На VII Санкт-Петербургском конгрессе «Профессиональное образование, наука, инновации в XXI веке», организованном Комитетом по науке и высшей школе, состоялся целый ряд круглых столов. Каждый из них прошел на базе ведущих петербургских вузов. Не остался в стороне и Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. Здесь обсуждали тему «Проблемы и перспективы психолого-педагогической подготовки и аттестации преподавателей современного вуза». Поскольку в 2014 году в системе образования, в том числе и высшего, грядет переход на эффективный контракт, этот вопрос рассмотрели в первую очередь. Что вполне объяснимо, ведь эффективный контракт будет увязан с качеством деятельности преподавателя, а следовательно, и его зарплатой.
Первый проректор РГПУ им. А.И.Герцена доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Сергей Гончаров назвал переход на эффективный контракт «исключительно серьезным мероприятием в сфере образования». Прежде всего потому что понятие «эффективный контракт – эффективная деятельность» приведено в близкое соответствие с понятием системы оплаты труда преподавателя.По его словам, сегодня введены очень жесткие требования применительно к вузам, соответственно которым независимо от объемов финансирования зарплата в вузе должна быть не ниже средней по региону. Также введено понятие «дорожной карты», где каждый вуз должен прописать мероприятия по обеспечению результативной и эффективной работы, которая коррелирует с ростом и динамикой роста зарплаты.Впрочем, сегодня во многих высших учебных заведениях уже существует новая модель построения зарплаты. Основная ее особенность – дифференциация подхода. К примеру, начиная с прошлого года каждый вуз определяет свою базовую часть зарплаты, на которую наслаиваются дополнительные выплаты: компенсационные и стимулирующие. Из этого складывается общий объем заработной платы.Раньше, когда проводили аттестационные процедуры, говорили, что профессор замечательно работает в аудитории, студенты его принимают, и это была скорее эмоциональная квалификационная характеристика. Конечно, при этом засчитывалось количество статей, достижений, но это носило скорее информирующий характер. Никто никогда не ставил вопрос категорически, если, например, профессор по званию и по должности за свою солидную профессиональную жизнь не подал ни одной заявки ни в какой научный фонд. И не было поощрений для того, кто подал и получает гранты. Все были в равной позиции. Это также не влияло на срок трудового контракта. Сейчас, как уточнил Сергей Гончаров, все это стало входить в понятие эффективной работы преподавателя со студентами.Кстати, Герценовский университет, еще задолго до того как были введены в употребление слова «эффективный контракт» и высказаны рекомендации по повышению зарплаты и конкретизирующие методологические принципы построения новых моделей оплаты труда в вузах, стал менять порядок аттестации преподавательского состава. По словам Сергея Гончарова, в вузе всегда ориентировались на требования времени, которые предъявлялись к высшему образованию, а также учитывали те задачи, что стояли и стоят перед университетом и сформулированы в его программе развития.- Мы стали вводить требования к компьютерной грамотности, требования к цитируемости, – пояснил первый проректор РГПУ им. А.И.Герцена. – Важно понимать, что эти требования законные, потому что деятельность должна иметь измерения, которые показывают уровень и качество профессиональной работы профессорско-преподавательского состава. Благодаря этому сегодня в Герценовском университете сложились предпосылки, которые обеспечивают более или менее безболезненный переход к эффективному контракту, где в трудовом договоре администрации с работником будут конкретизированы его должностные обязанности, условия работы, показатели и критерии оценки эффективности деятельности при назначении стимулирующих выплат. В то же время, по мнению профессора кафедры общей психологии Петербургского университета МВД России Сергея Безносова, в оценочных показателях эффективности деятельности преподавателя есть спорные моменты. Например, главная работа профессора заключается в учебной работе со студентами, однако оценка идет по другому виду деятельности – по научной работе. На его взгляд, подобная система аттестации профессоров – доцентов напоминает ситуацию, когда футболист получает звание мастера спорта не за то, что быстро бегает и метко бьет, а за умение один раз в жизни грамотно исполнить какое-нибудь музыкальное произведение. То есть преподаватель защитил кандидатскую диссертацию по научной работе, которая к учебной деятельности никакого отношения не имеет, и получает высокую зарплату.