Если спросить родителей, чего они ждут от начальной школы, то скорее всего последует стандартный ответ: базовых знаний. А если подойти с другой стороны? Чего опасаются родители будущего школьника? Вот тут на нас посыплется масса эмоций, подтверждающих, что страх за своих чад все-таки есть! В большинстве своем все сводится к одному – боязни психической травмы у ребенка.
Родителей можно понять. Ведь пробелы в знаниях устранимы более или менее легко, в то время как одна лишь сильная обида или эмоциональное потрясение может в будущем обернуться комплексом неполноценности. А если эта обида не одна, а эмоциональное напряжение длится изо дня в день?
На своем опыте я убедилась, как часто беззащитны дети перед бестактностью взрослых, хамством ровесников и т.п. Как помочь ребенку выйти из сложной ситуации с достоинством, не ущемляя ни себя, ни другого в праве на уважение? Решение этой задачи требует систематической, планомерной и кропотливой работы.
Огромную роль играют отношения учеников с учителем. С первых дней общения нужно дать четкое представление о том, что школа – это не исправительное учреждение, а учитель – не представитель карательных органов. Пусть дети воспринимают взрослого как помощника, защитника, советчика, а не как надзирателя. Вряд ли кто-то станет оспаривать это. Если с первым учителем ребенку повезло – можно дышать спокойно несколько лет. Но придет время, когда одного учителя сменят десять других педагогов. И в этот период самое главное – доброжелательная атмосфера в классе, дружелюбные отношения между одноклассниками. Для достижения этой цели требуется работа не только с детьми, но и с родителями.
В первую очередь и дети, и родители должны понять одну из главных задач этой работы: научиться безболезненно выходить из конфликтных ситуаций, а также уметь предупреждать такие ситуации. Для этого существуют разные пути. С родителями обычно проводятся индивидуальные консультации, общие вопросы обсуждаются на родительских собраниях.
С детьми работа нужна более кропотливая и поэтапная. Любая беседа должна быть адаптирована к данному возрасту детей, вся терминология – понятной. Лучше всего, если детям предоставится возможность свободно высказывать свое мнение по обсуждаемому вопросу.
Для обсуждения берутся самые разные произведения: сказки, рассказы, стихи. А в коллективе детей постарше – случаи из их жизни.
Например, с шестилетками разыгрывается сказка “Репка”. После несложного обсуждения дети приходят к выводу, что совместный труд приводит к большим успехам, чем работа в одиночку. Но на этом работа со сказкой не заканчивается. Учитель предлагает детям придумать другие варианты развития событий. Внучка, например, собирается на дискотеку и не хочет помогать; Жучка поссорилась с кошкой; бабка обидела мышку и т.п. Под руководством учителя дети находят выход из создавшейся ситуации, обсуждают, что надо делать, чтобы такие ситуации не появлялись в нашей жизни.
Постепенно дети учатся анализировать поведение литературных героев, находить причины конфликтов и пути их преодоления.
Для работы с детьми 9-10 лет могут использоваться деловые игры, тренинги. Участники разыгрывают по ролям предложенные конфликтные ситуации и выбирают наиболее удачную стратегию и тактику решения или предотвращения конфликта. Ситуацию можно проигрывать, перевоплощаясь в разных персонажей или киногероев. Можно проиграть каждую ситуацию с позиций: критика, пессимиста, оптимиста, реалиста.
Какие можно предложить ситуации? “Вспышка грубости”, “Несправедливое обвинение”, “Бестактная критика” и т.п.
Обсуждая с ребятами разные случаи из жизни, надо попытаться заставить их понять, почему их обидчик поступает именно так, а не иначе. Хочется, чтобы дети могли видеть любую ситуацию с разных точек зрения. Только так они научатся понимать других людей, видеть свои поступки со стороны. А это и есть шаги к взаимопониманию в коллективе.
Если наши воспитанники перестанут испытывать страх перед школой, оценками, учителем, одноклассниками, то и работа по передаче им знаний значительно облегчится.
Елена КОРЧАГИНА,
учитель начальных классов, сш N9
Брест
Комментарии