search
main
0

Дом, дарующий свет. Зарисовки о первом столетии Красноярского дома работников просвещения

В центре Красноярска, на зеленой и нешумной улице Кирова, стоит старинное здание со счастливой судьбой. Построенное сто лет назад Обществом попечения о начальном образовании для культурно-просветительной работы, оно и сегодня несет функции просвещения, неформального образования, объединения инициативных и творческих людей.

Общество попечения о начальном образовании начало свою публичную деятельность в 1884 году. Его девизом стало «Ни одного неграмотного!». С 1885 по 1903 год оно открыло и содержало шесть начальных училищ и три воскресные школы. Красноярск первый из сибирских городов ввел всеобщее начальное образование.Детский сад общества стал прообразом городской летней площадки для школьников. В конце 1892 года был организован рукодельный класс кройки и шитья для бедных девушек. Была создана также частная бесплатная рисовальная школа, планировалось открытие музыкальной школы. Был организован книжный склад, который обеспечивал городские и сельские школы учебниками и пособиями. Красноярцы приглашались на воскресные лекции и чтения….Анализируя эти исторические факты, понимаешь, что к рождению идеи строительства собственного Дома учителя в Красноярске был подведен основательный фундамент. Но инициаторы понимали главное: городская казна не могла себе позволить подобную стройку. В постройку Дома просвещения были вложены и деньги самих учителей, и зажиточных граждан города. В течение полутора лет двухэтажный красавец – творение известного сибирского архитектора С.Г.Дриженко – был готов к открытию.Председатель Общества попечения о начальном образовании А.Р.Шнейдер пророчески обозначил в своей речи во время торжественного открытия Дома просвещения 30 января 1915 г. главные его функции: организация народных чтений и общедоступных лекций, художественных кружков, вокально-музыкальных и литературных вечеров, драматических спектаклей, разумного кинематографа, чтобы воздействовать на зрителей здоровой духовной пищей. Здесь получили возможность собираться под одной крышей научные, просветительные и благотворительные общественные организации и съезды не только Красноярска, но и других сибирских городов. Общество попечения о начальном образовании просуществовало до 1919 года, оставив потомкам обширное наследие, а декрет В.И.Ленина, подписанный в 1921 году, о повсеместном создании в России домов просвещения скорее всего навеян красноярским опытом. Гражданская война не остановила жизнь в Доме просвещения. Здесь работали кинематограф, библиотека, педагогический музей, проводились лекции, творческие вечера, художественные выставки, съезды партий и различных общественных организаций. В годы Великой Отечественной войны Дом учителя работал на Победу, здесь располагался один из военных госпиталей. Если история Дома просвещения берет свое начало с 30 января 1915 года, то библиотека Общества попечения о начальном образовании была открыта еще в 1896 году. Сначала она размещалась в Народном доме, а с открытием Дома просвещения ей выделили большое и просторное помещение. И сегодня ее читатели имеют счастливую возможность прикоснуться к целительному источнику знаний, которые хранят в себе издания конца XIX – начала XX века. Одна из самых интересных страниц истории Дома просвещения – это 60-е – начало 70-х прошлого столетия. В это время в Красноярском крае начинались крупнейшие в мире стройки объектов энергетики, тяжелой промышленности. Параллельно с ГЭС, заводами возводились новые города с детскими садами, школами. Красноярский педагогический институт не в силах был удовлетворить потребность края в педагогах и воспитателях. По комсомольским путевкам сюда поехали сотни тысяч юношей и девушек.Ветеран педагогического труда К.И.Фролова вспоминает: «Студенты пединститута начиная с первого курса после занятий спешили в Дом учителя – в библиотеку, многочисленные кружки. Уже тогда на весь край гремела слава театральной студии, духового оркестра, хора, агитбригады». Эти коллективы побывали на крупных строительных площадках, во многих отдаленных селах. Их выступления начинались с небольшой лекции, а лектором была студентка пединститута Клара Фролова.Позже, когда Клара Ивановна уже работала в краевом отделе народного образования, ей было поручено отбирать молодых специалистов из числа выпускников лучших педагогических вузов страны. Стояла задача поднять школьное образование в Красноярском крае на новый интеллектуальный уровень. В Доме учителя была организована гостиница: вчерашние студенты здесь жили несколько дней и, получив распределение, разъезжались по городам и весям огромного Красноярского края. За эти несколько дней они усваивали главное: это родные стены, их здесь всегда ждут. Надо отдать должное руководителям края, министру образования С.И.Маковской, руководителю Красноярской территориальной организации профсоюзов Л.В.