О гимназии №12 города Липецка «Учительская газета» писала в 2012 году. За год до этого абсолютным победителем конкурса «Учитель года России» стал педагог из Данковского района Липецкой области Алексей Овчинников. Через год Липецк встречал всероссийский конкурс, а главной его площадкой стала гимназия №12. Как любят говорить педагоги гимназии, «сложились все пазлы»: и доверие, и ответственность, и профессиональный уровень, и умение принять гостей самого высокого уровня – все это в 12‑й гимназии было, есть и, надеюсь, останется навсегда. Как и «пеликанья ферма» – так в шутку назвали эту школу журналисты нашей газеты.
Сегодня эта шутка уже стала одной из легенд гимназии, а «ферма» не перестает разрастаться. В кабинете директора – заслуженного учителя Российской Федерации Ольги Николаевны Уласевич – есть специальный шкаф, в котором живут семь Хрустальных пеликанов. Их приносят сюда победители «Учителя года» всех уровней. Начало традиции положил в 2003 году педагог гимназии Виктор Анатольевич Добромыслов, который стал первым обладателем этой дорогой для каждого российского учителя награды. Свою птицу он принес в школу со словами: «За успехом учителя стоит его школа, поэтому пусть пеликан живет здесь». На сегодняшний день семь педагогов гимназии стали победителями городского этапа конкурса «Учитель года», шесть победили на областном, из них четверо стали лауреатами – вошли в «пятнашку», а двое – победителями, то есть вошли в первую пятерку на всероссийском финале.
Видно, такова традиция: я тоже оказалась в гимназии в самое горячее, конкурсное, время – вовсю шел городской «Учитель года». В прошлом году его победителем стала педагог «Гармонии» Виктория Чернышева, и теперь 12‑я гимназия снова принимала конкурс у себя. Кстати, «Гармония» – это тоже название гимназии, имя собственное, вместившее сущность и основную идею, а еще так называется воспитательная система, функционирующая в гимназии уже 20 лет: от идеи образованного человека к идее человека гармоничного. А вы думаете, школа может стать успешной за год или за пять? Нет, чаще бывает, что и двадцати лет на это недостаточно. В случае с липецкой гимназией №12 победа в третьем Всероссийском конкурсе «Успешная школа» стала гармоничной закономерностью: ну уж если не они, то кто?!
Говорит директор гимназии Ольга Уласевич:
– Целью школы не может быть желание стать успешной. Цель должна быть другой. Например, стать счастливой школой, или школой счастливых детей. Вот это будет правильно, но что мы подразумеваем под этим? Когда у наших детей событийная жизнь происходит здесь и сейчас, а не в каком-то будущем. Мы говорим, что должны готовить детей для будущего. Но знаем ли мы о том, какое будущее нас ожидает? На данный момент прогнозировать очень сложно. Успех – это не то качество, которое надо провозглашать целью жизни ученика и педагога.
Есть ли в успешной школе неуспешные дети? Нет, потому что каждый ребенок успешен! Самое главное, чтобы в школе к нему никто не относился как к неуспешному. Даже если он плохо учится, он может замечательно петь, его надо просто внимательно слушать. Для нас как для педагогов самое главное – найти такому ребенку то дело, в котором он будет чувствовать себя комфортно. Мне очень нравилась акция «Покори свой олимп», где главное слово – свой. Не надо пытаться подняться на олимп другого человека, найди свой, и даже если ты на пути к своему олимпу сделаешь один шаг, это уже твой успех. Мы стараемся именно это прививать детям, поэтому и говорим им, что все, кто учится в гимназии №12, уже успешны. Потому что мы можем помочь ребенку найти свою траекторию, разумеется, делаем это вместе с семьей.
Рассказывать об успешной школе трудно просто потому, что на газетной полосе мало места и все не войдет, обязательно что-то, точнее многое, останется в черновиках. Поэтому всего два слова о достижениях гимназии: они есть! Лучшая школа города и области на протяжении многих лет, четыре года в составе Топ-500 лучших школ России, также вошла в Топ-200 ведущих школ РФ, обеспечивающих большие возможности развития способностей учащихся, шестилетнее лидерство в рейтингах региональной и муниципальной систем оценки качества образования.
Одно из направлений работы – активное международное сотрудничество: гимназия – участник проекта ассоциированных школ ЮНЕСКО, взаимодействует с учебными заведениями США, Франции, ФРГ и других стран.
Одна из традиций работы гимназии – стараться быть на шаг впереди. Подтверждений этому множество. Второй иностранный язык здесь введен с 1998 года, сейчас гимназисты имеют возможность изучать итальянский, испанский, французский, английский, немецкий, китайский языки, а в медицинских классах еще и латынь. Профильные направления здесь также появились в 1998 году с приходом нового директора Ольги Уласевич, точнее с ее выбором. Педагогический коллектив голосованием выбрал себе молодую симпатичную руководительницу, доверил ей все свои надежды, проголосовал, как тогда говорили, сердцем. Правда, в этом случае сердце не подвело: сделали правильный выбор.
