– Вася, что это у тебя за плащ в руках?
– Это не плащ, это мой товарищ после сессии.
Этот “бородатый” анекдот, видимо, обречен жить вечно. Проблема студенческого здоровья существовала всегда: резкое по сравнению со школой увеличение нагрузки, полуголодная жизнь при тощих кошельках, отсутствие какого-либо режима в развеселых общагах – кто не помнит всех “прелестей” вузовской жизни, которые через годы дают о себе знать! И все же в последние годы ситуация стала еще хуже…
108 будущих педагогов из 125 обследованных страдают болезнями нервной системы. Следующие по “популярности” – болезни эндокринной системы, органов пищеварения, дыхания, крови, всего десять(!) основных групп болезней. Многие студенты, как оказалось, раньше никогда и не проходили квалифицированного медицинского осмотра – особенно те, кто приехал на учебу из сельских районов Приангарья. Абсолютным здоровьем среди первокурсников Ангарского педагогического колледжа не мог похвастать, пожалуй, никто. 86 процентов отметили, что часто болит голова, 78 – что после занятий нет никаких сил. В списке студенческих недугов, занимающем добрую страницу, – боли в животе, в сердце, головокружения, колотье в боку, изжога…
Эти и другие данные были получены и обобщены сотрудниками клиники Института педиатрии и репродукции человека Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН нынешней весной. Уже более года Ангарский педколледж является областной экспериментальной площадкой по созданию здоровьесберегающего образовательного пространства. Попросту говоря, в Ангарском педколледже решили выпускать учителей, которые бережно относятся к здоровью собственному, своих учеников и коллег. Авторский коллектив уникального эксперимента, рассчитанного на шесть лет, возглавляет доктор биологических наук Елена Дзятковская – человек, имеющий в образовательной среде Приангарья репутацию хранительницы детского и учительского здоровья.
– В высшие и средние специальные учебные заведения сегодня приходят учиться юноши и девушки, которые, к сожалению, уже имеют вредные привычки – курят, выпивают и даже наркоманят. А это ведь не только будущие педагоги, но и будущие родители. Что же делать? Даже если каждый день в расписание ввести физкультуру, это не поможет решить проблему. К оздоровлению студентов нужен комплексный подход, – убеждена Елена Николаевна. – Главное, чему и как мы учим студента. Ведь если он будет учиться в условиях авторитарной педагогики, в условиях насилия, эту схему взаимодействия “преподаватель – студент” он перенесет и в школу, куда придет с дипломом в кармане.
Вот мы удивляемся: приходит из вуза в школу милая девочка – а уже голос надменный, может унизить ученика, поставить его в неловкое положение, оскорбить… Откуда это? Из окружающего культурного пространства, носителем которого и является она сама!
Именно поэтому в Ангарском педколледже особое внимание уделяется педагогической диантологии – науке о профессиональном поведении, а рабочая программа носит название “Здоровьесберегающие позиции специалиста – основа здоровья ребенка”. Иркутские ученые уже сегодня выдвигают как главный для педагога принцип “Не навреди!”. Педагогическая диантология говорит и о том, как учителям выстраивать отношения между собой.
К концу первого года в педагогическом колледже уже заметны результаты эксперимента: даже родители стали приходить за консультациями! У каждого студента есть тетрадь самодиагностики. Это означает, что у будущих педагогов постепенно появляется мотивация к сохранению и укреплению здоровья. После трех лет учебы в колледже ангарские студенты, математики и филологи, переходят на 3-й курс ИГУ. Эта ценная программа целевой подготовки учителей для сельских школ предложена ангарчанам начальником ГУОПО администрации области Леонидом Выговским, а реализуется благодаря ректору классического университета Александру Смирнову. Так вот, к переезду на старшие курсы, в областной центр – Иркутск, который изобилует уличной рекламой пива, сигарет, – будущие педагоги должны получить иммунитет к вредным привычкам, устоять в не дружественной для здоровья среде.
К сожалению, Ангарский педколледж – пока исключение из общего правила. Сегодня, как это ни печально, вузы стремятся лишь напичкать студентов знаниями и, желательно, взять за это хорошие деньги. Родители при этом зачастую жертвуют собственным здоровьем. В дипломе же выпускника вуза нет такой графы: “Здоровье: хорошо”. Или хотя бы “удовлетворительно”. Увы, охрана здоровья – дело рук самих студентов.
Элеонора КЕЗ
Ангарск
Комментарии