search
main
0

Дом без одиночества. Программа детского общественного объединения

Цель: создание условий для социального становления личности ребенка через общение и деятельность в объединении.

Задачи: – обогатить работу с детьми в детском объединении новыми социально-экономическими отношениями;- способствовать решению самых актуальных проблем детства, добиваясь социального благополучия каждого ребенка;- обеспечить равные возможности в социальном становлении детей и подростков; – создать условия для самореализации личности на основе индивидуального и дифференцированного подхода.Содержание программы включает три основных блока.1. «Доброта, забота, милосердие» – предусматривает воспитание привычки совершать добрые поступки, помогает осознать, что искренняя забота приносит радость (совместные творческие дела с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), участие в различных благотворительных акциях, ярмарках милосердия, посильная помощь членам объединения).2. «Радость и веселье» – предусматривает организацию досугово-массовых мероприятий (концерты, встречи, конкурсы, праздники).3. «Лидер ХХI века» – предусматривает развитие лидерских способностей детей и подростков через систему занятий в Школе лидерского мастерства (ШЛМ) и организацию детского движения в условиях Дома детского творчества.Программа рассчитана на детей и подростков в возрасте 8-17 лет.Срок реализации: 3 года.Формы обучения:- коллективная творческая деятельность;- практические и индивидуальные занятия.Этапы реализации программы1. Предварительный этап «Установка»:- привлечение квалифицированных кадров;- разработка плана деятельности;- заключение договоров с заинтересованными людьми и организациями.Общий итог работы: создание единого педагогического пространства.2. Организационный (подготовительный) этап «Привлечение»:- провести первичную диагностику детей (анкетирование);- сформировать у детей общее представление о программе детского объединения;- привлечь детей к участию и организации дел;- организовать систему детского самоуправления;- организовать вводные занятия по основным направлениям деятельности объединения;- утвердить план совместной работы.Общий итог работы: успешная адаптация и самоопределение детей в выборе направлений.3. Основной этап «Погружение»:- реализация программы объединения по направлениям деятельности: проведение познавательно-развлекательных, деловых игр, шоу-программ, конкурсов, проектов по направлениям деятельности объединения, организация благотворительных концертов, акций, встреч с интересными людьми и др.;- создание системы работы объединения;- проектирование и реализация детьми своих авторских проектов;- проведение текущей диагностики;- анализ предложений по организации деятельности объединения.Общий итог работы: создание ситуации успеха, проявление социальной и творческой активности, толерантности.4. Итоговый этап:- организация индивидуальных и групповых творческих отчетов по основным направлениям деятельности объединения;- разработка индивидуальных образовательных маршрутов;- анализ полученных результатов;- проведение итоговой диагностики;- награждение наиболее активных участников программы.Общий итог работы: самоопределение, самореализация, самоорганизация, самореабилитация как компоненты саморазвития ребенка.5. Аналитико-прогностический этап «Последействие»:- проблемно-ориентированный анализ деятельности объединения;- прогнозирование и проектирование дальнейшей деятельности объединения.Общий итог работы: перспективный план развития деятельности объединения.Символы детского общественного объединения: девиз, флаг, галстук, значок и эмблема объединения.Ритуалы детского объединения: торжественные линейки, караул у знамени или памятника, отдание почестей государственным и краевым символам. Традиции детского объединения: законы коллектива, традиции-события.Руководство объединением осуществляется органами самоуправления, предусмотренными уставом объединения.Взаимодействие с другими общественными объединениями: объединение тесно взаимодействует с другими детскими общественными объединениями и организациями, находящимися на территории образовательного пространства. Входит в состав краевой детской общественной организации пионеров «РЮЗ» (председатель Т.А.Бусоедова) и районной детской общественной организации «Искра».Прогнозируемые результатыНа уровне личности:- самореализация и самоактуализация творческого потенциала личности;- становление ценностных ориентаций и гражданской позиции;- воспитание толерантности, уважения к культуре своего народа и народов, проживающих на территории Забайкальского края;- самоопределение воспитанников;- высокий показатель самооценки и самоконтроля;- развитие коммуникативности и организаторских навыков;- преодоление кризисных ситуаций;- способность к творческой деятельности в других коллективах;- высокий уровень мотивации к активной социокультурной деятельности;- высокий уровень социальной адаптации к новым условиям. На уровне коллектива:- высокий уровень развития детского коллектива; – проявление взаимовыручки и взаимоуважения среди членов детского объединения;- принятие большинством ребят законов и традиций коллективной жизни;- определение назначения и миссии объединения;- оказание позитивного влияния на становление гражданской позиции подростков и их ценностных ориентаций.