В прошлом году в Москве открылся Музей образования. Музей московский, а вот образование в нем представлено не только столичное, но и российское. Да и директор музея человек, известный во всей России, – председатель Гособразования СССР Геннадий Алексеевич Ягодин. Тот самый человек, который вел школьную реформу, всецело опираясь на национальные традиции образования.
Люблю, когда сам Геннадий Алексеевич ведет экскурсию по музею, интересно рассказывая о развитии письменности на Руси, о первых школах в Киеве и Новгороде, подчеркивая, что как только образование приходит в упадок, не жить и самостоятельному государству. Особый разговор – о реформах Петра Первого. Самодуром был батюшка, а потому не только окно в Европу рубил, но и образование царственными указами да поступками кроил по-своему. Но вошел в историю как отец-благодетель – создал в России первую светскую школу, отняв у монастырей прерогативу просвещения масс. А потом уже пошло-поехало: приходили на престол просвещенные женщины-царицы и создавали университеты, лицеи, гимназии, академии наук. До тех пор пока не пришли снова мужчины-цари с их жестким курсом на реформирование всего и вся. Нынче царей нет, но жесткие реформы образования все идут.
В музее много исторических экспонатов, согревающих душу. В такой форме – коричневое платье, белый фартук с крылышками на праздники и черный на будни мы когда-то ходили в школу. Жаль, мальчишечья серая форма не сохранилась (помню, как лихо ее носил в школьное время нынешний губернатор Нижегородской области – недавний вице-мэр Москвы Валерий Шанцев). Зато сохранились красные галстуки, которые много значили в нашей судьбе: быть принятым в пионеры было большой честью, а быть исключенным за проступки из славных пионерских рядов – несмываемым позором. Лежат за стеклами наши учебники: букварь, русский язык, родная речь, ручки с перьями (вспоминаю, как мы гонялись за перышком «Рондо» и прозрачными разноцветными пластмассовыми ручками!), стоят чернильницы-непроливашки (дежурный перед уроками наливал в них чернила из бутылки, и это было очень почетным делом), посреди зала – покрашенная в серый цвет парта с откидывающимися крышками. Правда, такой она не была в наши школьные времена: для сохранения красоты стол парты красили в черный цвет, а скамейку и стойки – в желтый, на такой парте можно было писать разные словечки, формулы на память, переписываться с соседом или соседкой. Конечно, это запрещалось строго-настрого, к тому же написанное нередко оставалось на рукавах, не случайно в младших классах были приняты нарукавники – черные сатиновые трубочки, которые имели на обоих концах резинки, плотно охватывавшие руки у запястья и у локтя. Кроме того, нарукавники не давали протираться платьям на локте. Уборка класса сводилась к тому, что все дружно мыли парты, уничтожая следы своего творчества. Когда парты стали белыми, процесс мытья стал проблематичным, к тому же ручки были уже не перьевыми, а шариковыми, и оттирать пасту было мукой мученической. Наверное, поэтому в практику вошло регулярное перекрашивание парт чуть ли не раз в четверть. Парта вызывает самые сильные ностальгические воспоминания, не случайно открывавший музей в Вишняковском переулке мэр Москвы Юрий Лужков сразу сел за парту и не сразу встал.
В музее много всяких приборов для лабораторных работ по физике, химии, на их фоне современный компьютер смотрится как-то странно, чересчур парадно что ли. Зато оборудование для видео- и киносъемок в ходе учебного процесса, представленное Московской киношколой и даже время от времени демонстрируемое ее преподавателями, так сказать, в действии, очень впечатляет и, самое главное, вписывается в музейную экспозицию, поскольку вписывает нынешний день в историю.
Сегодняшний день, кстати, в музее тоже представлен довольно широко. На стене в самом большом зале музея вывешены портреты всех тех, кто становился в разные годы учителями года Москвы. Знакомые все лица! Чуть дальше портреты тех, чья работа на благо столичного образования была отмечена призом «За честь и достоинство». Строгой группой портретов представлены те, кто руководил столичным образованием на протяжении 75 лет.
