С сиротами общаться просто, когда видишь их в первый и в последний раз, – можно погладить по голове, посочувствовать, подарить подарок, тем и ограничиться. С больными и ослабленными разговор может быть коротким – все в руках медиков, сумеют – поддержат, не сумеют, значит, бедным детям так на роду написано.
Комментарий «УГ»Долгое время директор Тамбовского ПУ № 14 «пробивает» проект расширения своего уникального центра. Но сдвинуть дело с «мертвой точки» (такое живое и нужное дело!) никак не удается. Галина Ивановна Карпова надеется на встречу с заместителем министра образования РФ Еленой Евгеньевной Чепурных, которая, по мнению Галины Ивановны, человек душевный и, пожалуй, единственная, кто может помочь училищу в его благородной работе.Мы обращаемся с просьбой к Елене Евгеньевне: «Примите директора тамбовского ПУ № 14, помогите ей, чем можно и как можно! От этого зависит, получат ли нормальное образование, профессию, а по большому счету путевку в счастливую и полноценную жизнь дети, которые очень в этом нуждаются!»
Но есть люди, для которых такое общение немыслимо, и они взваливают на себя невероятно трудное дело – обучение и воспитание тех, кто в силу обстоятельств попал в беду.
Эти люди – педагоги, чья жизнь и работа обществом не расцениваются как подвижничество, хотя на самом деле это не что иное, как самый настоящий подвиг.
Путин ездил в Тамбов
Наш президент ездит много. Он так быстро перемещается по стране и за ее пределами, что порой не уследишь за ним, не догадаешься, зачем и почему он посетил тот или иной уголок. Но вот по какой причине Владимир Владимирович заехал в «Комплекс семьи «Большая Липовица» да еще прихватил с собой трех министров – финансов, здравоохранения и труда, лично нам было понятно. Нет в России больше таких уникальных социальных комплексов, где одновременно поддерживают, лечат, оздоравливают и реабилитируют пенсионеров, одиноких матерей, ветеранов и детей. Такое есть только в Тамбове. О «Большой Липовице» все газеты написали довольно подробно: и как президент приехал, и как обсудил с президиумом Госсовета (специально доставленным в областной центр) все вопросы обязательного медицинского страхования. Не написали газеты о том, что в Липовице встретился Владимир Владимирович с группой детей и что вручила ему при встрече художница Леночка Васильева картину, выполненную собственноручно. Но вручала не от себя, а от коллектива детей, обучающихся в профессиональном училище № 14. Ситуация вроде бы обычная, мало ли подарков вручают президенту дети. Вот только почему-то растрогался он необычайно, даже слезы на глаза президента навернулись. Путин и сантименты? Это что-то новенькое, но только для тех, кто в тамбовском ПУ № 14 никогда не бывал и никогда о нем не слышал. Дело в том, что дети в этом училище учатся необычные – сироты и те, кто по различным показателям здоровья в обычных учебных заведениях обучаться не может. Здесь же для них создан специальный учебно-производственный центр начального профессионального образования (социально-трудовой адаптации и профориентации детей-сирот, детей с нарушением физического и умственного развития).
Хорошие идеи рождают
бедные гении
У центра при ПУ №14 вопреки логике родителей не двое, а трое. Один папа – председатель областного комитета по начальному профобразованию Валерий Николаевич Розов и две мамы – директор профучилища № 14 Галина Ивановна Карпова и генеральный директор РОКС «Большая Липовица» Татьяна Владимировна Никишова. А еще – куча «родственников»: во-первых, коллектив 14-го училища, во-вторых, коллективы всех профучилищ Тамбова. Спрашивается, а как объединились все эти люди и организации, что было в основе?
