситуация». Есть и туристский клуб «Странник». То есть клубной системой у нас охвачены все возрасты, и в этом ее преимущество.
Как отмечают все учителя, дети, которые ходят к нам, отличаются от других детей тем, что умеют играть сами и в коллективе. Это важно, потому что через игру дети учатся общаться, преодолевать свои страхи, комплексы. Каждый ребенок проходит какую-то роль, каждый бывает в качестве артиста. Кстати, среди классов даже существует конкурс, чтобы попасть на клубные занятия. Но решающее слово, конечно, за классным руководителем. Если он готов к усилиям, к организации занятий, к объединению детей и родителей, то класс будет заниматься. И эти усилия оправдываются. Слышали бы вы, сколько добрых слов говорят учителя и дети после занятий!
«Школе гармоничного воспитания» тоже говорят слова благодарности, причем сами старшеклассники. А когда они это делают, рассказывает заведующая ШГВ Лариса Суханова:
– Нашей школе уже 17 лет, и мы давно занимаемся проблемами социализации, адаптации старшеклассников. У нас сильная психологическая служба, потому что в этом возрасте очень много проблем: общение в семье, со сверстниками и т. д. Примечательно, что изначально наша школа предназначалась только для девушек-старшеклассниц, мы им предлагали определенные курсы как продолжение линии женского образования. Но время требует перемен, и вот уже четвертый год у нас занимаются юноши. Причем многие программы пользуются у них не меньшим интересом, чем у девочек. К примеру, «Стиль и мода».
Как строится работа? Мы заключаем со школами договоры, и раз в неделю дети приходят и получают дополнительные знания по предлагаемым предметам. Мы можем предложить 15 курсов, в том числе психологию, риторику, этикет, стиль и моду, культуру быта с элементами кулинарии и т. д. Школы выбирают один-два предмета курса и обучаются. Все курсы рассчитаны на полгода. Потом их можно поменять.
Что дают детям курсы? Они становятся другими, с ними работается иначе. Насколько это им интересно, можно видеть по числу детей в группе. Пока они не убывают. Большой популярностью пользуется дискуссионно-психологический клуб «Ситуация». Здесь намечаются темы и проигрываются различные ситуации. К примеру, «Он и она», «Решение конфликтов», «Первое знакомство». Есть «Копилка неразрешенных ситуаций», где ребята анонимно пишут проблемные вопросы, а потом мы их достаем и пытаемся все вместе найти ответ. Есть практика привлечения в клуб родителей, и это очень важно. Показателем работы всех программ является то, что к нам приходят выпускники и благодарят за них. Как пример могу привести историю девушки Кати, которую настолько вдохновила психология, что она поступила учиться на психолога и собирается помогать другим так же, как ей однажды помогли.
У Домика много достижений. В ежегодно издаваемом сборнике «Итоги» почти на каждой страничке: «первенство всероссийского уровня», «первенство городского уровня».
– Мы издаем этот сборник не только для себя, но и для школ, чтобы нам вместе было кем гордиться – нашими общими детьми, – говорит Татьяна Замалеева. – Они все чрезвычайно талантливы, надо только помочь им открыться.
И опять же я слышу в этих фразах ту беспафосность, простоту и естественность, как в случае с Домиком. И понимаю, здесь просто такая жизненная установка – согреть, поддержать и развить. Может, именно поэтому сюда каждый вечер прибегает огромное количество детских ножек? Они, конечно, не знают, что «голосуют» за все 260 групп. Они просто спешат в свой Домик на Петроградской стороне, где их любят и ждут. Где ради них до позднего вечера освещены окна. И кипятится вода в чайниках, и лежат в кульках приготовленные печенье и конфеты. Впрочем, по законам Домика, так и должно быть. Любовь между взрослыми и детьми, по его же законам, должна быть только одной. Взаимной.
Комментарии