Ольга Николаевна родом из Липецка, в гимназии в первый раз оказалась, когда пришла на педпрактику студенткой. Да так и осталась здесь преподавать математику и физику.
– Я считаю, что это самое сложное, что есть в нашей профессии! Не ЕГЭ, не ОГЭ, не ВПР в старшей школе, а именно самое начало, первая часть.
Вот этот самый сложный вопрос в гимназии решают по-своему. Одиннадцать лет назад здесь открыли первые гендерные классы. Когда начинали, знали, что с точки зрения психологии мальчики и девочки развиваются по-разному, точнее, они просто разные планеты. В теории знали, но, как говорится, забыли про овраги! Когда начали работать, впервые увидели на практике, чем сообщество мальчиков отличается от сообщества девочек.
– Если те хотели стать принцессами, – рассказывает Ольга Николаевна, – то эти хотели стать всем, чем можно в этой жизни, но только не людьми, которые готовы писать, считать и сидеть за партами! Вот это и есть образ расползающегося сообщества. С ними больше, чем три минуты, нельзя учиться. Их надо переключать на новый вид деятельности.
С тех пор в школе появилась своя поговорка: «Лучшая диета – это взять класс мальчиков». Учительница, которая сделала это впервые, похудела за один месяц на 15 килограммов! Вот тогда-то у директора родился образ филигранного кружева, когда виточек к виточку укладывается долго и кропотливо. Преподавание у мальчиков в начальной школе и есть такое филигранное кружевоплетение.
Конечно, и в классе девочек есть свои трудности, но так уж устроила природа, что с ними все-таки легче: они с первого класса более мотивированы на учебу, послушны, собранны и т. д. В итоге в смешанных классах мальчики привыкают к активности девочек, к тому, что те первыми отвечают на вопросы учителя и всегда все готовы сделать, а мальчики тихонько отсиживаются, оставаясь на вторых ролях. В гендерном классе такого не происходит. В мужском коллективе надо действовать самому, здесь не отсидишься. Потому-то в такие классы родители, в чьих семьях воспитываются сыновья, занимают очередь заранее. Тем более что разделение довольно мягкое: отдельно мальчики и девочки сидят только на основных предметах, на всех творческих дисциплинах и во время проведения общешкольных мероприятий классы смешиваются. Воспитание совместное, обучение раздельное – таков принцип. В пятом классе все классы смешивают, гендер заканчивается. Хотя… Сегодня те самые первые первоклассники оканчивают одиннадцатый класс. В прошлые годы претендентами на золотые медали становились только девочки. Нынешняя выпускная параллель – первая за долгое время, где среди предполагаемых золотых медалистов мальчиков несколько, да и по количеству побед в олимпиадах они тоже проявляют себя прекрасно.
Еще один уникальный опыт гимназии заключается в том, что учитель начальных классов может продолжить работу в своем классе и после четвертого года обучения – остаться его классным руководителем в пятом классе и далее. По желанию он еще может вести какой-нибудь предмет в средних классах. В гимназии работает педагог начальных классов Екатерина Юркова, которая учила свой класс с первого до одиннадцатого, одновременно ведя у них математику до девятого, а потом ОБЖ.
А еще к развитию. Возможность саморазвития в гимназии предоставляется как ученикам, так и учителям. Работают система кафедр и проект «Профессионал», в рамках которого опытный педагог, победитель областного и лауреат всероссийского этапов конкурса «Учитель года» Нина Васильевна Павлова является наставником для молодых педагогов. Это особенно актуально для гимназии, так как на ее базе работает кафедра Липецкого государственного педагогического университета, студенты активно ходят на практику, а на лекциях старшего преподавателя кафедры, заместителя директора гимназии, учителя итальянского, французского языков Натальи Владимировны Чупрыны студентов набирается полный актовый зал.
Еще одно интересное начинание гимназии – реализация нового предмета «Исследовательский проект». В пилотном режиме Липецкая область включилась в реализацию ФГОС на старшей ступени обучения, и в гимназии предложили свой вариант изучения нового предмета.
Конечно, пришлось кое-что переделать, пересмотреть расписание, договориться с социальными партнерами, добавить пропущенные уроки. Последнее тем более нелегко, потому что в гимназии пятидневная рабочая неделя, а суббота – день дополнительных занятий. Но, как говорят педагоги, это их решение:
– Это наши внутренние маневры. Не страдает ни один предмет, в новых стандартах есть понятие «количество учебных часов», и они у нас сохраняются. Да, это большая предварительная работа, изменения в локальных актах школы, готовность учреждения допобразования, готовность наших преподавателей… Одним словом, должны сложиться все пазлы!
Комментарии