Это было самое необычное интервью за все время моей журналистской деятельности. Оно проходило в автомобиле, за рулем которого сидел сам интервьюируемый. Так получилось, что в тот день, когда я была в Иванове, Владимир Ильич Симунин, директор школы №41, должен был побывать в нескольких местах и решить ряд насущных вопросов. Так как переносить интервью на завтра или послезавтра не представлялось возможным, мы решили беседовать прямо в дорожных условиях, благо современным диктофонам ничто не может помешать. Предваряя мой вопрос, который я не решалась задать, Владимир Ильич объяснил, какая необходимость заставила его покинуть директорский кабинет:
– Еду в Госпожнадзор договариваться о рассрочке штрафа, который нам назначили за несвоевременное устранение предписаний инспекции. Заплатить сумму в 10 тысяч рублей в один платеж мы не сможем при существующей системе финансирования, поэтому приходится искать обходные пути. Не знаю, удастся ли мне договориться, но попробую. Вообще я все меньше занимаюсь вопросами педагогики. Раньше (сам удивляюсь) мне удавалось даже уроки посещать, а теперь я исключительно хозяйственными делами занимаюсь и документацией. В администрацию города мы, директора школ, как на работу ездим с разными отчетами – чиновниками становимся.- Владимир Ильич, чем ваша школа отличается от других?- Она расположена на окраине города, в рабочем районе, который возник вокруг знаменитого когда-то градообразующего предприятия – Ивановского завода чесальных машин. Корпуса его мы как раз сейчас проезжаем. Здание завода осталось, а самого предприятия нет уже много лет. Его бывшие работники трудоустроились кто где смог. Но жизнь продолжается, и школа наша, как и прежде, работает. Сейчас мы обучаем 1100 человек. 100 учатся в нашем филиале. В прошлом году мы взяли под свое крыло малокомплектную школу из села Горино – теперь это наш филиал. В результате дети продолжают учиться рядом с домом, а горинские педагоги не потеряли работу. В конце ноября мы отметили 50-летие. У нас проходила целая праздничная декада, посвященная этому событию. На самом главном юбилейном торжестве было 600 гостей – выпускники разных лет приезжали из других городов и стран. За 50 лет 41-я школа воспитала много людей, которыми наш город и страна могут гордиться: это ученые, в том числе профессора отечественных и зарубежных университетов, известные врачи, хирурги, артисты, почетные работники правоохранительных органов. Только в областной ГИБДД служат 12 наших выпускников, есть и судьи, работники прокуратуры, наш выпускник, один из самых ярких и талантливых моих учеников, сейчас руководит службой безопасности международного трибунала в Гааге. Он приезжает каждый год, встречается с нашими учениками и каждый раз подчеркивает, что наша школа – лучшая в Иванове. Хотя внешне – вы видели – она скромная, типовая что называется. Но люди, которых она выпускает, на редкость яркие. Есть среди выпускников и видные спортсмены – например чемпион мира по боям без правил. – С чем связана «силовая» специфика школы?- Большую роль сыграло в свое время военное дело. Тем более мы всегда старались использовать преимущества расположения школы. Мы находимся на окраине города и, значит, можем заниматься спортом в естественных природных комплексах. Благодаря этому дети наши растут здоровыми и энергичными. И раньше, и теперь традиционны для школы праздники «Мама, папа, я – спортивная семья», легкоатлетические кроссы и многоборье. У нас налажено сотрудничество со спортивными школами города на постоянной основе, денег за аренду мы не берем – приходится учитывать материальное положение родителей. Не только спортом мы занимаем детей. У нас есть музыкальные и творческие кружки, хоровой коллектив. Занятия в них тоже бесплатные. До постройки второго корпуса (его сдали в эксплуатацию в 1988 году) школа жила в напряженном двухсменном режиме. Первая смена приходила к 8 утра, вторая уходила в 8 вечера. Никакой возможности заниматься чем-то дополнительно не было. Сейчас условия совсем другие. В 15.30 заканчиваются все уроки, с этого времени до 21.00 школа живет бурной творческой жизнью. Официального статуса школы полного дня у нас нет, но, по сути, мы давно уже ею стали.