У каждого было свое. Валерий Николаевич, как только назначили его на эту хлопотную должность, был озабочен тем, как сохранить все профессиональные учебные заведения. В Тамбове оказалось два строительных училища, одно нужно было закрывать или найти для него единственный и неповторимый путь развития. Поиском занялось строительное ПУ № 14 во главе с Галиной Ивановной Карповой. Нашел ее на хлопотную директорскую должность Валерий Розов в лагере труда и отдыха «Турмасово», где Галина Ивановна работала 15 лет и прославилась на всю тамбовщину необычайными смелостью, энергией и подвижничеством. Лагерь тот был не простым, отдыхали там учащиеся ПТУ, вот к ним-то и прибегала местная шпана то ли в поисках приключений, то ли в поисках родственных душ. Галина Ивановна, случалось, и на нож шла, преграждая путь хулиганам. Именно такая – смелая и решительная – нужна была Розову, который задумал профилировать ПУ № 14 на работу с самыми сложными категориями детей. Татьяна же Владимировна Никишова, которая уже имела дело со «сложными» взрослыми, без звука согласилась принимать детей, но одно условие при этом поставила – должна была областная система профобразования помочь ей в создании пристойных условий для их проживания и реабилитации. Вот тут и присоединились к делу все профтехучилища, каждое делало то, что ему по силам. Кто ограждение делал, кто в ремонте помогал, кто коммуникации монтировал. Словом, всем дело нашлось. Но самая большая ноша досталась мастерам ПУ № 14: всю зиму на крытой «Газели» мотались в «Большую Липовицу» и ремонтировали жилые корпуса для детей, сооружали мастер-класс, где предстояло их обучать. «Господи, – сокрушается Карпова, – как мои мастера все это выдержали, почему не роптали, почему не поправили меня?» А потому и выдержали, не роптали, не жаловались, что понимали – если не они, то никто. Теперь у ПУ «Газель» и автобус, купленные согласно договору областным комитетом профобразования, а в «Большой Липовице» детям отведены два корпуса, в одном живут дети-инвалиды, которые плохо ходят и нуждаются в особой педагогике сопровождения, в другом – дети, которые нуждаются в коррекционной педагогике. И те, и другие с утра и до обеда занимаются в мастер-классе с училищными мастерами и преподавателями, которые приезжают к ним из Тамбова, а во второй половине дня остаются с воспитателями, которые реализуют самые различные, в том числе индивидуальные, программы обучения и воспитания. А мастер-класс после обеда не пустует – туда приходят взрослые, которые хотят научиться вышивать, вязать, работать с берестой, рисовать. Так что «Большой Липовице» тоже немалая польза от присутствия детей. Кстати, ПУ получает очень много заявок на профессиональное обучение взрослых инвалидов-колясочников, однако в училище их по вполне понятным причинам не соберешь. Надо осуществлять так называемое лучевое обучение, при котором мастер посещает учащегося на дому и проводит индивидуальные занятия. Но такая практика – будущее училища. Сегодня у него таких возможностей нет, потому что и всех детей, нуждающихся в таком профессиональном обучении (а в Тамбовской области их нынче более 4 тысяч), пока охватить не удается, хотя год от года ПУ № 14 и увеличивает прием. В прошлом году было 104 учащихся, в этом уже 154, но это, понятно, для области капля в море, а на большее нет средств.
Репин, который может стать художником Репиным
Мы идем по училищу. Вечер, но в каждом классе идут занятия. Не предметные, а профессиональные. Гулко бухает мяч в спортзале – идет тренировка в баскетбольной секции. В столовой пахнет наваристыми щами – в училище принято завершать день таким блюдом, которое уж точно не даст до завтра почувствовать себя голодным. Кстати, в таком «послеужине» по традиции принимает участие и директор. В это время с Галиной Ивановной дети могут пообщаться запросто, выяснить все вопросы, без всякой канители решить все проблемы, которые не успели решить днем. Каждый день не принимают участие в вечерних посиделках ровно 40 учащихся – те, кто проходит в течение месяца реабилитацию в «Большой Липовице». Первого числа каждого месяца одни приезжают, другие уезжают, контингент меняется, но неизменно на одно и то же число – на 40. Сорок возвращающихся из Липовицы привозят с собой реабилитационные карты, в которых перечислены все мероприятия, проведенные с ними в центре, в училище эстафету оздоравливания подхватывают врачи, логопеды, невропатологи, психологи, другие специалисты, своими силами они продолжают начатое.
Мы заходим в первую аудиторию – здесь занимаются будущие изготовители художественных изделий. В руках ребят береста, которую каждый год училище заготавливает в большом количестве и хранит в подвале, потому что только там можно ее сохранить влажной. Потом ее приносят в класс, тонируют, и уже из этой серой, бежевой и прочей бересты одни учащиеся делают простые картинки, другие – аппликации. Изделия необычайно красивые, их тут же вывешивают на стены, чтобы все могли полюбоваться. В будущем эти ребята смогут специализироваться на выпуске сувенирной продукции. Откуда же набрали таких талантливых, как отобрали? Мастер Ирина Николаевна Жукова улыбается: оказывается, никакого отбора не было, брали всех желающих, а вот стремление заниматься интересным делом превратило всех в талантливых, способных, необычайно усидчивых. Шесть часов занятий пролетают незаметно для тех, кто еще недавно с трудом высиживал 45-минутный урок в обычной школе. Ребята там не хотели учиться, в училище же требуют, чтобы им давали не только чисто профессиональное, но и среднее образование. В позапрошлом году такая группа набиралась на год, с прошлого идет набор в группы трехгодичного обучения. Слева за столом трудится над картинкой из бересты Нина Першина. У нее проблемы: во-первых, частично парализована, во-вторых, имеет серьезные проблемы в развитии. А какой, спрашивается, она могла стать у родителей-алкоголиков? Мама у Нины умерла, теперь она живет у тети, живет неплохо: получает пенсию в 2000 рублей, компенсацию за питание, кроме того, каждый год ей приобретают одежду на 15 тысяч рублей. Как ни парадоксально, но потеря мамы существенно улучшила жизнь девочки, и теперь она думает о том, как ей устроиться с работой, самостоятельно себя обеспечивать. Галина Ивановна считает, что такой настрой – вершина реабилитации, возвращающей больных детей в нормальную жизнь.