Как отметил Сергей Безносов, сейчас работа любого преподавателя оценивается лишь по количеству нагрузки в часах. Чем больше проводишь времени в аудиториях, тем больше получаешь в рублях. Сергей Гончаров согласился с тем, что коллега заострил проблему, однако здесь все дело в том, как выстроить модель и корреляцию показателей. Кроме того, по мнению Сергея Гончарова, из требований к эффективности деятельности преподавателя нельзя исключить научные показатели:- Наука и педагогическая деятельность неразрывны. Да, часто говорят: «Это хороший преподаватель». В чем его «хорошесть»? Что он пришел, рассказал пару анекдотов и связал их с темой? Студенты в восторге, но что они запомнили? Что узнали нового из предметной области, из методики? Если ты хороший, то закончи этот цикл, сделай так, чтобы и студенты тоже были хорошими.Если кандидат или доктор наук преподает в вузе, то он обязан по определению заниматься активной исследовательской научной деятельностью. Если он этим не занимается, то содержание образования очень быстро устаревает. По некоторым направлениям и отраслям знания устаревают мгновенно. Например, в медицине.Другое дело – вопрос измерителей, но здесь каждый вуз сам разработает матрицу эффективного контракта и индивидуальных показателей. Важно лишь, чтобы среди них не было неприменимых и абсурдных.К слову, Герценовский университет движется к дифференцированной модели оплаты труда уже с 2008 года и в этом плане нисколько не отстает от школы. Отличие в оплате труда в школе и в вузе, как пояснила заведующая кафедрой педагогики РГПУ им. А.И.Герцена Светлана Писарева, в том, что она изначально разная по форме контракта. В школе заключается коллективный договор, а в вузе персональный контракт с преподавателем. Сегодня ни в школе, ни в вузе пока нет эффективного контракта, а есть стимулирующие надбавки. И там, и там определенные суммы расходуются на надбавки преподавателям.Что касается изменения подхода в связи с введением эффективного контракта, то, по мнению Светланы Писаревой, это правильно. Нельзя успокаиваться, став доцентом или кандидатом, доктором наук. Ведь на самом деле вузы в России построены по модели немецкого классического университета, который задумывался как исследовательский университет и где обучение студентов происходит в рамках исследовательской деятельности. В Герценовском, к примеру, студенты с первого курса выполняют курсовые работы, которые являются исследованиями. Если студентов погружают в исследовательскую деятельность, то почему преподаватель не должен вести исследовательскую работу? Он как раз в первую очередь должен находиться на волне поиска. В этом плане интересен зарубежный опыт. Там преподаватель вуза проводит исследования в двух областях: по своему предмету и по образовательному процессу (как влияют его нововведения на качество образования).Подытоживая, Сергей Гончаров заметил, что процесс перехода на эффективный контракт будет сложным и многолетним, особенно в психологическом плане. Потому что придется преодолеть естественное сопротивление человека измерению, отчетности. Но без измерения нельзя будет показать разные позиции, соответственно которым будут выплачиваться стимулирующие надбавки. Эффективный контракт потребует изменить свою психологию, изменить отношение к самому себе, к своему делу, к окружающим. Это как второе рождение. Однако для тех, кто сформирует в себе понимающее отношение, откроются новые перспективы профессиональной реализации и развития.К сведениюЕсли взять зарплату в сегодняшнем вузе, то, к примеру, ассистент и профессор, которые работают стабильно, но неактивно, то есть без привлечения грантов, получают соответственно от 18 до 35 тысяч рублей в зависимости от нагрузки. Но это стартовая сумма, расчет которой ведется исходя из наличия ученой степени, звания и должности. Дальше следуют надбавки за активную профессиональную позицию. С надбавкой ассистент может получать 50 тысяч рублей в месяц, а профессор – до 100 тысяч рублей. Как правило, многие преподаватели работают в рамках нескольких грантов.Санкт-Петербург
Комментарии