Что касается педколлектива, то он на протяжении многих лет стабильный – 60 педагогов, среди которых есть заслуженные учителя и почетные работники образования. 16 учителей – наши выпускники. Могу с гордостью сказать, что от нас уходят только в исключительных случаях, при переезде в другой город например. Зато работают учителя, живущие в центре города и имеющие возможность устроиться рядом с домом, но ездят к нам, на окраину. Значит, есть что-то, что их здесь держит. – Что вы, как директор, делаете для сохранения коллектива?- Все, что в моих силах. Работаю массовиком-затейником, изыскиваю возможности устроить праздники для учителей, организовать выезды на природу, на отдых. Хочу, чтобы мои коллеги не погрязли в рутине, чтобы могли встряхнуться. На наших корпоративных вечерах стараюсь быть галантным кавалером – мужчин у нас мало.- А как у вас с нагрузкой? Неужели сокращение часов вашей школы не коснулось?- Над этим тоже нужно и можно работать. Программа – не жесткая догма. Первая обязанность директора – обеспечить нагрузку и достойный уровень оплаты. Но должен сказать, что переход на НСОТ ударил по ряду позиций, что-то мы потеряли. Сейчас для директоров многих школ основная проблема – кадры. Пройдет немного времени, и детей учить будет некому. В Иванове не хватает учителей иностранного языка, технологии. В перспективе, я думаю, нарисуется проблема с математиками. Вот смотрите: за час математик в школе получает 50 рублей, репетитор – 300-400. Все в репетиторы, конечно, не уйдут, но по две ставки никто не возьмет. У нас два вуза занимаются подготовкой кадров для школы, но их выпускники уходят работать куда угодно, только не в школы. Поэтому средний возраст педагогов нашей школы давно перевалил за 40 лет. Молодежи – единицы. За последние несколько лет пришли только три молодых специалиста, да и то я их каждый раз уговариваю остаться и поработать еще. Не знаю, надолго ли хватит моих уговоров. Потому что реально я им ничего предложить не могу, кроме улыбки и моральной поддержки. С такими ставками, как сегодня у молодежи, долго не протянешь. – А программы поддержки? Они действуют во многих регионах…- Они рассчитаны в основном на работников сельских школ. Городские молодые специалисты в них не участвуют.- Какие еще проблемы вы бы поставили в число первоочередных? – Самая большая проблема – зарплата учителей и их низкий социальный статус. Она так и не решена. Мы можем напичкать школы компьютерами последнего поколения, самой современной техникой, оборудовать кабинеты, пролицензировать школы, но самый главный вопрос останется открытым: кто будет учить детей? Еще проблема. В нашей школе больше 1000 учеников, но только три раза в неделю приходит медсестра. Ставка врача вообще не предусмотрена. По-моему, это ненормально. Я уже не раз говорил на совещаниях, что давно пора эту проблему решать. А мединститутам выпускать школьных врачей, которые будут знать возрастную психологию, подростковую физиологию и особенности детей школьного возраста. Педиатры – это не то. Но и педиатров в районных поликлиниках тоже уже не хватает.- А психолог у вас есть? – Есть. Но существующий бюджет заставляет сейчас ужиматься и в этой позиции. То, что в 90-е годы нарабатывалось, сейчас приходится сокращать. Я знаю, в ряде школ распрощались со ставками социальных педагогов и психологов. Где-то остались только полставки. Это серьезная проблема. – В некоторых школах стараются эти полставки отдать кому-то из предметников (предварительно послав его на переобучение или курсы), чтобы он добрал до ставки.- Считаю, что этот метод не лучший. Пироги должен печь пирожник. Лучше обеспечить школе достойное финансирование.- Но вам же сейчас никто не запрещает зарабатывать. Пожалуйста, есть все возможности.- Нет, я не сторонник этого подхода. Меня уже не раз за это критиковали, но я, видимо, уйду с поста руководителя с убеждением, что школа с учредителем в лице государства – бюджетное учреждение. Задача директора школы и администрации не заниматься добыванием денег, а организовать образовательный процесс, создать сплоченный коллектив квалифицированных педагогов и дать детям хорошие знания. Чтобы они успешно сдали экзамены, поступили в те вузы, в которые они хотят поступить, и приобрели те профессии, которые их привлекают. Зарабатывать могут частные школы, возможно, некоторые центральные, где контингент другой и родители побогаче. Нам оказывают помощь наши выпускники. Есть у нас хорошие добрые партнеры. Их вклад в оснащение школы значителен, но зарабатывать… Увольте. Раньше большую помощь оказывал завод – предприятие шефствовало над школой. Мы вообще не знали такой проблемы, как подготовка школы к новому учебному году. Сегодня в муниципальных школах европейских стран тоже существует такой порядок. Директор летом уходит в отпуск и отдает ключи от школы представителю муниципалитета, приходит перед началом учебного года и принимает готовую школу. А у нас сейчас директор должен быть и прорабом, и кровельщиком, и вентиляцией заниматься, и сантехникой. И каникулы все проводить в школе. Я вот смотрю, молодые и образованные не очень-то хотят взваливать на себя бремя проблем. Работа директора очень разноплановая и энергоемкая. На работе можно быть с утра и до вечера. Вот вчера у нас случилась авария – прорвало трубу. Я пришел домой в девятом часу. Кстати, есть в нашей семье своя новогодняя традиция: 31 декабря я прихожу из школы в 21.00, а 1 января в 8.30 я уже снова там, проверяю, все ли в порядке. – Владимир Ильич, а ваша жена с пониманием относится к этому?- Она тоже преподаватель. Вместе мы отдали нашей школе 70 лет. Пришел я сюда сразу после окончания университета учителем истории в 1976 году и больше никуда не уходил. Был завучем по внеклассной работе, а в 1988 году стал директором. Мой папа, учитель физкультуры, в образовании 50 лет, мой дядя, Ефим Исаакович Черномордик, – легенда и гордость Иванова, заслуженный учитель – до 80 лет возглавлял школу-интернат №5. Другой дядя – руководитель хоровой капеллы мальчиков Александр Михайлович Жуковский, тоже педагог, воспитатель детских душ через музыку. Тетя – педагог с 50-летним стажем, сестра жены тоже работает в школе. Мы не подсчитывали, но думаю, наши семьи отдали образованию очень много времени и душевных сил. Наш сын – историк, но в школу ни ногой. Насмотрелся на нас… Я тоже иногда задумываюсь: где у нас, педагогов, силы берутся? И понимаю – силы дают дети, поговоришь с ними – и снова жить и работать хочется.Меня тревожит, что у родителей в последнее время появился к школе потребительский подход. Они считают так: «Нам некогда. Пусть школа отвечает за все: за образование, воспитание, здоровье наших детей». Если с первым я согласен, то дальше – нет. Школа никогда не заменит ни папу, ни маму, ни добрых семейных традиций. Не зря Толстой говорил: «Счастлив тот, кто счастлив дома». Если дома все хорошо, то и в школе ученик, как правило, чувствует себя комфортно, если нет – педагогам труднее решать не только воспитательные задачи, но и образовательные.P.S. Материалы на тему «Директорского клуба» читайте в «УГ-Москва» №4 от 25 января 2011 года.К сведениюКонстантин ИВАНОВ, заместитель председателя Ивановской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки:- Для повышения правовой компетентности педагогов обком провел в декабре 2010 года выездные семинары во всех городских и районных организациях для руководителей и председателей первичных профорганизаций по вопросам соблюдения трудового законодательства и оплаты труда.Мы считаем, что при установлении оклада молодому специалисту повышающий коэффициент должен быть на уровне специалиста со стажем от 5 до 10 лет.2011 год мы начали с реализации программы по оздоровлению педагогов. Учителя получили возможность пройти курс лечения в местных санаториях со значительной скидкой стоимости путевки и комплексное обследование глаз в офтальмологической клинике по льготным тарифам.Иваново
Комментарии