В следующем классе склонились над деревянными досками юные художники, осваивающие роспись Хохломы, Мстеры, Холуя, Городца, Крутеца и других исконно русских центров росписи. Орнамент подсказывает мастер, цветовую гамму ученики выбирают сами, ту, что нравится больше всего. Ложатся на дерево яркие краски, радуют глаз и душу. Девочки – глухонемые, мальчик – единственный! – без обеих кистей рук. «Юра Репин – необычайно талантлив, у него большое будущее, – с немалой гордостью рассказывает нам мастер Галина Аркадьевна Гаврилова. – Он живет в общежитии, как все, скидок на увечье не просит, и дежурит как все, и даже в волейбол играет. Но рисует просто божественно!» Кстати, только две девочки из группы – Оля и Настя – местные, тамбовские, остальные живут в общежитии училища. Тут самое время сказать, что работа с ребятами в общежитии поставлена очень здорово. Дело в том, что учащиеся поступают из детских домов, школ-интернатов, коррекционных учреждений. Ребята, особенно те, кто имеет большие проблемы в здоровье, жить самостоятельно не обучены. Поэтому специально подбирают для них воспитателей, которые помогают им и стирать, и гладить, и ремонтировать одежду, и готовить еду, и посещать занятия. Так помогают и обучают, чтобы ребята не растерялись в будущей взрослой самостоятельной жизни.
Юра Репин, на первый взгляд в самом деле довольно сложившийся мастер, не случайно уже сейчас мечтает о том, чтобы открыть свою художественную мастерскую. Но только после того, как окончит вуз. Впрочем, об учебе в вузе мечтает вся группа. Раньше у девочек-глухонемых не было шансов на продолжение учебы, теперь в Москве создан специальный вуз для инвалидов, так что перспектива есть.
Святая наука – расслышать
друг друга
Разговор наш с глухонемыми художницами о сегодняшнем и будущем складывается довольно бойко. Спросите, как мы разговаривали с девочками? А в 14-м училище это не проблема. Во-первых, есть замечательный сурдопереводчик Дина Сергеевна Тугарева, недавно закончившая пединститут в Питере и все свое время теперь отдающая детям. Во-вторых, сразу, как только такие дети стали появляться в училище, большая группа воспитателей и педагогов во главе с директором пошла учиться. Сегодня с детьми могут разговаривать на языке жестов все: и библиотекари, и повара, и воспитатели, и врачи, словом все специалисты, которые входят с ними в контакт на бытовом уровне.
А наш путь лежит уже в спортивный зал, где играют в баскетбол рослые и сильные парни. Сначала мы думали, что стук мяча мешает им услышать наше приветствие. Оказалось, что большинство нас не слышат. Одни – слабослышащие, другие – глухонемые. «Ах, какие они умницы!» – рассказывает Галина Ивановна Карпова. «Вон там у стеночки стоит Рома Петров, он лидер по всем видам спорта, учится на все пятерки. Вообще глухонемые ребята очень хорошо трудоустраиваются, на них есть спрос. В ПУ-14 они учатся прилежно на столяров, на уроках смирные, но в остальное время потенциально драчуны ужасные. У них нет никакой мимики и они ее не воспринимают у других, поэтому к ним всегда надо подходить с улыбкой, иначе могут подумать, что у вас какие-то враждебные замыслы. Психологи с ними работают очень интенсивно, чтобы предотвратить возможные конфликты. Например, однажды в столовой глухонемая девочка бросила кусок хлеба в тарелку Юры Репина. А попала в тарелку глухонемому мальчику. Тот решил, что это сделал сам Юра, и два мальчика – один глухонемой, другой безрукий – стали драться как два петуха. Пришлось встать между ними, иначе бы покалечили друг друга. Мы на группу глухонемых мальчиков выделили двух сурдопереводчиков, теперь они без них никуда. Мальчишки любят спорт, без ума от физрука, он для них очень авторитетный человек. А еще каждые три дня в спортзале занимаются молодые мастера-мужчины. Так мальчишки от них никуда ни на шаг. Даже ездят с ними на все соревнования в другие училища, поддерживают, как могут. Конфликтов стало много меньше. Например, семья Тимура Дудаева переехала на Тамбовщину из Чечни, он живет в общежитии, учится на отделочника. Когда в Москве случился «Норд-Ост», встревоженные родители приехали в училище. Боялись, что будет какой-то конфликт с детьми, но никаких столкновений не случилось, все было тихо и мирно. Для наших мальчиков Тимур стал своим, поэтому его никто и не подумал трогать».
Воспитание, о котором никто поначалу
не думал
Когда-то «Учительская газета» выпустила номер, целиком посвященный образованию инвалидов, кто-то из руководителей министерства спорил с газетой, утверждавшей, что возможно интегрированное обучение здоровых детей и инвалидов. В Тамбове мы убедились, как были правы тогда, споря с чиновниками. ПУ-14 сделало реальным это трудное дело. Недавно Галина Ивановна ездила в Германию, делилась опытом работы. Немцы настолько были удивлены, что приехали сами посмотреть на месте, так ли идут дела, как им рассказали. Убедились и заинтересовались тем, что разные по уровню подготовки, по уровню здоровья и социальной защищенности дети получают среднее и профессиональное образование, с большим вниманием отнеслись к нескольким, по их мнению уникальным, проектам, которые разработаны в училище. Германии такие проекты не снились.
Всего в училище учатся 906 человек, из них 750 обычные дети, приобретающие строительные профессии, обучающиеся на парикмахеров. Иными словами, забота о сиротах и инвалидах сочетается с не меньшей заботой о детях здоровых. Забота та приводит к хорошим результатам: ПУ заняло первое место в областном конкурсе по черчению, получило звание областного «опорного по парикмахерскому искусству», собирается участвовать в конкурсах автомобильных классов, по преподаванию ОБЖ, по содержанию и работе библиотек. Недавно губернатор Тамбовской области вручил свой именной грант лучшему студенту, лучшему школьнику, лучшему учащемуся ПТУ. Надо ли говорить, что лучший учащийся ПТУ, конечно, из 14-го училища?!
Профилей много, все приходится держать директору в поле зрения и под неусыпным контролем, а еще думать о развитии каких-то новых форм. Ну, скажем, скоро выпуск группы девочек-парикмахеров, девочки – сироты, позаботиться о них некому, но во взрослой жизни нужно как-то устраиваться. Вот и собирается Галина Ивановна Карпова открыть на первом этаже, рядом со столовой, салон-парикмахерскую, будут ее девочки обслуживать микрорайон, завоевывать себе авторитет, заявлять о себе творческой и добросовестной работой. Но есть еще один результат работы, который никто изначально не прогнозировал.
В училище рядом учатся здоровые дети и инвалиды. «Мне кажется, – говорит Галина Ивановна, – что наши мальчики и девочки, видя, как инвалиды, поломанные, битые жизнью, еле идущие на занятия, но учащиеся добросовестно, старательно, изо всех сил стараясь приобрести профессию, поражаются их желанию подготовиться к будущему. Здоровые ребята, которых большинство, делают для себя какие-то очень важные выводы, бережно относятся к товарищам-сиротам и инвалидам, сами начинают подтягиваться и по-другому, ответственней относиться к учебе. Знаете, инвалиды такие благодарные люди, они так радуются жизни, от них исходит столько духовного света, тепла, что равнодушных быть не может!» Их и нет, равнодушных людей, в этом удивительном училище, которое, мало того, что учит хорошо и бережно, так еще загодя ведет профориентационную работу в детских домах, в интернатах, в коррекционных учреждениях, стараясь не потерять никого из тех, кто нуждается в его помощи. Не случайно ПУ заняло второе место в программе «Дети-сироты.SOS» среди всех специализированных учебных заведений». «Случайных» детей в училище нет. Все учатся, никто не убегает. Но эффект от работы педагогов подчас случается неожиданный. Например, старший сын Галины Ивановны не отдал сынишку первой жене, сам воспитывает его. А младший не стал поступать в институт, потому что все его друзья по двору материальной возможности для этого не имели, отправились служить в армию. Вот и Карпов-младший пошел в военкомат по собственному желанию, служит теперь в Москве в бригаде охраны.
Получается, что воспитывает училище самых настоящих граждан страны, которые и работать на ее благо способны, и защищать, если надо, и заботиться о тех, кто в такой заботе нуждается.
Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)
Все народное творчество – в наших руках
Работа с берестой – настоящее мужское дело
Будущие плотники управляются и с деревом, и с мячом
Комментарии