Блок «Радость и веселье»Досуг – это свободный выбор личностью сфер познания, общения и творчества. Досуг имеет широкие просветительские, познавательные, рекреационные, творческие возможности, освоение которых развивает общую культуру личности.Актуальность разработки программы организации досуга обусловлена стремлением наполнить свободное время ребенка видами и формами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в асоциальные группировки, препятствовали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей.Цель деятельности: создать условия для формирования общей культуры ребят, раскрытия творческой индивидуальности через вовлечение ребенка, подростка в яркий мир игр, соревнований, развлечений и праздников.Задачи:- освоение ребенком традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение;- направленность личности на различные социально значимые нормы и ценности;- развитие творческих способностей и эмоциональной сферы;- создание условий для самосовершенствования, социальной активности детей и подростков;- формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности, укрепления здоровья;- формирование опыта организации содержательного досуга.Принципы:- информационная насыщенность предполагает наличие в содержании проводимого дела (в зависимости от его целевой установки) исторических, краеведческих, этнических, научно-технических, художественно-культурных, этических и других фактов и сведений;- массовость предусматривает участие в досуговых мероприятиях всех желающих;- диалогичность означает равноправное взаимодействие педагогов и учащихся в подготовке и реализации всех досуговых мероприятий.В данной досуговой программе ведущим видом становится игровая деятельность.Формы игровой деятельности:- сюжетно-ролевые игры;- игровое имитационное моделирование;- демонстрационные игры;- театрализованные игры;- игры-конкурсы;- интеллектуально-творческие игры.Методы:- игровые методы;- упражнения;- обсуждение;- создание, проигрывание и анализ ситуаций;- творческие задания (на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию);- театрализация.Этапы реализации программы разработаны в соответствии с тремя основными этапами развития личности ребенка школьного возраста, на каждом из которых используются преимущественно формы досуговых мероприятий, максимально подходящие возрасту детей. 1-й этап – возраст от 6 до 10 лет. Это период обучения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; ограничения как бы очерчивают для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным. Исходя из этого основной способ осуществления культурно-досуговой деятельности с младшими детьми – действие по образцу. Формы реализации:- всевозможные игры (с правилами, с игрушками, с синхронными действиями);- рисование;- праздники.2-й этап – возраст 11-13 лет. Детям этого возраста чрезвычайно важно согласовывать свои действия со сверстниками. Они хотят участвовать в общем деле и знать, в чем выражается их деятельность. Подросткам этого возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в мирное русло, помочь самоутвердиться. Здесь ведущий способ проведения досуга – организация коллективной творческой деятельности, а наиболее популярные ее формы:- игры на местности;- игры на восприятие друг друга;- спортивные мероприятия, туризм;- праздники.3-й этап – возраст 14-17 лет. Подростки проходят период формирования чувства идентичности, самости, осознания собственной индивидуальности, стремятся выразить себя. На данном этапе формируются жизненные цели личности, складывается мировоззрение, приобретаются навыки взаимодействия с противоположным полом. В этом возрасте подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, старшего и более опытного товарища. Учитывая эти особенности, старшим подросткам целесообразнее всего предлагать различные варианты коллективной творческой деятельности, но с учетом их запросов и интересов. Это могут быть:- вечера современной музыки;- диско-шоу;- вечера авторской песни;- спортивные игры;- дискуссии;- тренинги;- всевозможные формы общественно полезной деятельности (благотворительные акции; выезды с концертными программами; трудовые дела с возможностью личного заработка и т. д.). Ожидаемый результат:- осмысление детьми досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;- осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время;- изменение привычных установок детей на способы и формы проведения своего досуга;- приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел, умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;- освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;- повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;- формирование традиций Дома детского творчества.Отслеживание результатов реализации программы осуществляется с помощью систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений (тетрадь успеха, мониторинг), проведения социологических опросов детей и родителей, бесед с родителями, организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самооценке, анализа творческих работ воспитанников. P.S. Полностью материал опубликован на сайте www.ug.ru в разделе «Методика».​Ирина КОРШИКОВА, методист Дома детского творчества поселка Вершино-Дарасунский Забайкальского края

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте