Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей», являющийся частью национального проекта «Образование», стартовал в начале года. Он, как и другие масштабные проекты, рассчитан на несколько лет, до конца 2024 года. «Учительская газета» выяснила, что уже сделано, а что еще предстоит сделать для достижения поставленных целей в регионах, с какими проблемами столкнулись участники проекта и как их решают на местах.
Напомним, что целью названного проекта является создание условий для повышения компетентности родителей, законных представителей, а также тех, кто только собирается взять в свою семью приемных детей, в вопросах образования и воспитания. По мнению инициаторов проекта, нынешним мамам и папам, как родным, так и приемным, остро не хватает знаний, современные реалии нередко ставят их в тупик, а собственный опыт детства и отрочества, так же как методы воспитания бабушек и дедушек, не служат опорой. На помощь семье, по мнению авторов проекта, должны прийти специалисты. Дети смогут избежать многих проблем, если взрослые, занимающиеся их воспитанием, будут иметь возможность своевременно получать поддержку психологов, дефектологов, логопедов, педагогов и методистов независимо от места жительства и уровня доходов семьи. То есть главная отличительная особенность реализующейся программы в том, что поддержка должна быть доступна всем без исключения, осуществляться на безвозмездной основе как в личном общении со специалистами (на базе консультативных центров, созданных в регионах, в том числе в удаленном формате – через скайп или вайбер), так и в режиме онлайн с помощью просветительского портала (он будет доступен с 1 декабря этого года).
Для успешной реализации проекта потребовались серьезные материальные вложения. Проект предусматривает ежегодную грантовую поддержку на развитие деятельности по информированию и просвещению родителей в регионах. Организации, которые доказали свою компетентность в данном вопросе и готовность к реализации проекта (как методическую, так и материально-техническую) на местах, получили субсидии. Поскольку договоры с организациями (как государственными, муниципальными, так и частными, социально ориентированными НКО) заключаются на год, имеется возможность включиться в проект и в последующие годы. Проектом предусмотрены и уже проводятся мониторинг оказания услуг и оценка достижения показателей.
Задача одна – вариантов решения несколько
В каждом регионе была создана своя модель организации системы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи семьям, имеющим детей. Федеральный центр не навязывал единой модели, потому что в каждом регионе имелись неодинаковые стартовые возможности и собственные наработки. В настоящий момент в реализации проекта на различных территориях участвует разное количество организаций. Например, в Нижегородской области консультации проводят семь организаций, являющихся грантополучателями, четыре (у одной из них есть сеть филиалов, расположенных в разных частях города) находятся на территории областного центра, три – в крупных городских округах. В Ярославской области базовых организаций гораздо больше: консультативные центры созданы не только в самом Ярославле, но и в большинстве районов на базе 37 школ и дошкольных учреждений, 3 интернатов и 5 некоммерческих организаций. Но грантополучателями стали две организации, являющиеся кураторами проекта (одно государственное учреждение и одна некоммерческая организация). Ядром созданной системы помощи стало ГОУ «Центр помощи детям». Именно центр осуществляет организационное, методическое, аналитическое сопровождение и мониторинг развития системы консультативной помощи.
Говорить о том, какая модель работает эффективнее, можно будет спустя время. «Учительская газета» обязательно проведет свой независимый мониторинг.
Кадры решают все
Помимо материальных, проекту потребовались человеческие ресурсы. Достижение намеченных результатов во многом зависит от квалификации кадров. Федеральным проектом предусмотрено обучение большого числа специалистов НКО, государственных и муниципальных организаций по дополнительной профессиональной программе для педагогов, оказывающих услуги психолого-педагогической, методической и консультативной помощи. Каждый регион получает средства на обучение согласно квоте. Обучение проводится в несколько этапов. Первый этап проходил на базе Московского педагогического государственного университета весной и летом текущего года, второй (и последующие этапы) будет проводиться на базе организаций дополнительного профессионального образования, определяемых самими регионами. Так, например, в Нижегородском институте развития образования в настоящее время уже идет обучение второй группы специалистов по программе, предусмотренной проектом.
Двигатель проекта
На первом этапе очень важно, чтобы о реализующейся программе узнали все, кто воспитывает детей или собирается стать воспитателем. Проект предусматривает финансирование мероприятий по продвижению, однако на настоящий момент рекламы в СМИ явно недостаточно. Радио, телевидение и большинство газет, выпускающихся в регионах, обходят стороной эту важную для всех тему. Почему так происходит? Возможно, региональные медиа требуют слишком высокую цену и не хотят отдавать драгоценные минуты эфира и газетные площади социальной рекламе. В транспорте тоже нет рекламы, и, возможно, по той же самой причине. Получается, что пока лишь региональные министерства и департаменты образования и социальной политики принимают участие в продвижении проекта. Лишь они по имеющимся каналам информируют родителей. Хотя и здесь не все гладко. Несмотря на то что в каждом регионе прошли совещания руководителей районных управлений и директоров образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, на которых ответственные за проект лица объясняли его задачи и механизм реализации, не все директора донесли информацию до педагогов, непосредственно контактирующих с родителями, главными «потребителями услуг» (это не фигура речи – результаты, предусмотренные проектом, измеряются в количестве оказанных населению «услуг», иными словами, в количестве консультаций). Или донесли, но не в полном объеме, мимоходом, перечисляя наряду с другими задачами. Получилось так, что человеческий фактор, степень личной заинтересованности руководителя образовательного учреждения оказались в продвижении важного проекта решающими.
Вот что, например, мы имеем сегодня в Нижегородской области: в одних школах и детсадах о доступности бесплатных консультаций говорят много как на общих родительских собраниях, так и в личном общении с родителями, в других не говорят вовсе. В результате проект пока что, к сожалению, работает не масштабно, а локально, точечно. Созданы центры, подготовлены специалисты, но ожидаемого потока нет. О проекте, который реализуется вот уже несколько месяцев, как показал наш выборочный опрос, знают немногие.
Есть еще один тормозящий момент, о котором говорят руководители консультативных центров. Он относится скорее к эмоционально-психологическим. Несколько лет сомнительные частные «медицинские» центры по всем возможным каналам навязывали населению так называемую бесплатную диагностику. В мышеловку с бесплатным сыром попались многие, кто-то до сих пор выплачивает кредиты, взятые на абсолютно «бесполезное» лечение. Обжегшиеся на этом люди не доверяют никакой рекламе, даже социальной. Этот момент нельзя не учитывать, поэтому вся надежда на воспитателей, учителей, школьных психологов, педагогов дополнительного образования и работников социальных служб. Именно они могут стать самым мощным двигателем проекта на первом, самом важном, этапе. Родители, которых они направят на консультации и которые останутся помощью довольны, сами начнут везде рекламировать проект, станут его благовестниками, бескорыстными PR-менеджерами. Нужно учитывать ментальные особенности: в России до сих пор канал «ОБС» («одна бабка сказала») пользуется наибольшим доверием.
Помощь всегда под рукой
На консультацию в центр (личную или по скайпу) родители должны записываться за несколько дней по телефону или в диалоговом окне на сайте, но нередко проблема требует немедленного реагирования и консультация специалиста нужна прямо сейчас. Проектом предусмотрена работа «горячей линии». Кроме того, 1 декабря 2019 года начнет функционировать федеральный портал информационно-просветительской поддержки родителей. Особые модули для коммуникации пользователей портала, в том числе в диалоговом режиме, позволят получать консультации специалистов вне зависимости от времени суток и места жительства. Портал создавался с учетом имеющегося опыта, в качестве образца использовался международный проект «Энциклопедия раннего детского развития». Разделы портала будут содержать информацию по вопросам оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи, повышения психолого-педагогической грамотности родителей школьников и дошкольников (в том числе в возрасте до трех лет), информационные и мультимедийные материалы. Целевой аудиторией портала являются семьи, в которых воспитывается неродной ребенок (семьи опекунов, усыновителей), приемные семьи, детские дома семейного типа, малообеспеченные и многодетные семьи, родители, воспитывающие детей с особыми потребностями, неполные и молодые семьи, граждане, которые самостоятельно дают детям дошкольное образование.
Ко всем педагогам просьба при любой возможности рассказывать родителям о проекте и портале. Так вы защитите детей от родительской безграмотности и вызываемых ею психологических травм. Помните о том, что ваше неравнодушие поможет детям избежать серьезных проблем в будущем.
Комментарии