В музее часто бывают экскурсии, сюда приводят школьников начиная с первого класса – чтоб знали, как учились их деды и отцы, чтобы поняли, как складывается эта очень важная связь времен, чтобы помнили – без труда не будет хорошего образования, а без образования – успешной жизни. В принципе сюда нужно было бы водить многочисленных выпускников школ, чтобы напомнить им, чем обязаны школе, чтобы вспоминали, что она есть и что ей нужно помогать. Может быть, именно в Музее образования нужно было бы учреждать попечительские и прочие советы школ, вероятно, тогда благотворительность выглядела не как что-то из ряда вон выходящее, а закономерным продолжением извечных российских традиций. Да и отношение к учителю-подвижнику было бы, вероятно, совсем иным, ведь не случайно в музее целый раздел посвящен выдающимся ученым и общественным деятелям, которые бросали жизнь в столице и уезжали в провинцию, чтобы заняться учительским трудом.
Особенно торжественно проходят в музее встречи ветеранов педагогического труда. Одна из таких прошла в рамках празднования 75-летнего юбилея Департамента образования Москвы. Заместитель руководителя Департамента образования Евгений Кушель подробно отчитался перед старшими коллегами обо всем, что делается и планируется сделать. И о программе «Столичное образование-4», и о создании колледжей, и о победах московских школьников на предметных олимпиадах различного уровня, и о строительстве новых школ, и о планах создания широкой сети дошкольных учреждений и ликвидации очереди в детские сады, и о создании в Москве пилотного проекта «Школы будущего», и о открытии на ВВЦ специального «города», в котором дети реально познакомились бы с тем, как движется научно-технический прогресс, и о многом другом. Ветераны поняли, что праздник праздником, а работа, как и во времена их деятельности, у руководителей городской системы образования на первом месте. Кстати, многие ветераны педагогического труда продолжают работать. О подарке, который сделали дети, рассказал ректор Московского института открытого образования Алексей Семенов: ученики лицея «Вторая школа», которую возглавляет известный педагог Владимир Овчинников, завоевали два первых места на Всероссийской олимпиаде по математике, а один из них удостоился чести представлять Россию на Международной математической олимпиаде. Награду за отличную многолетнюю работу, за большие заслуги в области образования – медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени – Евгений Семенович вручил директору Московского городского дома учителя Тамаре Васильевне Юровой. Московский городской дом учителя тоже имеет замечательную историю. В этом уютном и гостеприимном доме на Пушечной улице ветераны собираются тоже часто: кто-то приходит на вечера и интересные встречи, а кто-то продолжает заниматься в его многочисленных студиях и творческих объединениях. В ознаменование юбилея грамотами департамента были награждены директор Московского музея образования Геннадий Ягодин, председатель Московского городского совета ветеранов педагогического труда Светлана Коровина, председатель Московского городского совета ветеранов педагогического труда системы профессионального образования Вера Калгаткина. Ветераны, как они сказали, по установившейся традиции тоже приготовили свои подарки. Во-первых, зачитали памятный адрес, адресованный Любови Кезиной и исполненный в стихах («Путь реформатора не прост, в свое Отечество ты верила, в великий час твой трудный пост сама Москва тебе доверила»), во-вторых, ребята – питомцы колледжей подготовили всем небольшие сувениры, в-третьих, был дан небольшой концерт силами детей Северо-Западного (Центр творчества «Тушино» и школы №№680,1191) и Центрального округов. А от совета старейшин были преподнесены подарки Музею образования, Департаменту образования, ветеранам – произведения ребят, обучающихся в художественном колледже. Особо ценным подарком музею стали история и альбом Елизаветинской гимназии до 1917 года, которая была основана как дом сирот в честь освобождения Болгарии и Сербии. Этот альбом в свое время был подарен директору художественного колледжа матерью Василия Аксенова Евгенией Гинзбург, закончившей эту гимназию. В этом замечательном учебном заведении учились Вера Марецкая, Юрий Завадский, многие будущие академики, видные общественные и политические деятели. В альбоме – фотография попечительского совета, кстати, директор гимназии (тоже по традиции) в дореволюционные времена зарплаты не получал.
Такие встречи очень обогащают всех, пополняют Музей образования ценнейшими экспонатами, и с каждым днем сюда приходит все больше и больше молодых москвичей.
Комментарии