Косарынцевой, которые понимают предназначение Дома учителя и ставят перед его коллективом главную задачу: сохранение преемственности поколений и развитие творческого начала среди учительства. Как это сегодня выглядит в жизни? Это прежде всего Большой фестиваль творчества работников системы образования Красноярского края. О нем в нескольких словах рассказать сложно, потому что мероприятия фестиваля проходят все время, за исключением летних отпусков, и состоят из разнообразных фестивалей и конкурсов. К примеру, в начале июля у подножия горы Тепсей, что на юге Красноярского края, разбивается туристический лагерь, где собираются представители разных общественных учительских объединений, барды, работает фитнес-лаборатория «Мы здоровы! Нам здорово!». Четыре дня фестиваля «Тепсей» проходят как одно мгновение. На дымок от костров к красноярским педагогам стали «захаживать» учителя из других регионов, включая Дальневосточный. Кстати, на «Тепсей» учителя едут со своими детьми. Маленькие участники фестиваля предъявляют свое видение окружающей природы через рисование на камне, создание эмблемы и через другие развивающие мероприятия.Клуб бардовской песни Дома учителя многие годы объединяет бардов всего краевого центра. Лично мне посчастливилось бывать на концертах наших бардов, которые всегда проходят в переполненном зале Дома учителя. В Доме учителя радуют нас своим исполнением два хора – смешанный «Бельканто» и академический женский хор. Если «Бельканто» только нарабатывает себе имя, то у академического женского хора авторитет и признание международные. Этот певческий коллектив был организован в 1978 году заслуженным работником культуры России, членом международной ассоциации дирижеров Германом Шахраманяном. Хор – лауреат международных конкурсов и фестивалей в Германии, Италии, Израиле, Бельгии, Австралии, Японии… Словом, 14 серьезных международных побед.  …Интересная история, как я, не будучи педагогом по образованию, попала под влияние Дома учителя. Два года назад позвонили и спросили, что мне известно о фестивале «Русь мастеровая». Я о нем не знала ничего, хотя не один год занимаюсь поиском в Красноярском крае талантливых мастеров декоративно-прикладного творчества. В итоге оказалась на финале краевого фестиваля, который проводился в прошлом году в выставочном зале города Ачинска. Вот там-то я увидела, сколько среди учителей талантливых самодеятельных художников, резчиков по дереву, вышивальщиц и мастеров других сфер многогранного декоративно-художественного творчества. Фестиваль многоуровневый: начинается с районной выставки педагогического творчества, дальше идет зональная, лучшие работы с которой попадают в финал. Жюри компетентное, в его формировании Дому учителя помогают преподаватели Красноярского художественного института. Через год я уже не ждала приглашения на очередной фестиваль «Русь мастеровая», а сама с удовольствием поехала в город Канск, где на этот раз состоялся финал. Идея фестиваля оказалась востребованной в учительском сообществе. Выставки работ педагогов давно стали заметным культурным явлением в жизни даже самых отдаленных районов Красноярского края. Новое дыхание «Русь мастеровая» получила после размещения на сайте Дома работников просвещения, виртуальной выставки работ, где проходит виртуальное голосование на приз зрительских симпатий. Безусловно, Интернет значительно расширил возможности Дома учителя в объединении вокруг себя профессионального сообщества. Достаточно в поисковике набрать «Красноярский дом работников просвещения» или «Дом учителя» – и ты попадаешь в интересный творческий мир педагогов, который по кирпичику вот уже сто лет создает и развивает это культурно-просветительское заведение. Как и сто лет назад, сюда «на огонек» тянутся поэты, певцы и музыканты, одна художественная выставка сменяет другую. Здесь есть возможность для творчества людей разных возрастов.Недавно мне посчастливилось познакомиться с заслуженным учителем РФ А.П.Авдиенко. Она представитель династии, которая в педагогике более полутора тысяч лет. Бывшие ученики подарили Алле Петровне визитки, где под ее фамилией написали «рыцарь гуманной педагогики, директор школы века России – школы №100 г. Красноярска». Я задала Алле Петровне вопрос: «Вдруг кому-то взбредет в голову ликвидировать Дом учителя под предлогом приватизации. Как вы и ваши коллеги отнесетесь к такому известию?» Алла Петровна задумалась: «Нет, он наш, родной, и мы не дадим его разрушить. Не дадим – это точно! Педагоги, особенно нестандартно мыслящие, творческие, должны иметь дом, где помогут раскрыть их талант». А мне подумалось: сто лет – пять поколений. И все они бережно, как хрупкую эстафету, передавали молодежи традиции, учительский опыт и удивительную по чистоте и силе историю краевого Дома работников просвещения – такое его сегодняшнее официальное название. Надо отдать должное и тем немногочисленным сотрудникам этого культурно-просветительского заведения, которые сегодня прикладывают много усилий для поддержания традиций и развития творческого начала в педагогической среде. Красноярск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте